Урок истории в 10 классе, рассчитан на 2 учебных часа.
Тип урока: Урок изучения нового материала с использованием информационных технологий и технологии развития критического мышления.
Оборудование:
- Исторические карты.
- Справочный материал.
- Презентация «Собирание земель вокруг Москвы». (Приложение 1)
- Смарт-доска.
Цели урока:
1. Специальные:
- Показать особенности процесса объединения русских земель, выделив причины этого процесса.
- Рассмотреть причины возвышения Москвы во всей их много-факторности.
- Проследить территориальные изменения в результате объединительного процесса вокруг Москвы.
- Охарактеризовать деятельность московских князей: Даниила Александровича, Ивана Калиты, Дмитрия Донского.
- Проследить отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой, Москвой и Тверью в XIV веке.
- Рассмотреть причины и последствия Куликовской битвы.
2. Общепредметные:
- Развивать аналитическое мышление учащихся.
- Продолжить формирование умений: аргументировано обосновывать свои выводы, отстаивать собственную позицию при обсуждении проблемы.
Умения и навыки: Работать с дополнительной литературой, вычленять идею, определять тему, обрабатывать информацию (анализ и синтез), работать в группах.
План урока:
1. Мотивации. Введение в тему. (Постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа, развернутые ответы учащихся).
2. Изучение нового материала:
- Причины и особенности объединения русских земель.
- Борьба за первенство в процессе объединения земель. Возвышение Москвы.
- Политика Дмитрия Донского. Куликовская битва и ее значение. (Работа в группах, развернутые ответы учащихся на поставленные вопросы, презентация)
3. Рефлексия (решение проблемного вопроса, индивидуальные задания, эссе).
4. Домашнее задание.
I-й этап. Введение в тему. (Стадия вызова)
Учитель. Существует версия о том, что российская цивилизация развивается волнообразно, циклически. Киево-Новгордский период, в результате цивилизационного кризиса XIII века, сменяется Московским этапом - с XIV века. В подтверждение этой версии можно привести высказывание известного русского историка Н.М.Карамзина, который так характеризовал положение русских земель в конце XIII века: « Состояние
России было самое плачевное: казалось, что огненная река промчалась от ее восточных пределов до западных; что язва, землетрясение и все ужасы естественные вместе опустошили их…»
Вопросы:
1. Какие события в истории XIII века стали причинами подобного состояния русских земель?
2. Почему русские князья потерпели поражение от монголо-татар?
3. К каким еще последствиям привела политическая раздробленность русских земель?
4. Вспомните, какие модели цивилизационного развития русских земель, сложились в период феодальной раздробленности?
(Слайды 2- 4).
Монголо-татарское нашествие и установление ига, усилило стремление русских княжеств к поиску собственного пути развития. Северо-Восточная Русь, в результате цивилизаци-онного выбора Александра Невского, стала ориентироваться на союз с Золотой Ордой, закрепляя восточные черты общественного развития. А, Даниил Галицкий, заручившись поддержкой римского папы, решил оказать сопротивление монголо-татарам, сделав тем самым выбор в пользу «Запада».
Перед русскими землями вновь встала задача выбора пути цивилизационного развития.
5. Как вы думаете, от чего будет зависеть выбор пути общественного развития?
От того, какие княжества возглавят процесс собирания русских земель, и будет зависеть цивилизационный путь развития России.
Проблему выбора пути исторического развития нам и предстоит изучить в течении нескольких уроков.
(Слайд 5).
6. Предположите, на какой теме мы должны остановиться на данном уроке?
Для формулировки темы урока возможно воспользоваться кластером, размещенным на доске – это: основные понятия, имена политических деятелей, их портреты и другие графические символы.
Например:
Учащиеся выдвигают гипотезы, на основании которых формулируется тема урока и фиксируется на доске. «Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы».
(Слайд 6).
Учитель выдвигает проблему изучения нового материала: объединение русских земель вокруг Москвы – закономерность или случайность?
(Слайд 7).
Задание для учащихся.Сформулируйте план изучения данной темы.
II-й этап. Изучение новой темы строится на основе групповой работы.
Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает: задание, дополнительный материал, материал в учебнике.
Условия работы в группах:
- Самостоятельное изучение материала – 15-20 минут.
- Итог работы группы должен быть представлен в форме развернутого устного ответа, с использованием наглядности. Выступление – не более 5 минут.
1-я группа. Задание. Определите причины и особенности процесса объединения русских земель.
Составьте схему: Причины объединения русских земель.
Литература:
- О.В.Волобуев и др. Россия и мир. 10 кл. стр.120-121.
- А.Н.Сахаров и др. История России. С древнейших времен…,стр. 168-169.
- В.О.Ключевский. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Книга первая, стр. 321-323, 329.
2-я группа. Задание.
- Покажите противостояние Москвы и Литвы в процессе борьбы за объединение русских земель.
- Объясните, почему победу одержала Москва?
- Укажите основные события в процессе противостояния данных княжеств.
Литература:
- О.В.Волобуев и др. Россия и мир. 10 кл. стр.122-126.
- А.Н.Сахаров и др. История России. С древнейших времен…,стр. 176-177.
- А.Головатенко. Русь, Запад и Восток (XIII-XVI столетия), стр. 54-59.
3-я группа. Задание.
- Покажите противостояние Москвы и Твери в процессе борьбы за объединение русских земель. Объясните, почему победу одержала Москва?
- Укажите основные вехи противостояния данных княжеств.
Литература:
- О.В.Волобуев и др. Россия и мир. 10 кл. стр.121-122.
- А.Н.Сахаров и др. История России. С древнейших времен…,стр. 173-176. 3.В.О.Ключевский. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Книга первая, стр. 344-346.
4-я группа. Задание. Укажите причины возвышения Москвы в XIV веке.
Составьте схему: Причины возвышения Москвы.
Литература:
- О.В.Волобуев и др. Россия и мир. 10 кл. стр.121-122, 125-126.
- А.Н.Сахаров и др. История России. С древнейших времен…,стр. 173-178.
- В.О.Ключевский. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Книга первая, стр. 333-339.
5-я группа. Задание.
- Охарактеризуйте политику московских князей в конце XIII-XIV в.
- Какую роль они сыграли в процессе объединения русских земель?
- Заполните таблицу: Объединение русских земель вокруг Москвы.
Московские князья (годы правления) | Основные события | Территории, вошедшие в состав Московского княжества |
Литература:
- О.В.Волобуев и др. Россия и мир. 10 кл. стр.120-122.
- А.Н.Сахаров и др. История России. С древнейших времен…,стр. 172-175. 3.В.О.Ключевский. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Книга первая, стр. 340-342, 343-345.
6-я группа. Задание.
- Охарактеризуйте политику Дмитрия Донского.
- Расскажите о Куликовской битве. Укажите значение этого сражения.
Литература:
- О.В.Волобуев и др. Россия и мир. 10 кл. стр.124-126.
- А.Н.Сахаров и др. История России. С древнейших времен…, стр. 176-180.
- В.О.Ключевский. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Книга первая, стр. 365-366.
- А.Головатенко. Русь, Запад и Восток (XIII-XVI столетия), стр. 54-59.
Устные ответы учащихся сопровождаются показом презентации.
(1 группа – слайды 8- 10; 2 группа – слайд 11; 3 группа – слайд 12; 4 группа – слайды 13 -14; 5 группа – слайды 15- 26; 6 группа – слайд 27.)
Учитель подводя промежуточный итог, указывает, что XIV века стали весьма значимыми в истории Руси. Не только начался процесс централизации государства, но и страна смогла дать первый серьезный отпор монголо-татарам.
III-й этап. Рефлексия.
1. Индивидуальные задания учениками выполняются на доске.
Задание № 1. В текст вставить пропущенные имена московских князей.
«Первые московские князья выступают смелыми хищниками…Первый… князь Александрова племени ________________, по рассказу летописца, точно так же врасплох напал на своего рязанского соседа князя Константина, победил его « некой хитростью», т.е. обманом, взял его в плен и отнял у него Коломну… Сын этого князя _______________ в 1303г., напав на другого соседа, князя Можайского, также взял его в плен и захватил Можайский удел в самых верховьях р. Москвы…
Но враги старшинства, московские князья были гибкие и сообразительные дельцы… Имея свободные деньги…, __________________ купил целых три удельных города с округами – Белозерск, Галич, Углич…Преемники его продолжали это мозаичное собирание земель…Земельные приобретения совершались путем частных полюбовных сделок, обыкновенно прикупами; но потом на подмогу этим мирным способам снова пущен был в ход насильственный захват с помощью Орды или без нее. _______________
Захватил Стародуб на Клязьме и Галич с Дмитровом, выгнав тамошних князей из вотчин…»
В.О.Ключевский.
(Слайд 28).
Задание № 2.Соотнести события и даты:
- 1327 г.–Куликовская битва
- 1380 г.–восстание в Твери
- 1375г. -поход на Тверь
- 1328 г.- ярлык на великое княжение получил Иван Калита.
- 1332 г.
2. Обсуждение проблемных заданий со всем классом.
- Был ли процесс объединения русских земель вокруг Москвы неизбежным?
- Какие причины предопределили лидирующее положение Москвы в собирании земель?
- Какой вариант цивилизационного развития русских земель утвердился в XIV веке?
- Как повлияло на дальнейшее развитие России ориентация ее на Восток?
(Слайд 29).
IV-й этап. Домашнее задание.
- Параграфы № 21, 22.
- Выделить основные этапы политической централизации Руси.
- Написать эссе на одну из предложенных тем (тему выбирают ученики самостоятельно).
Темы:
- «Кто знал, что Москве царством бытии, Кто ведал, что Москве государством слыти?», «Повесть о зачале Москвы».
- «Москва родилась не в скопидомном сундуке Ивана Калиты, а на Куликовом поле…» В.О.Ключевский.