Урок-конференция с элементами ролевой игры организуется следующим образом. Учащиеся делятся на три команды. На конференцию выносятся три доклада, которые готовят три группы докладчиков по 3 человека от каждой команды. Остальные учащиеся выступают в роли болельщиков. Три эксперта выставляют оценки после каждого этапа работы. Секретарь следит за регламентом и заполняет табло на доске. Эксперты учитывают работу каждого представителя своей команды, отмечают все ответы на своих табло (в первой колонке вместо № команды список членов команды).
Табло на доске
№ команды | Доклады | Вопросы | Ответы | Похвальное слово | Оппоненты | Итог | ||||
1-е выступление | 2-е выступление | 3-е выступление | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||
1. | ||||||||||
2. | ||||||||||
3. |
Требования к докладчикам. Докладчики должны достаточно полно осветить предложенный им вопрос, сделать выводы и обобщения.
Роли болельщиков. Болельщики внимательно слушают выступления других команд и готовят вопросы.
- Болельщики 1-й команды задают вопросы 2-й и 3-й командам,
- болельщики 2-й команды - 1-й и 3-й командам,
- болельщики 3-й команды - 1-й и 2-й командам.
- Болельщики выступают как оппоненты другим командам, они должны высказать свою точку зрения о докладах.
- Болельщики также выступают с похвальным словом своей команде.
Последовательность работы
1 этап
- 1-й доклад - вопросы - ответы.
- 2 -й доклад - вопросы - ответы.
- 3 -й доклад - вопросы - ответы.
2 этап. Выступление оппонентов по всем трем докладам.
3 этап. Похвальное слово представителей команд
4 этап. Подведение итогов и выставление оценок.
Этапы урока
1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели.
2. Входной контроль.
3. Просвещение, образование и наука в России на рубеже XIX -XX веков.
4. Литература, живопись, архитектура и скульптура на рубеже веков.
5. Культурная жизнь России в конце XIX - начале XX века (музыка, балет, театр, кино).
6. Завершающий контроль.
7. Рефлексия.
1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели.
Начало XX века - переломное время в развитии России. Поиск путей дальнейшего развития страны отразился и на развитии культуры. На волне переосмысления жизненных ценностей расцвели все виды творческой деятельности. Культура выразила переломный характер своего времени, его поиски, трудности, прогрессивные и кризисные явления. "Серебряным веком" русской культуры был назван рубеж XIX - XX веков.
Сегодня мы должны познакомится с основными направлениями развития Российской культуры на рубеже XIX - XX веков, выявить традиционные и новые черты культурной жизни России. Мы решили провести конференцию, с правилами проведения которой вы уже знакомы.
Вам предстоит развить уже имеющиеся у вас навыки и научиться:
- самостоятельно готовить доклады и выступать с ними;
- правильно распределять время работы над заданиями;
- оценивать свою работу и работу товарищей;
- делать самостоятельно записи в тетрадь.
2. Входной контроль
Цель: вспомнить, что такое "культура" и какие факторы оказывают влияние на развитие культуры.
Задание.
Ответьте на вопросы:
1. Что такое "культура"?
2. Какие факторы, по вашему мнению, оказывают влияние на развитие культуры?
3. Просвещение, образование и наука в России на рубеже XIX -XX веков.
Цель: познакомиться с демократическими тенденциями в деле образования и просвещения в России в начале XX века, с научной жизнью России конца XIX -начала XX веков, с выдающимися представителями отечественной науки, их вкладом в мировую науку и общественный прогресс.
Задание.
Прослушав доклады первой команды, болельщики 2-й и 3-й команд готовят вопросы, болельщики первой команды должны на них ответить.
Участники первой команды выступают с докладами.
1. "Образование и просвещение в России в к. XIX - н. ХХ веков".
2. "Развитие естественных и точных наук. Выдающиеся представители отечественной науки".
3. "Общественные науки на рубеже веков".
Прослушав доклады, приступаем к дискуссии. Вопрос 2-й команды - ответ 1-й команды, вопрос 3-й команды - ответ 1-й команды. Эксперты оценивают доклады, вопросы и ответы. Секретарь заполняет табло на доске.
4. Литература, живопись, архитектура и скульптура на рубеже веков.
Цель: познакомиться с основными художественными школами, течениями и принципами отражения окружающего мира в литературе на рубеже XIX - XX вв., выяснить характерные черты художественного творчества начала XX века.
Задание.
Прослушав доклады 2-й команды, участники 1-й и 3-й команды готовят вопросы, болельщики 2-й команды должны на них ответить.
Участники 2-й команды выступают с докладами.
1. "Основные направления в развитии литературы и их представители".
2. "Изобразительное искусство. Выдающиеся мастера России начала XX века".
3. "Скульптура и архитектура России. Известные ваятели России".
Прослушав доклады, приступаем к дискуссии. Вопрос 1-й команды - ответ 2-й команды, вопрос 3-й команды - ответ 2-й команды.
Эксперты оценивают доклады, вопросы и ответы. Секретарь заполняет табло на доске.
5. Культурная жизнь России на рубеже XIX- XX вв. (музыка, балет, театр, кинематограф).
Цель: познакомиться с музыкальной культурой России, с театральной жизнью страны, с возникновением и развитием кинематографа.
Задание.
Прослушав доклад 3-й команды, участники 1-й и 2-й команды готовят вопросы; болельщики 3-й команды отвечают на них.
Участники 3-й команды выступают с докладами.
1. "Музыкальная культура России".
2. "Театральная жизнь России".
3. "Кинематограф в культуре России начала XX века.
Прослушав доклад, приступаем к дискуссии. Вопрос 1-й команды - ответ 3-й команды, вопрос 2-й команды - ответ 3-й команды. Эксперты оценивают доклады, вопросы и ответы. Секретарь заполняет табло на доске.
6. Завершающий контроль.
Цель: определить, удалось ли достичь поставленных целей.
Задание.
Вы должны выступить в роли оппонентов и с похвальным словом своей команде.
1. Выступления оппонентов оценивают эксперты.
2. Похвальное слово также оценивают эксперты.
Секретарь заполняет табло на доске и подводит общий итог работы команд, определяет места.
Эксперты подводят итог индивидуальной работы и выступают оппонентами.
7. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке по 10-балльной шкале, ответьте на три вопроса:
1. Как я усвоил материал?
2. Как я работал на уроке?
3. Как работала команда? Сформулируйте свое мнение об уроке.