Культурно-исторический портрет России к XIX – начала XX вв (ученическая конференция )

Разделы: История и обществознание


Урок-конференция с элементами ролевой игры организуется следующим образом. Учащиеся делятся на три команды. На конференцию выносятся три доклада, которые готовят три группы докладчиков по 3 человека от каждой команды. Остальные учащиеся выступают в роли болельщиков. Три эксперта выставляют оценки после каждого этапа работы. Секретарь следит за регламентом и заполняет табло на доске. Эксперты учитывают работу каждого представителя своей команды, отмечают все ответы на своих табло (в первой колонке вместо № команды список членов команды).

Табло на доске

№ команды Доклады Вопросы Ответы Похвальное слово Оппоненты Итог
1-е выступление 2-е выступление 3-е выступление 1 2 1 2      
1.                    
2.                    
3.                    

Требования к докладчикам. Докладчики должны достаточно полно осветить предложенный им вопрос, сделать выводы и обобщения.

Роли болельщиков. Болельщики внимательно слушают выступления других команд и готовят вопросы.

  • Болельщики 1-й команды задают вопросы 2-й и 3-й командам,
  • болельщики 2-й команды - 1-й и 3-й командам,
  • болельщики 3-й команды - 1-й и 2-й командам.
  • Болельщики выступают как оппоненты другим командам, они должны высказать свою точку зрения о докладах.
  • Болельщики также выступают с похвальным словом своей команде.

Последовательность работы

1 этап

  • 1-й доклад - вопросы - ответы.
  • 2 -й доклад - вопросы - ответы.
  • 3 -й доклад - вопросы - ответы.

2 этап. Выступление оппонентов по всем трем докладам.

3 этап. Похвальное слово представителей команд

4 этап. Подведение итогов и выставление оценок.

Этапы урока

1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели.

2. Входной контроль.

3. Просвещение, образование и наука в России на рубеже XIX -XX веков.

4. Литература, живопись, архитектура и скульптура на рубеже веков.

5. Культурная жизнь России в конце XIX - начале XX века (музыка, балет, театр, кино).

6. Завершающий контроль.

7. Рефлексия.

1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели.

Начало XX века - переломное время в развитии России. Поиск путей дальнейшего развития страны отразился и на развитии культуры. На волне переосмысления жизненных ценностей расцвели все виды творческой деятельности. Культура выразила переломный характер своего времени, его поиски, трудности, прогрессивные и кризисные явления. "Серебряным веком" русской культуры был назван рубеж XIX - XX веков.

Сегодня мы должны познакомится с основными направлениями развития Российской культуры на рубеже XIX - XX веков, выявить традиционные и новые черты культурной жизни России. Мы решили провести конференцию, с правилами проведения которой вы уже знакомы.

Вам предстоит развить уже имеющиеся у вас навыки и научиться:

- самостоятельно готовить доклады и выступать с ними;

- правильно распределять время работы над заданиями;

- оценивать свою работу и работу товарищей;

- делать самостоятельно записи в тетрадь.

2. Входной контроль

Цель: вспомнить, что такое "культура" и какие факторы оказывают влияние на развитие культуры.

Задание.

Ответьте на вопросы:

1. Что такое "культура"?

2. Какие факторы, по вашему мнению, оказывают влияние на развитие культуры?

3. Просвещение, образование и наука в России на рубеже XIX -XX веков.

Цель: познакомиться с демократическими тенденциями в деле образования и просвещения в России в начале XX века, с научной жизнью России конца XIX -начала XX веков, с выдающимися представителями отечественной науки, их вкладом в мировую науку и общественный прогресс.

Задание.

Прослушав доклады первой команды, болельщики 2-й и 3-й команд готовят вопросы, болельщики первой команды должны на них ответить.

Участники первой команды выступают с докладами.

1. "Образование и просвещение в России в к. XIX - н. ХХ веков".

2. "Развитие естественных и точных наук. Выдающиеся представители отечественной науки".

3. "Общественные науки на рубеже веков".

Прослушав доклады, приступаем к дискуссии. Вопрос 2-й команды - ответ 1-й команды, вопрос 3-й команды - ответ 1-й команды. Эксперты оценивают доклады, вопросы и ответы. Секретарь заполняет табло на доске.

4. Литература, живопись, архитектура и скульптура на рубеже веков.

Цель: познакомиться с основными художественными школами, течениями и принципами отражения окружающего мира в литературе на рубеже XIX - XX вв., выяснить характерные черты художественного творчества начала XX века.

Задание.

Прослушав доклады 2-й команды, участники 1-й и 3-й команды готовят вопросы, болельщики 2-й команды должны на них ответить.

Участники 2-й команды выступают с докладами.

1. "Основные направления в развитии литературы и их представители".

2. "Изобразительное искусство. Выдающиеся мастера России начала XX века".

3. "Скульптура и архитектура России. Известные ваятели России".

Прослушав доклады, приступаем к дискуссии. Вопрос 1-й команды - ответ 2-й команды, вопрос 3-й команды - ответ 2-й команды.

Эксперты оценивают доклады, вопросы и ответы. Секретарь заполняет табло на доске.

5. Культурная жизнь России на рубеже XIX- XX вв. (музыка, балет, театр, кинематограф).

Цель: познакомиться с музыкальной культурой России, с театральной жизнью страны, с возникновением и развитием кинематографа.

Задание.

Прослушав доклад 3-й команды, участники 1-й и 2-й команды готовят вопросы; болельщики 3-й команды отвечают на них.

Участники 3-й команды выступают с докладами.

1. "Музыкальная культура России".

2. "Театральная жизнь России".

3. "Кинематограф в культуре России начала XX века.

Прослушав доклад, приступаем к дискуссии. Вопрос 1-й команды - ответ 3-й команды, вопрос 2-й команды - ответ 3-й команды. Эксперты оценивают доклады, вопросы и ответы. Секретарь заполняет табло на доске.

6. Завершающий контроль.

Цель: определить, удалось ли достичь поставленных целей.

Задание.

Вы должны выступить в роли оппонентов и с похвальным словом своей команде.

1. Выступления оппонентов оценивают эксперты.

2. Похвальное слово также оценивают эксперты.

Секретарь заполняет табло на доске и подводит общий итог работы команд, определяет места.

Эксперты подводят итог индивидуальной работы и выступают оппонентами.

7. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке по 10-балльной шкале, ответьте на три вопроса:

1. Как я усвоил материал?

2. Как я работал на уроке?

3. Как работала команда? Сформулируйте свое мнение об уроке.