Цели урока:
- закрепить и обобщить знания о современной России – её территории, населении, природных богатствах, столице, крупных городах, символике страны и родного края с применением ПК;
- закрепить понятия «Конституция», «законы», «парламент», «республика», высшие органы государственной власти;
- формировать умение обобщать полученную информацию и делать собственные выводы;
- учить применять ИКТ при работе над исследовательскими презентациями, публикациями;
- воспитывать чувство патриотизма, интерес к предмету.
Оборудование:
- персональные компьютеры;
- раздаточный дидактический материал;
- презентации, кроссворды, тесты.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня я предлагаю вам путешествие по нашей великой стране. Это наш дом, который невозможно не любить.
1-й слайд (Презентация «Russia»). Более подробно рассмотрим вопрос о том, как Россия управляется. Познакомимся с исследовательскими работами наших учеников на тему «Символика страны в истории России» и др. интересные сообщения. Разгадаем кроссворды, тесты, познавательный материал.
III. Обобщение изученного.
2-ый слайд «В некотором царстве, в некотором государстве…»
Россия – страна большая, добрая и сильная. И очень красивая. Люди сложили о ней много песен и сказок. Русские сказки часто начинаются так: «В некотором царстве, в некотором государстве…»
Ведь страна – это не просто поле или лес, города и сёла, где живут люди. Это – государство.
А как называется наша Родина?
Каждое государство обязательно имеет гимн – главную песню страны, а ещё герб и флаг. Только в 20 веке во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свой флаг, герб, гимн. Оказывается, символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце 15 в., первый флаг – в 17 в., а первый государственный гимн – в 19 в. (Презентация «Gerb»).
Твои российские сверстники ещё сто лет назад заучивали строчки стихотворения из «Букваря»:
Бело-сине-красный – Русский флаг прекрасный!..
Российский флаг – трёхцветный. А почему именно бело-сине-красный?
Вывод: Каждый россиянин гордится своей могучей и прекрасной страной. Символы нужны как историческое воплощение страны и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.
3-ой слайд. «Набралось гостей – со всех волостей».
Народы, населяющие Россию, точно многоголосый хор. Если бы ты захотел сказать: «Здравствуйте!» - всем людям России, тебе понадобилось бы переводить это слово на десятки языков.
4-ий слайд. «Страна-сторона Псковский край».
- Где расположена наша область? (Северо-Западный регион).
- Областной центр. (Псков).
Общая площадь области составляет 55 300 квадратных километров, Псков расположен севернее от нашего района, обл. центр расположен на берегах рек Великая и Пскова. Численность населения области составляет 820 200 человек. Гербы области, Пскова, Невеля вы уже знаете.
Наш край богат лесами, рыбой. Из полезных ископаемых – глина, песок.
(читает ученица).
Ты частица малая России.
Невелик пока и невысок,
Для меня на свете нет красивей,
Чем родной старинный городок.
Видел ты невзгоды, лихолетья,
Крепко чужеземцам мял бока.
И струит не первое столетье
Воды наша Еменка река…
Вывод: Псковский край имеет богатую историю, и мы впарве гордиться тем, что родились на Псковщине.
Физкультминутка (ритмические движения под песню «Моя Россия»).
5-ый слайд. «Как Россия управляется».
- Вспомните начало 19 века. Чем была Россия до 1917 года? (Империей). В марте 1917 года Россия объявила себя республикой, то есть государством с такой формой правления, когда органы власти, руководство страны избираются на определённый срок народом.
- Кто имеет право участвовать в выборах? (Граждане с 18 лет).
Более подробно рассмотрим презентацию «Как страна управляется».
Выводы: В нашей стране есть главный закон, который называется конституцией. Он определяет общественное и государственное устройство страны, основные права и обязанности граждан, в соответствии с ним принимаются все другие законы.
6-ый слайд. «Российская Армия».
- Вспомните, какие войска защищают нашу Родину?
- Сухопутные войска (СВ).
- Военно-Воздушные Силы (ВВС).
- Военно-Морской Флот (ВМФ).
- Ракетные войска стратегического назначения (РВСН).
- Воздушно-десантные войска (ВДВ).
- Космические войска (КВ).
- Кто является Верховный Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации? (Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий
Вооружёнными Силами Российской Федерации В. В. Путин).
Выводы: Армия главная опора нашей страны, её защитница. Российская армия по своим техническим оснащениям одна из передовых держав.
7-ой слайд. Проверь себя.
Задания, выполняемые на персональном компьютере:
Письменные проверочные работы:
IV. Итоги урока.
Когда вы вырастите, вы сможете сделать много доброго, полезного и красивого, чтобы Россия стала ещё сильнее и краше.
Но это – потом. А сейчас самая главная ваша работа – учиться! И учиться нужно хорошо. Так же как хорошо и ответственно нужно делать любую работу.
И ещё. Нужно с детства любить свою Родину. Ведь это всё равно что любить свой дом, своих друзей, родителей. Кто этому научится – будет счастливым человеком. На всю жизнь.
(Оценивание ответов, выступлений).
Используемая литература:
- Государственная символика РФ. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 64с.
- Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. – М.:»ТИД «Русское слово» «РС», 2002. – 136 с.: ил.
- Ворожейкина Н. И. и др. Наша Родина и современный мир. Беседы о России: учебник для 4 класса начальной школы.
- Пчёлов Е.В. Государственные символы России – гарб, флаг, гимн: Учебное пособие. – М.: ТИД «Русское слово – РС», 2002. – 136 с.: ил.
- Россия на рубеже третьего тысячелетия — Электронный оптический диск
- Я живу в России!: Кн. для семейного чтения / Т. А. Кудрявцева. – М. Просвещение; СПб.; Спец. Лит, 2001. – 143.: ил.