История и обществознание
-
Урок – сравнительный анализ "Русь и Золотая Орда. Иго или союз?" (10-й класс) 2012
Творчески работающие учителя истории ищут способы совершенствования преподавания истории. Педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда ученики сами становятся соучастниками познания. Уроки, на которых исторические события и факты выстроены в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, способствуют развитию творческого мышления, всестороннему развитию личности, позволяют ученику проявлять свою индивидуальность и формировать прочные системные знания.
-
Система методов и форм обучения на уроках истории и обществознания 2012
В работе обобщен опыт по применению различных приемов и методов обучения на уроках истории и обществознания. Рассматриваются следующие виды и формы деятельности, помогающие реализовать идеи проблемной и развивающей технологий: лекция; лабораторное занятие; практическое занятие; семинарское занятие; уроки-диспуты, дискуссии; интегрированные уроки; уроки самоопределения и самореализации.
-
Приемы и методы работы с учебником на уроках истории и обществознания 2012
В статье поднимается проблема о роли учебника в процессе построения современного урока. На фоне призывов многих отказаться от традиционного учебника автор выделяет следующие наиболее важные функции учебника: информационную, систематизирующую, обучающую и воспитательную. Дается анализ содержания учебника, внетекстовых компонентов, каковыми являются иллюстрации, вопросы, задания, документы и даже указатели.
-
Открытый урок по всеобщей истории в 7-м классе 2012
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий.
-
Рекомендации по изучению курса истории России 2012
Основная цель данных методических указаний – помочь учащимся и студентам организовать самостоятельную работу по изучению курса истории России. Настоящие методические указания являются руководством для самостоятельной работы с программой курса, учебными пособиями, источниками по истории России. Они не заменяют учебников и учебных пособий.
-
Тема: "Небесный покровитель Руси. Георгий Победоносец" 2012
Цель занятия – определить роль и место святого Георгия Победоносца в истории России. Работа осуществляется в группах. В ходе урока учащиеся знакомятся с основными фактами биографии Георгия Победоносца, выясняют, как сложился культ святого Георгия на Руси, изучают историю ордена Георгия Победоносца. На занятии присутствует краеведческий элемент – ученики знакомятся с церквами Святого Георгия в Волгограде. В ходе подготовки к уроку учащиеся подбирают иллюстрации, стихотворения, выполняют рисунки.
-
Урок-игра "Христианская церковь в XI–XIII веках. Крестовые походы" 2012
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра.
-
Внеклассное мероприятие по истории – устный журнал "И помнит мир спасенный" 2012
Внеклассное мероприятие по истории в форме устного журнала к 65-летию победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Поколению, вступающему в жизнь, посвящается. Мероприятие нацелено на развитие чувства патриотизма, познавательного интереса к истории страны и малой родины. На основе краеведческого материала рассматриваются вопросы о войне. Презентации страничек подготовлены при участии учащихся и ветеранов.
-
Интегрированный урок (история + ИЗО) по теме "Жизнь коротка, искусство вечно" 2012
В ходе урока учащиеся узнают общие и отличительные черты первобытного искусства, искусства Древней Руси. Задача урока – доказать, что каждая эпоха внесла неоценимый вклад в развитие мировой культуры. Урок воспитывает уважение к тому, что создано руками человека.
-
Культура Древнего Египта 2012
На уроке в 5-м классе учащиеся знакомятся с древнеегипетской культурой: архитектурой, медициной, письменностью. Узнают, какие научные знания возникли в Древнем Египте, как и где использовались? Каковы достижения египтян?
-
Игровая деятельность на уроках истории 2012
Одной из главных задач современной школы является воспитание социально-компетентной личности, игра (особенно ролевая) помогает в этом. Ведь ребенок, играя, ставит себя на место того или иного человека, пытается решить его проблемы. В ролевых играх участники творчески воспроизводят социальные отношения на основе своих жизненных или художественных впечатлений. В статье приводится описание игровых ситуаций на уроках истории в 5–8-х классах.
-
Разработка урока истории в 5-м классе "Финикия" 2012
Цель урока – формирование глубоких знаний у учащихся о географическом положении Финикии, занятиях финикийцев.
-
Эпоха Петра Великого 2012
Урок предназначен для 7-го класса общеобразовательной школы, организован в форме игры, моделирующей определенные ситуации данной эпохи и воссоздающей картины событий с их персонажами. Разнообразные задания, используемые на уроке, требуют как развернутых, так и односложных ответов. Используется ИКТ, стимулируются познавательные процессы.
-
Викторина по избирательному праву "Умники и умницы" 2012
Ценность данной разработки: вопросы избирательного права недостаточно широко представлены в программах по обществознанию, праву школьного уровня, хотя данные знания необходимы для реализации важнейших конституционных прав человека и гражданина. Поэтому в целях популяризации, систематизации, обобщения знаний, воспитания чувства гражданской ответственности предлагается в игровой форме для учащихся 9–11-х классов сформировать необходимые общегражданские компетенции.
-
Презентация "История средних веков" 2012
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса.
-
Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве" 2012
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма.
-
Методическая разработка урока истории 2012
Целью урока является систематизация знаний учащихся по истории СССР 1953–1964 гг; сформировать представления о достигнутых успехах и неудачах; помочь выбрать собственную оценку этого периода.
-
Урок на тему "…И дум высокое стремленье". 8-й класс 2012
Интегрированный урок (история + литература) предназначен для учащихся 8-х классов. Урок включает в себя анализ общественной и литературной деятельности декабристов, акцент сделан на изучение творчества К. Рылеева. Урок позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, формирует чувства патриотизма, интерес к истории родной страны. Материал расчитан на класс среднего или высокого уровня подготовки.
-
Тема урока "Радости и сложности общения" 2012
Цели урока: сформировать представление учащихся о необходимости общения и культуре общения как одном из условий эффективного общения и преодоления конфликтных ситуаций; продолжение развития и обогащения собственной социальной активности.
-
Всеобщая декларация прав человека – идеал права 2012
Данный урок посвящен изучению Всеобщей декларации прав человека как важного международного документа, открывшего целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы. Основными целями урока являются: раскрытие значимости для международного права Всеобщей декларации прав человека; формирование ценностных ориентаций и убеждений, основанных на современных правовых и моральных ценностях общества; воспитание правовой культуры учащихся.
-
Авторская программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" 2012
Программа элективного курса предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена и ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 10–11-х классов к ЕГЭ.
-
Новые технологии в преподовании обществознания как способ формирования мыслительной самостоятельности обучающихся 2012
Требования, предъявляемые к уровню знаний, умений, навыков выпускников по обществознанию, предполагают овладение учеником на основе усвоенных обществоведческих знаний приемами интеллектуальной деятельности. Поэтому перед каждым учителем стоит задача формирования научного мышления, развития интеллектуальных навыков и умений обучающихся.
-
Исторический брейн-ринг. Методика составления и применения схем и таблиц на уроках истории 2012
Представлена игра, цель которой – изучение истории Древнего Казахстана. Игра проводится в несколько туров.
-
Урок обществознания в 6-м классе по теме "Труд с точки зрения закона" 2012
Урок обществознания призван познакомить учащихся с основными документами, касающимися осуществления права граждан на труд, рассмотреть особенности законодательства в области организации детского труда.
-
Формирование учебной мотивации в процессе преподавания предметов общественно-исторического цикла 2012
В статье говорится о компетентностном подходе в обучении, который направлен на приобретение, кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности. Ученик в процессе обучения должен не только что-то выучить, но и научиться осуществлять деятельность. Деятельностный подход на уроках обществознания ориентирован на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
-
Сценарий урока по истории в 9-м классе "Битва за Москву" 2012
Цели урока: создать полную картину событий обороны зимы 1941 г., раскрыть всенародный характер борьбы, важность мобилизации сил страны для разгрома врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву.
-
Урок с применением компьютерных технологий для 5-го класса "Великая греческая колонизация" 2012
Предлагаемый вниманию учителей урок сопровождается компьютерной презентацией с набором заданий (вопросов), которые направлены на развитие воображения, коммуникативных навыков. Задания даны в игровой форме, превращают урок в интересное, познавательное путешествие в мир Древней Греции.
-
Модульное обучение на уроках истории и обществознания 2012
Одной из современных здоровьесберегающих технологий является модульная технология обучения. Теоретические основы модульной технологии интегрируют все основные теории дидактики, педагогической психологии и передовой опыт, позволяют обеспечить личностно ориентированное, эффективное обучение. В статье предложена разработка модульного урока по истории России в 9-м классе.
-
Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в школе при исправительном учреждении 2012
В статье автор делится опытом преподавания истории и обществознания в школе при исправительном учреждении, где работает уже 12 лет. Главной целью своей работы она считает воспитание личности, способной к самообразованию и саморазвитию, к свободному и компетентному определению себя в обществе, профессии.
-
Урок-обобщение "Роль античной философии в развитии мировой философской мысли" 2012
Урок представляет собой обобщение по теме "Древнегреческая философия". Задания составлены таким образом, чтобы стимулировать проблемно-поисковую деятельность учащихся в сочетании с творческой активностью самих ребят. Постановка проблемных вопросов, использование различных видов деятельности, нестандартно составленные задания позволяют выявить подлинный уровень знаний учащихся и делают урок увлекательным, расширяют кругозор.