Цели урока:
- Познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия; подвести учащихся к пониманию того, каковы причины поражения русских княжеств от войск Батыя.
- Совершенствовать навыки работы с картой, продолжить формирование умений анализировать исторические документы, исследовать причины событий.
- Формирование чувства сопереживания, гордости и уважения к подвигам предков.
Тип урока: интегрированный (история + литература) урок новых знаний.
Форма урока: лекция с элементами самостоятельной работы
Основные понятия: монголо-татары, нашествие, тьма (тумен).
Средства обучения:
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI в. Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений, § 12, М., 2005 г;
- Хренова О.М., Снежневская М.А, Литература. М., 2004 г.
- Хрестоматия по истории России: с древнейших времен до XVII в. в 4т. т.1 (со ст. И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова М., 1994 г.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории до 19в. (слайды № 5, № 12);
- Карта “Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков”;
- Музыкальное оформление: Глинка. Торжественная (хор “Кто на Русь пойдет”); Чайковский. Симфония № 6 4 ч. “Слезный плач”; Рыбников. Гибель Рязани. “Колокольный плач”;
- Слайды “Причины отказа Батыя от наступления на Новгород”;
- Итоги монголо-татарского нашествия;
- Успехи монголо-татарских завоевателей; макеты: стенобитное орудие, камнеметное орудие.
Ход урока
Вступление: Вводно-мотивационный этап (на фоне музыки М.И. Глинка “Торжественная” хор “О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская!”
Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками, источниками, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, и боярами честными, и вельможами многими.
“Всем ты преисполнена земля Русская, о прославленная вера христианская!” -
Такой описывает летописец Русь накануне монголо-татарского нашествия и горестно заключает: “И в те дни обрушилась беда на христиан”. Как ни тяжело приходилось русским в борьбе с половцами, хазарами, печенегами, нашествие монголо-татар затмило по своей жестокости и последствиям все прежние испытания, выпавшие на долю русской земли. О тяжелейшем в истории нашей Родины времени мы будем сегодня говорить. И тема нашего урока “Нашествие с Востока”. Сегодня вы познакомитесь с нашествием монголо-татар на Русь. Вы проследите направления нашествия, проанализируете обстоятельства поражения русских дружин.
Наша главная учебная задача: понять, почему монголо-татары победили русские княжества.
А символом нашего урока будут эти три ленты – синяя, красная, черная.
- прикрепляем - прикрепляем на ленту синего цвета
- прикрепляем на ленту красного цвета
- прикрепляем на ленту черного цвета
- это план нашего урока.
Организация учебной деятельности.
Первые годы XIII в. не предвещали Руси каких-либо серьезных внешних потрясений. Разделенная на множество самостоятельных княжеств, страна жила в обстановке бесконечных усобиц; князья ссорились из-за власти, совершали походы на соперников, разоряли их княжества, мирились и вновь враждовали. О той поре летописи с горечью сообщали: “Пошли дети на отцов, а отцы на детей и братья на братью”.
В те времена из восточных стран стали приходить тревожные, пугающие известия о появлении какого-то незнакомого, воинственного народа.
Из глубины Азии двинулись на завоевание новых земель и овладение богатствами огромные полчища кочевников-монголов. В историю они вошли под названием монголо-татары (запись на доске и в тетрадях).
Что вы знаете об этих племенах из курса истории средних веков? В начале XIII в. на съезде монгольской знати талантливый полководец Темучин (запись на доске и в тетрадях) был провозглашен правителем монгольского государства и принял имя Чингисхана (портрет + запись на доске и в тетрадях) – в переводе Великий хан. Он объединил под своей властью все монгольские племена и поставил перед монголами задачу – завоевать весь мир.
Огромное монгольское войско отличалось высокой боеспособностью, железной дисциплиной, четкой организацией. Армия делилась на десятки. Сотни, тысячи, а высшей единицей считался 1-тысячный отряд-тумен (тьма). В войске поддерживалась строгая дисциплина. Большое внимание уделялось разведке территорий и вооруженных сил противника.
Завоеватели использовали стенобитные и камнеметные приспособления – (показ макетов).
Лихие наездники, меткие стрелки из лука, выносливые и отважные воины Чингисхана беспрекословно выполняли волю своего беспощадного предводителя! Под ударами полчищ Чингисхана пал Китай, Средняя Азия, Иран, Кавказ (карта с. 135 Д).
В 1223 г. Монголо-татары вторглись в Половецкую степь.
Половецкий хан обратился к русским князьям за помощью, уговаривая их совместно выступить против непрошенных гостей: “Нашу землю сегодня отнимут, а вашу – завтра, придя возьмут” - писал половецкий хан Котян Галицкому князю Мстиславу Удалому.
Съезд князей в Киеве решил двинуть объединенные русские рати навстречу татарам и дать им бой на чужой (Половецкой) земле.
13 мая 1223 г. На берегу маленькой реки Калке, впадающей в Азовское море, началось кровопролитное сражение.
Каков был итог этого сражения? Кто и почему потерпел поражение?
Работа с текстом учебника А. Данилов, Л. Косулина “История России с древнейших времен до XVI в.” М. -2005г, стр.97.
Ослабленные после битвы на Калке, монголо-татары вернулись обратно в Монголию. Глубокую печаль на Руси вызвало поражение на Калке. Но князей этот урок ничему не научил. Они продолжали междоусобные войны.
Слайд № 12. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (пауза на слове Рязань)
В конце 1236 г. Монголы, которых возглавлял внук Чингисхана Батый, захватили Волжскую Булгарию, летом 1237 г. Подчинили себе половцев, а поздней осенью, когда первые пушистые снежинки стали кружиться в воздухе, полчища Батыя вступили в пределы Рязанского княжества.
Ой, лихо, лихо! Ой, беда!
Стоит орда, грозит орда!
Дымит кострами в чистом поле
И требует десятой доли
Всего от каждого двора –
Мехов, казны и серебра….
В морозной снежной мгле кострами
Чадит Батыева орда.
К Батыю с пышными дарами
Пришел рязанский князь тогда.
Он сам собрал Батыю дань:
“Возьми дары, не тронь Рязань!”
Любуясь княжьими дарами,
Батый кумыс из чаши пил.
И, сидя в юрте меж коврами,
С усмешкой князю говорил:
“Коль хочешь мира русский бай, -
Княгиню в жены мне отдай!”
Взбешенный, не взглянув на хана,
Князь Федор молча вышел вон,
Но тут ударом ятагана
У входа в юрту был сражен…
Жена князя Федора княгиня Евпраксия, узнав о гибели мужа и, отвергая рабью долю, вместе с сыном-младенцем бросилась вниз из окна высокого терема и оба насмерть разбились. Тяжела была плата. Рязанцы обратились за помощью к великому князю Владимирскому Юрию Всеволодовичу, но тот направил лишь небольшую дружину им на помощь.
Рязань, Рязань! Теперь тебе,
Твоим несчастным горожанам
Уже не выстоять в борьбе,
Не совладеть с жестоким ханом.
С утра татары подошли близко к рязанским стенам, подтаскивая за собой лестницы. Под городскими стенами стали раздаваться крики татар, вопли избиваемых пленных, стук топоров и заунывный визг дудок, которыми татарские воины подбадривали себя перед штурмом.
На стенах отчаянно защищались рязанские ратники, отбивая приступ. Им помогали женщины. Они выливали ведра кипящей воды на штурмующих, бросали камни и глыбы льда на всех, кто пытался взобраться по лестнице. К полудню штурм был отбит. Татары притихли и отошли. Внизу, под стенами, двигались, ползали и отчаянно кричали раненные. Татары ходили между ними, своих они оттаскивали, а русских добивали.
Штурмы повторялись и днем и ночью в течение 5 суток.
Рязанцы упорно стояли на своих местах. Но ряды их уменьшались и некому было заменит павших. Женщины становились на место мужчин, убитых стрелами или раздробленных пудовыми камнями. А татары посылали на приступ все новые, свежие отряды. Они лезли упрямо, надеясь на скорую поживу. Батый пообещал: кто первым ворвется, будет грабить все, что захочет.
Вскоре к воротам подползли два татарина. Монголы, прячась за кожаные щиты, раскачивали бревна, со страшной силой ударяя ими в ворота. Дубовые доски трещали, отлетали щепки. Со стен лили кипяток, горячую смолу, метали стрелы и камни. А татары упорно били и били без остановки и наконец раскололи ворота.
С криками торжества ворвались в ворота татары и натолкнулись на толстую каменную стену, наглухо закрывающую вход. Ее сложили за дни штурма рязанские женщины, которым помогали дети.
Татары не прекращали натиска и, добавив лестниц, снова посылали отчаянных воинов, старавшихся сломить упорство рязанцев
Защитники города видели, что силы их слабеют, понимали, что конец близок. На шестой день осады, 21 декабря, татары поползли одновременно со всех сторон. Одни бились кривыми саблями, .другие стрелами сбивали защитников.
Наконец татары стали одолевать. Дикий, радостный вой несся со всех концов города, татары уже бежали по улицам, врывались в дома и рубили всех, старых и малых, никому не давая пощады. Они разбили церковные двери, вбежали внутрь храма, изрубили женщин и священников, подожгли здание. Они бросали в огонь маленьких детей, а матерям на глазах у всех распарывали животы.
На фоне мелодии “Гибель Рязани. Колокольный плач”.
К вечеру в Рязани в живых не осталось никого. Современник пишет: “Некому было стонать и плакать, некому скорбеть о погибших, родителям о детях, детям о родителях, братьям о братьях – вместе лежали мертвые”.
Начинаем наш разговор о литературном произведении, которое перекликается с выше означенной темой. Названо оно “Повесть о разорении Рязани Батыем”. Мы будем анализировать фрагмент из этой летописи, она называется “Евпатий Коловрат”. Домашнее задание, которое вы получили накануне этого урока – прочесть фрагмент летописи.
1. Какой из эпизодов на вас произвел наибольшее впечатление? Почему? А как бы ты озаглавил (а) этот эпизод.
2.
- Падение Рязани
- Евпатий на Рязанской земле
- Битва дружины Евпатия с татарами
- Беседа Батыя с пленными
- Гибель Евпатия
- Похвала врагов Евпатия
Ребята, вы должны были дома выучить отрывок, который произвел на вас самое значительное впечатление.
А как вы думаете, что придавало силы Евпатию Коловрату и его малой дружине в борьбе с ордынцами?
Кровавое колесо нашествия катилось далее. Разгрому подверглись: Суздаль, Ростов, Галич, Ярославль, Тверь, Москва (показываем по карте) – все эти города были сожжены, а жители их “от старца до сущего младенца” беспощадно перебиты.
В начале февраля 1238 г. Войско Батыя подошло к Владимиру.
Задание: внимательно прочтите отрывок из Суздальской летописи о монгольском нашествии на Русь, как монголо-татары захватили Владимир.
“Той же зимой подошли татары к Владимиру. Владимировцы затворились в городе… а татары подъехали к Золотым воротам. Владимировцы пустили по стреле по татарам, и татары тоже пустили по стреле по Золотым воротам.
А потом татары разбили стан у города и начали устанавливать камнеметные орудия. В воскресенье, 7 февраля, приступили к городу… И взяли город до обеда. Епископ Митрофан, женщины, дети, бояре и иные люди затворились в церкви Святой Богородицы, и их без милости запалили огнем”.
А сейчас мы поиграем в игру “Найди ошибку”, ваша задача, работая в парах, обнаружить наибольшее количество ошибок.
“Той же весной подошли татары к Владимиру. Владимировцы затворились в городе… а татары подъехали к Серебряным воротам. Владимировцы пустили по стреле по татарам, а татары выпустили множество стрел по Серебряным воротам.
А потом татары разбили стан недалеко у моста, ведущего в город, и притащили тараны. В понедельник, 8 марта они приступили к городу… и к вечеру город взяли. Все женщины спрятались в церкви мученицы Ульяны, и их без милости затопили водой.
(Ребята отмечают ошибки, обнаруженные в тексте).
Как же развивались события под Владимиром? (ответы учащихся).
После опустошения Владимира воины Батыя устремились к Новгороду.
Две недели потратил Батый, чтобы овладеть упорно защищавшимся небольшим городом Торжком, он в 100 верстах находился от Новгорода. Жители Торжка запросили помощи. Но богатый и многолюдный Новгород не помог Торжку. Летописец писал: “Тогда каждый о себе пекся и на всех страх и трепет был, и все в недоумении были и в неустраении”.
Батый мечтал захватить Торжок, чтобы пополнить запасы зерна, которые хранились в его закромах. Взять город с ходу не удалось, город был хорошо укреплен, на его воротах и стенах защитники наморозили ледяной панцирь. Много дней татары били по стенам Торжка, много раз монголы с гиком и шумом бросались на штурм, гоня перед собой в качестве заслона беззащитных русских пленников. И, наконец, через две недели обессиленный Торжок пал. Однако город был в огне, и закрома с драгоценным зерном тоже горели.
В первой половине марта Орда вышла на ледовую дорогу озера Селигер и устремилась к Новгороду. Но вдруг в 100 верстах от Новгорода войска Батыя остановились, а потом повернули на юг. Почему, когда желанный Новгород был практически рядом, войско ушло в противоположную сторону?
Историки выдвигают различные версии. Будет правильным сказать, что Батый отказался от наступления на Новгород по ряду причин:
1. В Новгороде были профессиональные войска – княжеская дружина.
2. Город был хорошо защищен.
3. Бои с новгородцами могли затянуться и тогда голодной монгольской армии пришлось бы считаться с весенней распутицей в случае отступления.
И самое главное –
4. Боеспособность Батыевых войск к этому времени заметно упала и вероятность поражения под Новгородом могла сорвать выполнение главной задачи завещанной Чингисханом – поход к “последнему морю”.
25 марта 1238 г. Передовой отряд подошел к городу Козельску.
*Сообщение учащегося о сражении под Козельском.
Козельск стоял на круче, омываемой двумя речками. Город надежно укрывали деревянные крепостные стены с башнями и ров глубиной 25 метров. Перед приходом орды козельцы успели наморозить слой льда на стенах и входных воротах.
Татары применили свою излюбленную хитрость. После очередного неудачного штурма они имитировали паническое бегство. Осажденные козельцы, чтобы завершить свою победу, сделали всеобщую вылазку, но были окружены превосходящими силами противника и все перебиты. Ордынцы наконец ворвались в город и утопили в крови оставшихся там жителей.
6 дней продержалась под натиском татар Рязань,
5 дней – Москва,
10 дней – Владимир,
14 дней – Торжок,
а маленький Козельск держал орду под своими стенами 50 дней!
Батый повелел, чтоб свой гнев показать
И страх по Руси всем навеять,
Разрушить Козельск и с землею сровнять,
То место, где был он, сохой запахать
И сорной травою засеять.
Исполнили волю владыки рабы,
С землей бедный город сровняли,
И городом злым за упорство борьбы
Козельск с той поры называли.
5 сентября 1240 г. Войска Батыя окружили со всех сторон Киев.
Задание:
Прочтите отрывок из Ипатьевской летописи о разгроме Киева и сравните с событием, описанным в уже известной вам Суздальской летописи. Какие общие черты вы можете отметить?
Отрывок из Ипатьевской летописи
В лето 1240 г. пришел к Киеву с великой силой и окружил город, и обнес его частоколом, и был город в великом стеснении. И нельзя было слышать друг друга в городе от скрипа телег, рева верблюдов, от звука труб… от ржания стад конских и от крика и вопля бесчисленного множества людей.
Поставил Батый стенобитные орудия подле городских ворот. Орудия били беспрестанно день и ночь и пробили стены. А горожане устремились навстречу им. И можно было видеть, как ломались копья и разбивались щиты в щепки, не видно было неба за стрелами, всюду лежали мертвые и текла кровь, как вода. И наступила ночь. Горожане построили новую стену около церкви Святой Богородицы. Наутро же пришли татары и была злая сеча. И стали изнемогать люди. И вбежали они на церковные своды со своими пожитками, и церковные стены от тяжести рухнули. И взят был город татарами в 6-й день декабря.
Что общего было в действиях монголо-татар при захвате Киева и Владимира?
Весной 1241 г. орда устремилась на запад, чтобы распространить свою власть на всю Европу, как завещал Чингисхан. Для западной Европы наступил критический момент.
Однако в конце 1242 г. Батый “повернул морды коней” на восток и вернулся на Волгу. Ордынское нашествие в Западную Европу было кратковременным и затронуло лишь ее край, так как Батыевы войска пришли сюда значительно ослабленными тем мощным сопротивлением, какое оказала им Русь. Многострадальная Русь прикрыла собой Европу от набега орд кочевников.
А.С. Пушкин писал о том, что “варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в свои степи. Европа была спасена растерзанной и издыхающей Россией”.
Подведем итоги татаро-монгольского нашествия:
- Западная Европа была спасена от разгрома.
- Резко сократилось население Руси. Много народу было убито и уведено в рабство.
- Разрушено 30 городов (из 74).
- Гибель городских ремесленников привела к утере профессий и ремесел.
Почему же монголо-татары завоевали большую часть русских земель?
Вначале выслушиваются ответы учащихся, а затем демонстрируется слайд № 2
На Руси установилось иго монголо-татар. Завершая урок, мы запишем в “Сокровищницу человеческих ценностей” все положительное, что проявилось в тот период, когда Русь боролась с монголо-татарскими завоевателями и что сохранило свое значение и поныне (подвиги, преданность и любовь к Родине)
*Посмотрите на символы нашего урока. Почему выбраны ленты именного этих цветов? А подходят другие?
II. Контроль и коррекция знаний.
Выполнение теста
I вариант
1. Сражение на берегу р.Калка произошло в:
А. 1237 г.
Б. 1223 г.
В. 1240 г.
2. Первый удар в 1237г. был нанесен по:
А. Новгородской земле
Б. Владимирскому княжеству
В. Рязанскому княжеству
3. О ком сказал Батый: “Сильно ты повредил мне своей малой дружиной”:
А. о воеводе киевском Дмитрии
Б. об Евпатии Коловрате
В. о половецком хане Котяне
II вариант
1. В 1223 г. произошло сражение на берегу реки:
А. Калки
Б. Днепра
В. Клязьмы
2. Первый удар монголы нанесли по Рязанскому княжеству. Это произошло в:
А. 1237г.
Б. 1236г.
В. 1238г.
3. Евпатий Коловрат выступил на защиту:
А. Владимирского княжества
Б. Киевского княжества
В. Рязанского княжества
После выполнения теста, ребята меняются заданиями, проверяют работы и выставляют друг другу оценки.
III. Домашнее задание
§ 12 Представьте, что вы были свидетелями монголо-татарского нашествия на Русь. Опишите любое событие (сражение защитников Рязани, Владимира, Козельска, Киева) этого периода времени от первого лица.
IV. Рефлексия
Оцените по десятибалльной системе:
Литература:
- Антонов В.Ф. Книга для чтения по истории России 6-18в. М., 1999 г;
- Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в 13-15вв. М., 1986;
- Гумилев Л.Н. Русь и Великая степь. М., 1998 г;
- Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. М., 1992 г;
- Кончаловская Н.П. Наша древняя столица. М., 1966 г;
- Фролова Е.С. Нашествие Батыя на Русь. ПиШ № 2-06 г;
- Ялнитский Н.А. Нашествие Бату-хана на Русь. ПиШ № 3-07 г.