Цель: формирование у молодых граждан России осознанной и ответственной гражданской позиции, основ правовой и политической культуры, патриотизма и гражданственности, развитие умений жить в обществе и быть успешным человеком.
Предполагаемые результаты:
- Учащиеся должны понять, что приобретение гражданства и совершение гражданских поступков не связаны с возрастом человека и что они уже сейчас являются гражданами своей страны;
- Учащиеся узнают, на что в общественной жизни они могут повлиять;
- Что они имеют право выразить свое отношение к возможности и важности своего участия в жизни семьи, родного края, страны; и что они могут действовать как настоящие граждане России.
Технология: деятельностная дискуссия, работа в группах.
Данная технология наиболее эффективна для формирования гражданской позиции у учащихся, поскольку гражданская позиция - это действенное, социально активное поведение и означает активную позицию человека, а не пассивную к окружающим событиям.
Вопросы для обсуждения:
- Что такое активная гражданская позиция?
- Какими чертами должен обладать гражданин?
- Какая связь между успешным человеком и гражданином?
Интерактивный блок: работа в группах
1 задание - мозговой штурм: Кто такой гражданин и какими чертами он должен обладать?
Цель упражнения: определить смысл понятия в процессе активного поиска. Учащиеся разбиваются по группам по определенным символам. Этот символ - фрукт, они выбирают понравившийся (мандарин, яблоко, киви и персик) и делятся на группы.
Каждая группа относительно своего фрукта, определяет символ гражданства, признаки гражданина (например, мандарин - каждая долька сама по себе отдельная, но вместе это целая часть, есть кислые, есть сладкие, так и в жизни: Родина одна, но мы все в ней отдельные граждане, и все разные и т.д.). В финале обсуждения предлагается сравнить выработанные ассоциации в классе, найти общее, совпадения и различия.
Упражнение: "Мини - социальный проект" Выбрать из разных картинок, разложенных на столах, свой портрет гражданина. Представить для других групп. Картинок много, разнообразные и яркие. Например:
Цель этого упражнения: умение работать в коллективе, отстаивать свое мнение, но быть толерантным в отношении других, практически составить портрет гражданина в проекте и уметь его защитить.
3 Практическое задание: Знакомство с документами, которые определяют гражданство, положение разных людей: живущие в стране и приезжие из других государств (свидетельство о рождении, паспорт). Что такое достоинство человека? Как документы о гражданстве являются основой достоинства?
Работа со схемой, каких качеств не хватает?
4 задание - упражнение "Гражданин и патриот".
Цель этого упражнения: рассмотреть, в чем разница этих значений, и что объединяет эти слова. Разбор пословиц, поговорок, высказываний о Родине:
...Родину себе не выбирают.
Начиная видеть и дышать,
Родину на свете получают
Непреложно как отца и мать (М.Алигер)Родина суровая и милая
Помнит все жестокие бои....
С ней живут любя, страдая, радуясь,
Падая и поднимаясь ввысь.... (В.Фирсов)
Расставшийся с другом плачет семь лет, расставшийся с Родиной - всю жизнь.
(узбекская пословица)
Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может. (Дж. Байрон)
Два чувства дивно нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам
(А.Пушкин)
Привести примеры из истории России, где граждане готовы были пожертвовать своей жизнью ради Родины. (1237г -борьба с татаро-монголами; 4 ноября 1612г.- освобождение от поляков и шведов; 22 июня 1941г - защита от фашистской Германии и др.)
Подвести итог дискуссии, где принимаются убеждения, точки зрения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных, даже если они не разделяются и не одобряются.
5 задание: Кто защищает нас как граждан в разных ситуациях? Знакомство с государственными документами, с государственными символами:
Конституция Российской Федерации, глава II права граждан (найти права, которыми уже могут пользоваться учащиеся)
Герб, флаг и гимн России (зачем нужны символы?)
Сравнить символы двух государств (Россия - СССР).
Герб и флаг СССР
6 задание: Знакомство с Государственными праздниками, какие есть, зачем они нужны, отношение к этим праздникам в семьях. Познакомить с праздниками, которые укрепляют российскую государственность:
12 июня - День России (праздник гражданского мира и согласия граждан страны на основе закона и справедливости)
22 августа - День Государственного флага России (трехцветный российский флаг)
4 ноября - День народного единства (освобождение Москвы от интервентов и празднование Казанской иконы Божьей Матери)
12 декабря - День Конституции Российской Федерации (основной закон государства)
Решение кроссворда наоборот по группам. Учащимся предлагается придумать вопросы и задания (определения терминов) для заполненного кроссворда, с тем, чтобы можно было потом предложить своим друзьям, родственникам.
7 задание: Составить синквейн "Молодой гражданин России"
Цель этого упражнения: развитие коллективных творческих способностей, в необычной форме изложить полученные знания.
Правила составления:
1. В первой строчке указывается тема стихотворения, для этой цели обычно используется существительное.
2. Во второй строчке в двух словах (двумя прилагательными) дается описание темы.
3. В третьей строчке тремя словами дается описание действия в рамках этой темы
4. Четвертая строчка - это фраза из четырех и более слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства.
5. Последняя строчка - это одно слово, по сути своей синонимично тому, с которого синквейн начинается
Например:
1. Гражданин | 2. Гражданин |
Активный, отзывчивый | Законопослушный, ответственный |
Помогает, трудится, защищает. | Действует, отстаивает, уважает |
Он уважает свою страну, - | Он живет по государственным |
Патриот. | законам и законам совести. |
(Кордонец Илья, 6 класс, г. Хабаровск) | Порядочность |
(Еременко Денис, 6кл, г. Хабаровск) |
3. Хабаровск
Особенный, красивый
Сохраняется, строится, развивается,
Мой город самый лучший.
(Арапова Оля, 6 класс, г. Хабаровск)
Обсуждение результата у кого получился синквейн более удачный и почему.
Заключение. Рефлексия. Задание "Солнечный круг"
Давайте вспомним еще раз, о чем говорилось в данной теме. Нарисуйте солнце в виде круга с 4-5 лучами, вдоль каждого из лучей напишите одно из понятий, которое рассматривалось в этой главе. В центре круге нарисуйте лицо человека - улыбающееся, задумчивое, не выражающее никаких эмоций или грустное - в зависимости от того, какое настроение у вас было, когда вы изучали эту тему.
Задание на дом: группы выбирают себе задание (в виде ромашки)
1. Социологический опрос по теме: "Чем дорога вам ваша малая Родина?"
2. Почетные граждане города Хабаровска (сделать в виде газеты или презентации)
3. Рекламный буклет на тему: "Останься в родном городе - позаботься о его процветании" (пригласить представителей местной власти)
4. Туристический проспект "Приглашение на малую Родину" (развитие туризма, чем интересен и привлекателен ваш город)
Литература:
- Алексеева Н.С. "Герои русской истории" - Москва, 2000г.
- Алексеев С.П., Митяев А.В., Печерская А.Н. "Рассказы о Великой Отечественной войне" - Москва,2005г.
- Каштанова А. "Русские женщины" - Москва, 2004г.
- Митяев А.В."Ветры Куликова поля: рассказы о воинской доблести предков" - Москва, 1986г.