Урок "Реформы П.А. Столыпина – "тихая революция"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • сформировать у учащихся представление о реформах П.А.Столыпина как об определенной трансформации революции "снизу" в революцию "сверху";
  • уяснить политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законопроекта;
  • выявить причины, по которым начинания Столыпина не нашли широкой социальной поддержки;
  • развивать активность и самостоятельность учащихся при анализе исторических документов и тестировании;
  • через выполнение опережающих заданий воспитывать чувство ответственности и коллективизма.

Основные знания: содержание правительственной программы П.А.Столыпина, суть столыпинской аграрной реформы, развитие кооперативного движения.

Основные понятия: отруб, хутор, кооперация.

Оборудование урока: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентации, диски Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009, "Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия XIX - XX вв."

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного: разгадывание кроссворда. Введение в тему.

1. Царский указ

2. Выступали за установление конституционного строя

3. Их главная цель - "содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ"

4. Лидер радикального течения РСДРП

5. Выступали за индивидуальный террор, как средство революционирования масс и устрашения правительства.

6. За установление этой формы государственного правления выступали социалистические партии

7.Избирательная группа

8. Этот вопрос занимал центральное место в повестках работы Государственных Дум

По вертикали:

Государственный деятель, по имени которого названа реформа крестьянского надельного землевладения в России.

Целеполагание: Сегодня мы познакомимся с личностью П.А.Столыпина и проектами его преобразований. В ходе урока должны будем уяснить такие понятия как: отруб, хутор, кооперация ( запись на доске). Вы все получили индивидуальные задания по подготовке к выступлению на сегодняшнем занятии.

III. Изучение нового материала.

1. Личность П.А.Столыпина

Опережающее задание. Выступление учащихся (Приложение1.pptx)

Слово учителя. Столыпин понимал, что никакие репрессии не искоренят революционного движения, если не устранить его причины. Намеченные Столыпиным преобразования охватывали многие стороны жизни общества - от аграрных отношений до реформ систем местного самоуправления и образования. Правительством была разработана системная программа реформ в социальной и экономической сфере.

2. Проекты Столыпина.

Опережающее задание. Выступление учащихся (Приложение.pptx)

- Проблемный вопрос: Почему Николай II - консерватор по убеждениям - согласился на проведение реформ и поручил их разработку Столыпину?

Слово учителя: "Там, где правительство побеждало революцию, оно успевало не исключительно физическою силою, а тем, что, опираясь на силу, само становилось во главе реформ". П.А.Столыпин.

- Какой же вопрос более всего волновал правительство во главе со Столыпиным? (аграрный)

3. Аграрная реформа.

1) Разрушение общины. Отрубы. Хутора. Крестьянский банк. Итоги

Опережающее задание: а) чтение и комментирование Указа Николая II Правительствующему Сенату 9 ноября 1906 года (Приложение 3.TIF) б) рассказ, сопровождаемый схематическим рисунком: отруб, хутор  в) итоги разрушения общины.

2) Переселенческая политика. Кооперация. Итоги.

Опережающее задание

Подведение итогов. Беседа.

- Итак, что же получила Россия в ходе главной столыпинской реформы - крестьянской? Было ли выполнено задуманное?

- Проблемный вопрос: Почему не удалось выполнить задуманное?

(Одинокий реформатор, испуг революции прошел, был убит лидер, назревала Первая мировая война) "Император Николай II имел редкое счастье видеть у подножия своего трона двух исключительных, по русской мерке, государственных деятелей: Витте и Столыпина. Он ненавидел одного и предавал обоих" (П. А. Федотов русский мыслитель, историк и публицист).

- Путь, предложенный Столыпиным, решал проблему?

Слово учителя. Русское производство зерновых в 1909-13 гг. превышало на 1/3 продукцию Аргентины, Канады и США, вместе взятых. Цены на зерно в Европе были бы намного выше, если бы русский вывоз не сдерживал аппетиты американских экспортеров. Можно себе представить, с какой "любовью" следили они за успехами России.

Это "вешатель" Столыпин создавал по всей стране элеваторы, и пшеница экспортировалась в Англию, Голландию, Италию, ячмень в Германию на миллиард рублей (царских!) ежегодно. В бюджете страны в 1912 г. превышение доходов над расходами составляло 2,4 миллиарда рублей (при наименьших в мире налогах).

III. Обобщение изученного.

Просмотр видеофильма (c.wmv)

IV. Тестирование.

Материал Виртуальной школы Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории XIX-XX вв.

V. Память. (Презентация 8.pptx)

Интересные факты (Приложение 9.pptx)

Опережающие задания. Выступление учащихся.

VI. Домашнее задание: параграф 6.

На выбор:

1) Задание 4. Оцените результаты аграрной реформы П.А.Столыпина (положительные - отрицательные). Можно в форме таблицы или основных положений.

2) Работа с документами. Ознакомьтесь с различными взглядами на аграрную реформу П.А.Столыпина. С какой из них вы согласны или не согласны. Сформулируйте свою точку зрения: " Какое значение имела реформа Столыпина для развития России?" (Приложение 10.pptx, приложение 10.docx)

Приложение.