Столыпинская модернизация России. 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


В последнее время личность и деятельность П.А. Столыпина явились предметом пристального внимания со стороны историков и публицистов. Во многом этот интерес вызван попытками осмысления возможности иных, альтернативных путей развития России.

Сегодня с именем Столыпина чаще всего связывают нереализованный на практике мирный и эволюционный путь преодоления нашей страной накопившихся к началу XX века противоречий. Современники по-разному относились к этой незаурядной личности.

Мне, как преподавателю истории Отечества, хотелось, чтобы учащиеся увидели альтернативы развития страны на определённых этапах через судьбы государственных деятелей. Очень важно было для меня, чтобы ученики углубили представления о своей малой родине. Из размышлений над этими вопросами и родился данный урок. Мне хотелось поделиться краеведческими находками, чтобы старшеклассники не просто восприняли эту информацию, но и ощутили себя современниками тех лет.

Учащиеся предварительно получили опережающие задания: подготовить сообщения

  1. Революционные события в Марковской волости Волоколамского уезда в 1905-1906 гг.
  2. П.А. Столыпин – российский реформатор

Цели:

  1. Уяснить причины аграрной реформы, определить её сущность.
  2. Продолжить формирование знаний о развитии капитализма в сельском хозяйстве России, о путях решения аграрного вопроса.
  3. Ознакомить учащихся с основными положениями школьной реформы.
  4. На основе краеведческого материала, сформировать представления о революционных событиях 1905-1907 гг. и о ходе Столыпинской реформы в нашем крае.

Оборудование:

  • экран,
  • проектор,
  • слайды с текстами и краеведческим материалом,
  • портрет П.А. Столыпина,
  • листы с заданиями,
  • телевизор.

Учитель:

Охарактеризуйте политическую обстановку в России в 1906 году.

Учитель отмечает, что 1906 год – массовое участие крестьян в революции. Крестьянские волнения не обошли стороной и наш край.

Заслушиваются сообщения о крестьянских волнениях в Марковской волости (Приложение № 1).

Учитель предлагает просмотр фрагмента видеофильма “История деревень Марково и Корневское”. (Видеофильм создан участниками школьного краеведческого объединения).

Фрагмент видеофильма – интервью с Соколовым В.Д., племянником одного из основателей Марковской крестьянской республики – Соколова Захара.

Учитель:

Власть извлекла из революции определённые уроки и взяла на некоторое время инициативу реформирования страны в свои руки. Проведённые в стране преобразования связаны с именем председателя Совета Министров Петра Аркадьевича Столыпина.

(На экране слайд с портретом П.А. Столыпина)

Заслушиваются сообщения учащихся “Петр Аркадьевич Столыпин”

Учитель:

Разработан целый “пакет” реформ стройно увязанных внутренней логикой в новый политический курс, нацеленный на формирование буржуазной социальной структуры и гражданского общества. Реорганизация этого замысла началась с реорганизации сельского хозяйства.

(На экране слайд с текстом высказываний П.А. Столыпина)

№1

“Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу”.

№2

“Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как безысходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку... Единоличное хозяйство мелких земельных собственников — основная ячейка государства”.

№3

“Главное богатство и мощь государства не в казне и казённом имуществе, а в богатеющем крепком населении”.

Сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы?

Учитель:

Серию аграрных указов открывали законодательные акты от 12 и 27 августа 1906 года о передаче Крестьянскому банку казённых и удельных земель с целью последующей их продажи крестьянам по цене на 20% ниже рыночной.

- 5 октября 1906 года выходит закон, который впервые уравнивал крестьянство в гражданских правах с другими сословиями.

- Он все ограничения на передвижение крестьян и лишал общину права решать вопрос о получении паспорта для выезда из деревни.

Также было отменено право земских земельных начальников по собственному усмотрению арестовывать и штрафовать крестьян.

Работа с информацией

Учащимся предлагаются для ознакомления материалы из учебников Алексашкина, Данилова, Косулиной “Россия и мир в XX веке”, “История Отечества” Л.Н. Жаровой и И.А. Мишиной, А.А. Левандовский “История России XX – начало XXI века”. Исходя из данной информации им необходимо сформулировать основные положения аграрной реформы. После ответов учащихся на каждую парту раздаётся информация. Предположения учащихся сравниваются с материалом.

1. Крестьянин крепкий единоличный собственник – прочная социальная база царизма. Для этого необходимо было разрушить общину.

2. Краеугольным камнем реформы был указ, утверждавший право главы крестьянского двора выходить из общины и приватизировать общинные земли, находящиеся в его пользовании. При этом он мог потребовать объединения разрозненных полосок земли в единой меже. (Отруб)

3. Создана административная система, направленная на совершенствование общинных и межобщинных переделов земли и особенно на создание хуторов.

Такие хозяйства, расположенные на одном большом наделе в стороне от деревни, оптимальная форма мелкособственнического сельского хозяйства.

4. Переселение крестьян за Урал. Эта мера преследовала две цели

а) решить проблему малоземелья в центральных в центральных регионах России.

б) как – бы выпустить революционный пар

Учитель:

Как же осуществлялась Столыпинская аграрная реформа в Лотошинском крае. По данным статистического отчёта Волоколамского уезда по Ошейкинской, Кульпинской и Мраковской волостям из общины выделилось 22% крестьян. Но из них 14% беднота, стремившаяся укрепить за собой землю, чтобы её продать и уйти либо в город, либо в другие счастливые места.

Ведя активные поиски, беседуя со старожилами ребята из школьного краеведческого объединения, нашли документы в домашних архивах о хуторских хозяйствах.

Перед вами план земельного участка крестьянина деревни Бородино, Ошейкинской волости Краснова Петра Федоровича. Чертеж выполнен землемером Землеустроительных комиссий в 1908 году. В участке состоят земли: удобный перелог 10 десятин 912 кв. сажень, березовая роща 1 дес. 1208 кв. сажень, неудобный под половиною реки 2 дес. 1104 кв. сажени, а всего удобной и неудобной 14 десятин 824 кв. сажень.

Земельные наделы в это же время получили ещё 8 крестьянских семей, проживавших в деревне Бородино и Егорьи. На данный надел земли в семье Жуковых сохранились документы, заверенные нотариусом:

№1. Данный надел земли по Высочайшему указу от 12 августа 1906 года казенные земли переданы Крестьянскому банку.

№2. Согласно Высочайшего указа, глава хозяйства крестьянин Краснов приватизирует надел земли за № II.

№3. Надел земли, в связи со смертью главы семьи передаётся жене и детям.

Надел из общинной земли у деревни Гаврилово получил дьяк Предтечевской церкви села Ивановское на Ламе Федор Назаров. Семья занималась земледелием и разведением пчёл. Пчеловодство – основное занятие (В период коллективизации хутор не ликвидировали, т.к. надел земли был малым. Сожгли в период оккупации немцы. Назаровы до войны имели много ульев).

В деревне Старое Лисино, тогда это Кульпинской волости, из общинных земель в хуторские наделы выделились крестьянские семьи Моляровых и Бочаровых. Моляров хутор располагался между деревнями Высочки и Старое Лисино. Бочаровы построились на краю леса Карелок ближе к деревне Издетель. Позже стал называться Цыганским хутором, т.к. был продан цыгану Золотарёву. Оба хутора снесены были в период коллективизации. Жена Бочарова, Бочарова Нина Алексеевна учительствовала Высочковской земской школе.

Далее переходим к школьной реформе.

Правительство понимало, что успехи экономического развития страны зависят от уровня просвещения и профессиональной подготовки населения. Замысел Столыпина – дать возможность крестьянам – собственникам и их детям повысить свой культурный и образовательный уровень.

С 1907 года значительно увеличились ассигнования на начальную школу. Земские управы пожелали воспользоваться выделенными средствами и приступили к осуществлению плана всеобщего начального образования.

За 1909-1913 годы здания земских школ из красного кирпича были выстроены в деревнях: Высочки, Новошино, Круглово, Щеглятьево, Корневское, Матвейково, Михалёво.

(Демонстрируется стенд с фотографиями зданий земских школ)

Творческое задание

(Возможно как домашнее)

Каждый участник получает материал (Приложение № 2). Внимательно знакомится и обменивается своими предположениями с участниками мастерской.

Учитель:

Мы завершаем нашу работу. Ответьте на вопрос?

- Что я сегодня на мастерской открыл нового для себя?

Материалы к уроку

  1. П.А. Столыпин – российский Бисмарк? И.И. Долуцкий “Отечественная история XX век” Изд. “Мнемозина”, 1994 г.
  2. Л.Н. Жарова И.А. Мишина “Российский бонопартизм” Учебник “История Отечества” § 16-17 С Петербург ИЧП “Хардфорд” 1996 г.
  3. Портретная галерея известных деятелей российской истории XX век. Выпуск 2 П.А. Столыпин
  4. Российское самодержавие и его внутренняя политика. И.И. Долуцкий “Отечественная история XX век” Учебник. § 9
  5. Реформы. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов “Россия в XX веке” М. “Просвещение” 2003. Учебник §18
  6. Столыпинская программа модернизации России. Л.А. Алексашкина А.А. Данилов
  7. Л.Г. Косулина “Россия и мир в XX веке” Москва “Просвещение” 2003 год. Учебник §16
  8. И.Н. Павлов “Марковская республика” “Московский рабочий” 1925 год
  9. Материалы Лотошинского краеведческого музея.
  10. Справки Лотошинского бюро технической инвентаризации о зданиях бывших школ.