Оборудование урока: ПК, презентация, CD, компьютерная игра "Стань человеком", электронный учебник "История Древнего мира".
Цели урока:
- познакомить детей с началом перехода от присваивающего к производящему хозяйству;
- продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, описывать факты;
- воспитывать уважительное отношение к труду.
Ход урока
Мы продолжаем изучать первый раздел истории Древнего мира "Жизнь первобытных людей". Хронологические дистанции, отделяющие нас от этого времени - огромны, однако, сейчас мы внимательнее, чем когда-либо пытаемся осознать путь, пройденный человечеством.
Интерес к нему тем сильнее, чем больше желание понять настоящее, заглянуть и спрогнозировать будущее. В той далекой эпохе еще много для нас неясного и таинственного. И все-таки попробуем прикоснуться к цивилизации древности для того, чтобы в полной мере осознать никогда не прекращающуюся связь времен.
Тема нашего урока "Первобытные земледельцы и скотоводы". Наша задача - познакомиться с началом перехода от присваивающего к производящему хозяйству, то есть с возникновением земледелия и скотоводства.
Задание на урок: какие преимущества давало людям земледелие и скотоводство сравнительно с охотой и собирательством.
Рассказ учителя с использованием аппликаций.
Компьютерная лекция. CD. История Древнего мира. Мотыжное земледелие. Приручение животных.(5 мин.)
Задание:
Проследите этапы мотыжного земледелия.
(вырубка деревьев, выкарчевывание пней, сжигание; рыхление почвы; посев; сбор урожая )
Проверка задания на урок.
1. Дополните предложение:
1. Земледелие возникло из :
2. Скотоводство возникло из:
3. Земледелие и скотоводство возникло примерно :.тысяч лет назад
4. Появление земледелия и скотоводства изменило:. Раньше они добывали то, что : Теперь они научились производить то, что:... Их жизнь зависела теперь не столько от :, сколько, от ::..
Вывод: В этот период земледелие и скотоводство еще не стали основными занятиями в хозяйстве людей. По-прежнему главными способами добычи пищи оставались охота, рыболовство и собирательство.
Самым простым способом было изготовление сосудов способом налепа. Из глины изготавливались жгуты толщиной 3-4 см и длиной до 40-50 см, которые накладывались на форму по спирали и при наложении сдавливались так, что превращались в ленту; в результате получался грубый глиняный сосуд.
(Учитель лепит горшок из соленого теста. Тесто замесить заранее. 1ст. муки,1ст. соли, 3л. клея, гуашь для цвета)
Задание: Я предлагаю вам представить себя в роли первобытных людей и вылепить глиняный горшок.
Кто мог вылепить такой горшок?
Для чего использовались такие горшки?
Вывод: глиняная посуда позволяла людям варить пищу, лучше сохранять жидкость.
Задание: А теперь, ребята, представьте себя в роли археологов.
Вы оказались в составе археологической экспедиции, в ходе раскопок были обнаружены вот эти вещи. Чем, по-вашему, занимались люди, жившие на этой стоянке, почему вы так думаете?
1 группа: пшеница, овес, ячмень, каменный топор. (земледелие)
2 группа: кости животных, циновка, глиняный горшок. (скотоводство, ткачество, гончарное дело)
3 группа: рыбные кости, ягоды рябины, гриб, коренья. (собирательство, рыболовство)
Обобщающий вывод:
Итак, с возникновением земледелия и скотоводства жизнь людей сильно изменилась, но потребовалось еще очень много времени, чтобы эти занятия стали основными в хозяйстве первобытных людей.
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру "Стань человеком". Проследите все этапы становления человека.
Задание: Вспомните и назовите какие вы орудия труда встретили во время игры?
Рефлексия.