В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся». Это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.
Технологией, которая в силу своей дидактической сущности позволяет решать стоящие перед современной школой задачи, является метод проектов.
Проектирование – это особый, творческий вид деятельности, обладающий объективной и субъективной новизной, который нравится школьникам, видимо, потому что помогает им реально раскрыть свои творческие возможности, заложенные в них природой, стать активными участниками процесса обучения. Метод проектов сегодня считается наиболее результативным методом обучения, причем нами в педагогической практике используется как педагогический, так и ученический проект. Проектная деятельность способствует развитию творческой активности ребят, поднимает качество обучения, способствует развитию межпредметной компетенции обучаемых, способствует успешной социализации учащихся, формированию их проектной культуры.
Современное образование немыслимо уже без широкого применения информационных технологий. Новейшие технические средства превращаются в обязательное условие учебного процесса, повышая информативность, интенсивность и результативность образования. Они усиливают мотивацию учения, позволяют по-новому вести занятия, управлять учебным процессом.
Использование информационных технологий в преподавании истории способно существенно углубить содержание исторического материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащимися в освоении исторического материала.
Роль компьютера в историческом образовании разнообразна:
- Помощь учащимся в эффективном усвоением исторической информации и ее систематизации;
- Представление ученику максимальных возможностей свободы в определении способов и темпов усвоения программного материала;
- Содействие становлению объемных и ярких представлений о прошлом;
- Моделирование социальных процессов, особенно в связи с возрастанием интереса к проблеме альтернативного исторического процесса.
Специфика информационных технологий заключается в том, что они представляют учителю и учащимся громадные возможности выбора источника получения разнообразной информации, дают возможность значительно расширить образовательную среду и создать дополнительные дидактические условия для повышения мотивации познавательной деятельности, изменения отношения к процессу обучения, формирование навыков самопознания и самореализации. Кроме того, информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции инновационных технологий и методов, реализовать их потенциальные возможности.
Метод проектов, как и любой другой метод, может быть использован с помощью новых информационных технологий. Проектная деятельность с использованием информационных технологий представляет учителю широкие возможности для совершенствования форм и методов своей работы, выводя ее на качественно новый уровень.
Уроки, на которых применяется проектная деятельность с использованием информационных технологий, помогают учащимся понять роль знаний, эмоционально ощутить разнообразие форм работы с информацией, а главное – развивать умения активной познавательной деятельности. В процессе этой деятельности учащиеся преодолевают барьер незнания, неумения. Тем самым выстраивается «успешность» образовательного процесса с переходом на динамику дальнейшего саморазвития. Положительные результаты не заставят себя долго ждать. В своих учениках учитель откроет активных и заинтересованных партнеров, в самом себе – неведомые ранее резервы для профессионального роста.
Примером организации проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий может служить интегрированный урок в 9 классе.
Циклограмма организации проектной деятельности в 9 классе
Тема проекта: «Серебряный век» русской культуры.
Учебный предмет: история, литература.
Участники: учащиеся 9 класса.
Продолжительность: 3 урока.
Тип проекта: прикладной с элементами информационного, внутришкольный, краткосрочный, коллективный.
Цель проекта: создание серии буклетов, представляющих основные направления в литературе и искусстве России начала 20 века.
Задачи проекта:
- формирование представлений об основных тенденциях в развитии русской культуры начала 20 века;
- формирование ключевых компетенций (поисковых, коммуникативных, рефлексорных, менеджерских), компьютерной и информационной культуры.
Роли: поисковики информации, компьютерщики, защитники продукта.
Ход проекта
Сроки | Этап работы над проектом | Содержание работы на этой стадии | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1 урок. | Подготовка и планирование. | Формулировка совместно с руководителем проекта
темы, постановка проблемы, выдвижение гипотез – путей решения
проблемы, определение состава групп, распределение ролей:
|
Обсуждают предмет с учителем и получают при
необходимости дополнительную информацию. В рамках общей темы каждая
группа определяется с темой своего буклета. Устанавливают план действий. Формулируют задачи. Составляют индивидуальные планы работы. |
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей, формулировке темы буклета. |
Между 1 и 2 уроком. | Поисковый. | Сбор информации. | Собирают информацию, используя различные источники (учебную и художественную литературу, материалы Internet и другие медиапродукты). | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью. Проводит индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ. |
2 урок. | Обобщающий. | Обсуждение и анализ собранной информации, решение промежуточных задач. Формулирование выводов, выбор формы презентации продукта. | Анализирую информацию, структурируют ее, решая промежуточные задачи. Проводят промежуточные отчеты. | Наблюдает, советует. |
Между 2 и 3 уроком. | Оформление результатов (продукта), подготовка к публичной защите. | Оформляют результат работы, возможна репетиция публичной защиты. | Определят время для презентации. | |
3 урок. | Представление или отчет результата работы. | Публичная защита проекта. | Представляют свои проекты на обобщающем уроке, обсуждают. | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. |
После 3 урока. | Оценка результатов и процесса. | Подведение итогов, анализ выполненной работы. | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения, проводят самоанализ и самооценку. | Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета. |
Особенно актуальна и эффективна организация уроков истории с использованием ИКТ в классах третьего концентра. Примером организации урока с применением учительского проекта (Web – сайта) может служить урок в 11 классе по курсу «История Отечества».
Проект урока с использованием Web – сайта в 11 классе по курсу «История Отечества»
Тема: Тыл в годы Великой Отечественной войны.
Место темы в системе уроков: 3 урок в теме «СССР в годы Великой Отечественной войны».
Тип: Урок изучения нового материала.
Форма: лабораторное занятие по учебнику и материалам Web – сайта размещенного на сетевом окружении школа.
Методы: программированный, эвристический.
Цели:
- формирование яркого, целостного представления о фактах, событиях в развитии экономики, политики, культуры в годы войны и их интерпретация авторами учебника, формирование аргументации личностного оценочного суждения;
- отработка и совершенствование основных умений и навыков, формирование компьютерной и информационной компетенции;
- осознание ценности полученных знаний для усвоения последующих тем, умений и навыков для дальнейшей социализации, формирование нравственных качеств, чувства гордости за российский народ.
Ход урока
Этап | Организация деятельности | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Мотивационно - ориентировочный. | 1) Создание позитивного настроя на деятельность,
вхождение в контакт. 2) Актуализация: тема, форма, цели данного урока, требования к оформлению результатов работы; |
Настраиваются на восприятие нового материала, распределяются по группам, фиксируют тему урока. | Проводит психологическую подготовку обучаемых, создает эмоциональный настрой. Мотивирует учащихся, определяет степень их готовности к восприятию нового материала. Выдает группам инструктивные карточки с заданиями и оценочные листы, проводит инструктаж. |
Самостоятельное изучение нового материала. | 1) Восприятие, осмысление и первичное запоминание нового
материала. 2) Усвоение материала на уроке, применение его в измененной ситуации. |
Каждый участник группы выполняет свое задание из
инструктивной карты, используя текст учебника, таблицы, материалы Web –
сайта «Великая война 1941 – 1945», размещенного на сетевом окружении
школы. По окончании работы оформляют ответы всех членов группы в виде сообщения, капитан готовится к публичному выступлению. |
Направляет, контролирует работу учащихся. |
Коллективное обсуждение результатов. | Установление обратной связи с целью своевременного устранения ошибок. | Командир группы выступает с сообщением, сопровождая его материалами сайта. Остальные учащиеся внимательно слушают. | При необходимости задает уточняющие вопросы, корректирует. |
Подведение итогов. | 1) Выявление качества и уровня овладения знаниями и
способами действий, обеспечение их коррекции.
2) Анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспективы последующей работы. |
1) Под руководством учителя делают основные вывода по
изучаемой теме, записывают их в тетрадь. 2) Заполняя оценочный лист, проводят само - и групповую оценку. |
Помогает сформулировать выводы, корректирует, выставляет оценки, комментирует их. |
Домашнее задание. | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Записывают домашнее задание. | Дает дифференцированное домашнее задание. |
Пример инструктивной карточки для групповой работы на уроке:
1. Проанализируйте таблицу и сделайте вывод об уровне военного производства СССР и Германии в годы Великой Отечественной войны.
Производство военной продукции в СССР и Германии (1941 – 1945) (тыс. шт.)
Виды продукции |
СССР |
Германия |
Танки и САУ |
102,8 |
46,3 |
Боевые самолеты |
112,1 |
89,5 |
Орудия |
482,2 |
319,9 |
Миномёты |
351,8 |
78,8 |
Пулемёты |
1515,9 |
1117,5 |
Пистолеты - пулемёты |
6173,9 |
1256,8 |
2. Изучите материал учебника на странице 249 и определите причины превосходства советской военной экономики над германской.
3. Изучите материалы сайта «Лихолетье на Нижегородской земле» (Приложение 1), и ответьте на вопрос: Какую военную продукцию давала фронту Горьковская область? Оцените вклад области в военное производство.
Пример оценочной карты:
Ф.И.О. |
Самооценка |
Оценка группы |
Оценка учителя |
1 | |||
2 | |||
3 |