Цели:
- Разъяснить учащимся сущность права как меру свободы и справедливости; познакомить их с основными нормативными документами, где эта идея находит отражение.
- Развивать умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал, работать с документами.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование:
- Тексты документов: Конституция Р.Ф., Всеобщая декларация прав человека. Компьютерная презентация к уроку. (Приложение)
- Опорный лист для учащихся. (Приложение)
Основные понятия: Право, права человека.
Термин: Декларация.
Ход урока
Учитель – И вновь мы с вами на уроке обществознания.
Фронтальная опрос:
1. Какова область познания этого предмета?
(Познать себя через общество. Человек биосоциальное существо, он не может жить один, он живет обществе)
2. Почему вам необходимы такие знания?
(Найти свое место в обществе, т.е. осознать собственную необходимость)
3. Чтобы реализовать свои способности, помимо знаний, что еще человеку необходимо?
(Свобода)
4. Что такое свобода?
(Это когда у человека есть выбор для реализации своих природных способностей)
5. Кто человеку предоставляет такую свободу?
(Никто. Она принадлежит человеку от рождения)
6. Может ли свобода быть абсолютной?
(Нет. Абсолютная свобода может обернуться страшной бедой для человека и общества произволом, анархией, беспределом и даже самоистреблением)
7. Как определить границы свободы?
(Определить эти границы могут только два великих регулятора человеческого поведения: мораль и право)
8. Какую роль играет право в деятельности государства, в жизни общества и человека?
(Для государства – помогает управлять. Для общества – ориентирует его на правду и справедливость. Для человека – оно говорит о его правах)
9. Как право помогает управлять?
(Принятые государством нормы права закрепляются в нормативных актах)
10. Какой закон имеет высшую юридическую силу в любом государстве?
Что это значит?
(Конституция. Все иные законы и правовые акты, принимаемые в государстве должны не противоречить Конституции)
11. А может ли житель Англии, Франции, Китая оспаривать свои права в нашем государстве?
(Нет. Они не являются гражданами России)
12. А кто такой гражданин? Что значит быть “настоящим сыном отечества, его гражданином?
Учитель – Такой общественный портрет нам предоставит группа учащихся, победителей в конкурсе защиты проектов “Гражданин – человек свободный и ответственный” (смотреть Приложение №1)
Учитель – Поскольку люди в наше время все сильнее ощущают себя гражданами не только своего государства, но и всей планеты Земли - нашего общего дома то и возникли правовые документы, адресованные всему человечеству. Это следующий шаг в истории прав человека.
Первая группа таких документов получила название Международной хартии прав человека. [Слайд №1: документы, получившие название Международной хартии прав человека]
Вторая группа документов называется Международное гуманитарное право. [Слайд №1: документы Международного гуманитарного права].
Учитель – При названии документов я повторяю слово международный. Что это значит?
(Это значит, что все эти документы приняты не для одной страны, а для всего человечества планеты Земля)
Учитель – А население планеты Земли составляет более 6 миллиардов людей.
Учитель – Обратите внимание на первую группу документов. Какой из данных документов на ваш взгляд является наиболее важным, основополагающим? Если вы затрудняетесь, то обратите внимание на вторую статью Конституции Р.Ф.
(Основополагающим документом является “Всеобщая декларация прав человека”. Права человека – это естественные права. Они даны ему от рождения. Очень важно, чтобы государство защищало их)
Сегодня на уроке мы и определим особую значимость этого документа. Докажем его социальную и личную ценность для всего человечества.
[Слайд №2. Тема и цели урока]
В ходе нашего урока вы должны определить значение “Всеобщей декларации прав человека” и записать в своих опорных листах.
Изучение нового материала.
План.
1. Личная и социальная значимость “Всеобщей Декларации прав человека”.
2. “Всеобщая Декларация прав человека” и национальные конституции.
3. Принятие Декларации – качественное возрождение естественного права.
4. Наличие юридической силы у “Всеобщей декларации прав человека”.
1. Учитель - Мы уже обратили внимание на то, что “Всеобщая декларация прав человека” была адресована всему человечеству. И была принята Генеральной Ассамблеей (общим собранием) Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года. Какие события оказали большое влияние на принятие этого документа?
(Большое влияние на принятие этого документа оказала вторая мировая война).
И мировое сообщество решило не допустить больше гибели людей, т.к. каждый человек …
Учитель – Зачитайте третью статью Декларации.
(Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность).
Учитель – Сколько статей содержит этот документ? (Этот документ содержит 30 статей).
Учитель – В 28 статьях этого документа уделяется внимание правам человека. И лишь в одной – 29-й – обязанностям. О чем это говорит?
(Этот документ определил целостную систему прав человека и гражданина)
Учитель – Первоначальное представление о содержании этого документа вы уже имеете, т.к. выполняли опережающее домашнее задание. Вы должны были заполнить таблицу, распределив статьи по видам прав человека: личные, гражданские, политические, социально-экономические, культурные. Давайте сейчас проверим. Назовите права человека и статьи, в которых они раскрываются. (Выступления учащихся)
[Слайд №3: правильные ответы].
Учитель – Какой принцип заложен в основу этой классификации?
(В основу этой классификации заложены все виды человеческой деятельности)
Учитель – Давайте сделаем вывод!
(Документ утверждает и защищает права человека во всех его видах деятельности)
Учитель – Это социальная значимость этого документа.
[Слайд №4: социальная значимость “Всеобщей декларации прав человека”].
2. Учитель – Сравните статью 3 Декларации и статью 20 Конституции Р.Ф.. О чем эти статьи? (Эти статьи о праве на жизнь).
Учитель – Таким образом, в Декларации и Конституции Р.Ф. часть статей совпадают. А теперь самостоятельно найдите такие совпадения. О чем это говорит?
(Это говорит о том, что наша Конституция составлена на основе Декларации)
Учитель – И не только наша Конституция. Многие национальные Конституции составлены на ее основе. [Слайд №5].
Учитель – И если ваши права нарушаются в своей стране, то вы можете обратиться в Международный комитет по защите прав человека в городе Женева, ссылаясь на Декларацию. Показываем [Слайд №5].
Учитель – Давайте сделаем вывод о значении данного документа.
3. Учитель – Обратите внимание еще раз на статью 1 Декларации. В ней идет речь о естественных правах человека. Самостоятельно приведите еще примеры естественных прав человека из Декларации и сделайте вывод.
(Статьи 2, 4, 5, 9, 12, 17. Декларация определила целостную систему естественных прав человека.)
[Слайд №6]
4. Учитель – Что обозначает термин “декларации”? (“декларация” - это заявление, провозглашение)
Учитель – Это значит, что этот документ не имеет юридической силы и каждая страна выбирает – принять его или нет. Наша страна, внесшая большой вклад в победу над фашистской Германией в Великой отечественной войне, подписала этот документ только в 1989 году, спустя 40 лет. Это означает, что большинству советских людей не был известен даже текст Декларации, ибо до 1989 года он в массовой печати не публиковался. Сегодня юристы утверждают, что факт сокрытия правительством СССР этого документа – одна из трагедий нашего народа.
Почему такое могло случиться? Что говорит этот факт о правовом положении человека в СССР?
(Этот факт говорит о неправовом характере советской государственности и нарушении прав человека в СССР)
Учитель – О чем говорит факт, что наша страна все-таки его подписало?
(Что наше государство в политической сфере общества взяло курс на построение правового государства, признание естественных прав человека)
Учитель – Но не думайте, что никто не знал об этом. Были люди, которые знали и боролись за права и свободы человека. А вы знаете таких людей?
(Это А.Д. Сахаров)
5. Этап закрепления.
[Слайд №7]
Задание: Определите, что является лишним из перечисленных признаков характеристики “Всеобщей декларации прав человека”:
- Это уникальный, не имеющий аналогов в истории человечества международный документ.
- Был принят 10 декабря 1948 года.
- Определила единую целостною систему естественных прав человека.
- Этот документ имеет юридическую силу.
- Ее основные идеи вошли в национальные Конституции.
- Документ утверждает и защищает права человека во всех его видах деятельности.
(Правильный ответ – 4)
6. Основные выводы по уроку (отвечают учащиеся). [Слайд №8: Значение “Всеобщей декларации прав человека”]
7. Домашнее задание: § 36, “Всеобщая декларация прав человека”.
Распределите статьи “Всеобщей декларации прав человека”, учитывая меры свободы человека.
Мера свободы человека Статьи 1. Свобода от вмешательства других в частную жизнь 2. Свобода для активных действий 3. Свобода от унизительной жизни