уальность данного урока заключается в том, что учитель через урок обществознание, интегрируя с программой “Здоровье” В.Н. Касаткина, указывает возможный вариант решения одной из самых насущных проблем в современном образовании – проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Методическая разработка интегрированного урока по учебному предмету “Обществознание”, учебнику “Обществоведение” (автор Л.Н.Боголюбов и др.) для учащихся 6 класса, интегрируется с программой “Здоровье” под редакцией В.Н.Касаткина раздел 2 “Я и другие” тема: “Группа. Ролевые позиции в группе”.
Основные теоретические, методические и организационные особенности данного
урока:
– форма урока традиционная, тип урока – интегрированный, место проведения –
кабинет истории;
– количество часов – один;
– используемые технологии: здоровьесберегающие, элементы личностно–
ориентированного обучения, уровневой дифференциации.
Методы обучения: словесный, практический, наглядный, частично-поисковый.
Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
В данной разработке урока наблюдается создание условий, которые заинтересовывают, способствуют росту интеллектуального развития каждого ученика через использование разных методов, форм организации учебной деятельности, активизацию мыслительной деятельности учащихся, через групповую, индивидуальную работу.
На уроке имеют место различные виды мышления (практически-действительное, наглядно-образное, словесно-логическое).
Сохранение психоэмоционального, физического здоровья учащихся на уроке обеспечивается через:
– соблюдение в кабинете гигиенических условий;
– разумное чередование видов учебной деятельности и частоты;
– использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого
самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из
“потребителей знаний” в “субъектов” деятельности по их получению и созиданию;
– наличие на уроке валеологических пауз, которые способствуют обучению детей
управлению собственным здоровьем (получить первые успехи в изменении состояния
тела, своего духа и разума);
– включение в содержательную часть урока вопросов, связанных с формированием
межличностных отношений, которые непосредственно влияют на здоровье учащихся;
– благоприятный психологический климат на уроке;
– наличие эмоционально-смысловых разрядок.
Педагогическая новизна представленной методической разработки на уроке заключается в том, что развитие учащихся коммуникативных способностей человека способствуют формированию положительный эмоций, укреплению психического здоровья человека. Данная методическая разработка будет интересна и полезна педагогам, начинающим работать по программе “Здоровье” В.Н.Касаткина.
Интегрированный урок: обществознание + программа “Здоровье” В.Н.Касаткина.
Тема урока: Ты и твои товарищи. Группа. Позиции в группе. Лидер.
Цели урока: создать условия
– для формирования представления, что такое группа людей и их виды;
– для развития умения выполнять “групповые нормы”;
– формировать навыки сотрудничества и сопереживание в группе;
– воспитывать взаимопонимание, взаимовыдержку, доброжелательное отношение к
окружающим людям.
Представление: формировать представление учащихся о “инструментах” общения: конструктивная критика, поддержка, убеждение.
Отношение: умение критиковать, хвалить и принимать похвалу.
Стратегия поведения: демонстрировать навыки общения, умение слушать, начинать, поддерживать, прекращать разговор.
Оборудование: учебник “Обществоведение”, автор Л.Н.Боголюбов и др. для 6 класса, картина В.И Сурикова “Степан Разин”, музыкальный центр.
Дидактический материал: “жар-птица”.
Ход урока
1. Психоэмоциональный настрой урока:
– Ребята, здравствуйте, я очень рада вас всех видеть. А сейчас закройте глаза и представьте, что над вами – небо, на небе тучи. Откройте глаза, а вот и капли дождя (хлопок), 2 капли (2 хлопка), 3 капли (3 хлопка) и пошел частый, частый дождь (хлопаем). И вдруг радуга – солнце. Мы тянемся к нему (поднимаем вверх руки) и улыбаемся.
Опустили глаза, рядом твой друг (подруга). И сейчас вы можете встать и пересесть по желанию за парту к другу (подруге). Как вы себя чувствуете? Уютно вам на уроке? У кого какое настроение? Желаю вам, чтобы это настроение сохранялось на протяжении всего урока и способствовало нашему с вами взаимопониманию.
2. Активизация умственной деятельности:
– Что такое взаимопонимание?
– Чем отличаются деловые и личные отношения?
На доске написаны слова: удовольствие, радость, зависть, восторг, горе, восхищение, обида, гнев, гордость, тоска, доверие, уважение, благодарность, любовь.
Задание:
– Изобразите мимикой лица эти слова, прочитывая их;
– Что выражают эти слова? (Чувства.)
– Раздели эти чувства на две группы: положительные, отрицательные.
– Какие чувства, ты бы добавил к каждому списку? (Можно работать в паре.)
3. Проверка и контроль знаний:
На доске “Жар-птица” с чудным хвостом (каждое перо имеет свою стоимость).
АЛЫЕ ПЕРЬЯ стоят 5 баллов; ЗЕЛЕНЫЕ ПЕРЬЯ стоят 4 балла; СИНИЕ ПЕРЬЯ стоят 3 балла.
Учащиеся выходят по желанию, определяют на какой балл хотят ответить, “выдергивают” перо и отвечают или выполняют задания индивидуально.
“ПЕРЬЯ” с карточками.
Вопросы на (5 баллов):
- Какие отношения называются межличностными?
- Что такое взаимопонимание? Как оно возникает?
- Чем отличаются деловые и личные отношения?
- Что такое симпатия? Антипатия?
- Какие существуют виды межличностных отношений?
- Как ты думаешь, почему дружба так важна для людей?
- Что такое настоящая любовь?
Вопросы на (4 балла):
- Что притягивает и отталкивает людей в межличностных отношениях?
- Составь словесный портрет своего друга (подруги)
- Прочитай свое любимое стихотворение о дружбе и любви. Объясни, чем оно тебе нравится?
- Какое правило взаимопонимания нужно помнить? “От улыбки, хмурый день светлей…”
- Почему подростки требовательны к друзьям? Ответ аргументируют.
Вопросы на (3 балла):
- Приведи пословицы на высказывание: “Не торопись с выводами”.
- Приведи пример пословицы на высказывание: “Не спеши делать выводы по первому впечатлению”.
- Можно ли назвать личностью животное?
- Что такое чувства?
4. Мотивация урока, целеполагание.
– Ребята, прочитайте тему урока: “ Ты и твои товарищи. Группа. Лидер”.
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
– Что бы вы хотели узнать об этом? (Учащиеся ставят цели и определяют задачи
урока.)
5. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя с элементами беседы (какие бывают группы, о групповых нормах).
– Какие объединения людей вы знаете? (класс, семья, компания, секция и т.д.)
– Почему люди стали объединяться в группы?
2. Деление класса на группы. Класс делится на группы самостоятельно.
– Почему вы так разделились? (отвечает каждая группа.)
– Что общего у вас? Кто из вас проявил большую инициативу по созданию вашей
группы?
– Кого из ваших товарищей можно назвать лидером? Какими качествами должен
обладать лидер группы?
Физкультминутка: Выберите из своей группы лидера. Каждому лидеру нужно провести со своей группой упражнение физкультминутки.
(Упражнение активизирует внутренние процессы, гармонизирует нервную систему.)
“Расхлопывание”.
- Исходное положение: стоя или сидя в парах.
- Начните поочередное “расхлопывание” друг друга по плечам и верхней части спины расслабленными ладонями;
- Продолжайте упражнение с некоторым усилием;
- Произведите легкое постукивание мягкой частью кулака;
- Продолжайте упражнение, придавая некоторое усилие рукам;
- Начните поочередное “расхлопывание” по плечам и верхней части спины ладонями, применяя некоторое усилие;
- Закончите упражнение поочередным поглаживанием друг друга по плечам и верхней части спины сверху вниз.
(Упражнение выполняется в целях профилактики 3–5 минут.)
3. Работа с учебником: Обществознание 6 класс (стр. 113).
а) Прочитать вопрос “Что можно, чего нельзя и что за это бывает?”
б) Составьте для своей группы правила, по которым бы “жила” ваша группа
(Записывают в тетрадь.)
в) Озвучивание каждой группой групповых норм (правил).
г) “Валеологическая пауза для глаз”
- Исходное положение: стоя или сидя,
- Плотно закрывайте и широко открывайте глаза 4–6 раз подряд с интервалом 15 сек. в течении 2 минут.
- Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы в течении 1 минуты.
- Вращайте глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону – 2 минуты.
Упражнение выполняется 3–4 раза с интервалом 1 минута. Общая продолжительность занятий 5–10 минут. Упражнение 2 и 3 делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами.
(Упражнение снимет умственное утомление, активизирует кровообращение в области глаз и мозга.)
4. Вы поработали на уроке 10 минут в группах.
– Какая группа по-вашему быстрее всех выполнила задания, отвечала на вопросы?
– Почему?
Вывод: Группа работает быстрее, слаженнее, правильно отвечает на вопросы потому, что у них лучше развиты навыки общения: умение слушать друг друга, поддерживать, начинать, прекращать разговор, убеждать друг друга.
6. Повторение, систематизация и закрепление изученного материала.
1. “ Посещение картинной галереи”.
Рассмотрим картину В.И.Сурикова (1848–1916) “Степан Разин”.
Обсудите в группе:
– Какая группа людей изображена на картине? Что тебе известно о ней из курса
истории? Кто среди этих людей лидер? Как его описывает художник?
– Каково их положение в группе?
2. Звучит детская песенка Ю.Энтина “Антошка”.
– “Антошка” противопоставляет себя группе.
Чем закончилась эта история? Как в реальной жизни может поступать группа с человеком, который не выполняет ее требования и делает только то, что ему хочется?
3. Практическая работа:
а) Каждый член группы придумывает и предлагает интересное и нужное людям
дело. Может быть, ты с ребятами решишь быстро и неожиданно соорудить для малышей
снежный городок? А может, помочь кому-нибудь из пенсионеров принести воды,
откопать снег или что-то другое. Запишите каждый свое предложение в тетрадь.
б) Вспомните нормы группы (посмотрите записи) и постарайтесь представить свое
предложение группе.
в) Если получилось у вас много дел, то решите вместе, за какие дела возьметесь в
первую очередь, какие выполнить во вторую и третью. Какое дело вы выполните
группой?
4. Анализ ситуации:
“Шли по дороге 20 путников, однажды вечером на них напали два разбойника и обобрали всех до нитки. В это время, когда разбойники крепко держали одного из путников, другой отнимал у него вещи. И ни один путник не мог одолеть сразу двух разбойников.
– Подумайте, можно ли назвать этих путников группой?
– Какого важного качества группы им не хватило?
5. Почему говорят: “Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось”. “Один в поле не воин”?
7. Итог урока:
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие могут быть “групповые нормы”?
– Как нужно себя вести в группе для того чтобы она работала более слаженно и
результативно?
8. Домашнее задание: пар. 14 стр. 110–114.
Каждая группа выполняет свои намеченные дела и готовит отчет о проделанной работе к следующему уроку.
9. Рефлексия
ТЕСТ “ Рефлексия”.
- Я узнал (а) много нового.
- Мне это пригодится в жизни.
- Задание выполнять было легко, так как я:
а) много думал,
б) работал в группе. - Задание было выполнять трудно, так как я:
а) многого не знал,
б) мешали члены группы. - Теперь я могу:
а) организовать группу,
б) быть членом группы,
в) быть лидером группы.