Урок обществознания в 6-м классе "Я – гражданин России"

Разделы: История и обществознание


Цель: формирование у молодых граждан России осознанной и ответственной гражданской позиции, основ правовой и политической культуры, патриотизма и гражданственности, развитие умений жить в обществе и быть успешным человеком.

Предполагаемые результаты:

  • Учащиеся должны понять, что приобретение гражданства и совершение гражданских поступков не связаны с возрастом человека и что они уже сейчас являются гражданами своей страны;
  • Учащиеся узнают, на что в общественной жизни они могут повлиять;
  • Что они имеют право выразить свое отношение к возможности и важности своего участия в жизни семьи, родного края, страны; и что они могут действовать как настоящие граждане России.

Технология: деятельностная дискуссия, работа в группах.

Данная технология наиболее эффективна для формирования гражданской позиции у учащихся, поскольку гражданская позиция - это действенное, социально активное поведение и означает активную позицию человека, а не пассивную к окружающим событиям.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое активная гражданская позиция?
  2. Какими чертами должен обладать гражданин?
  3. Какая связь между успешным человеком и гражданином?

Интерактивный блок: работа в группах

1 задание - мозговой штурм: Кто такой гражданин и какими чертами он должен обладать?

Цель упражнения: определить смысл понятия в процессе активного поиска. Учащиеся разбиваются по группам по определенным символам. Этот символ - фрукт, они выбирают понравившийся (мандарин, яблоко, киви и персик) и делятся на группы.

Каждая группа относительно своего фрукта, определяет символ гражданства, признаки гражданина (например, мандарин - каждая долька сама по себе отдельная, но вместе это целая часть, есть кислые, есть сладкие, так и в жизни: Родина одна, но мы все в ней отдельные граждане, и все разные и т.д.). В финале обсуждения предлагается сравнить выработанные ассоциации в классе, найти общее, совпадения и различия.

Упражнение: "Мини - социальный проект" Выбрать из разных картинок, разложенных на столах, свой портрет гражданина. Представить для других групп. Картинок много, разнообразные и яркие. Например:

Цель этого упражнения: умение работать в коллективе, отстаивать свое мнение, но быть толерантным в отношении других, практически составить портрет гражданина в проекте и уметь его защитить.

3 Практическое задание: Знакомство с документами, которые определяют гражданство, положение разных людей: живущие в стране и приезжие из других государств (свидетельство о рождении, паспорт). Что такое достоинство человека? Как документы о гражданстве являются основой достоинства?

Работа со схемой, каких качеств не хватает?

4 задание - упражнение "Гражданин и патриот".

Цель этого упражнения: рассмотреть, в чем разница этих значений, и что объединяет эти слова. Разбор пословиц, поговорок, высказываний о Родине:

...Родину себе не выбирают.
Начиная видеть и дышать,
Родину на свете получают
Непреложно как отца и мать (М.Алигер)

Родина суровая и милая
Помнит все жестокие бои....
С ней живут любя, страдая, радуясь,
Падая и поднимаясь ввысь.... (В.Фирсов)

Расставшийся с другом плачет семь лет, расставшийся с Родиной - всю жизнь.

(узбекская пословица)

Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может. (Дж. Байрон)

Два чувства дивно нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам
(А.Пушкин)

Привести примеры из истории России, где граждане готовы были пожертвовать своей жизнью ради Родины. (1237г -борьба с татаро-монголами; 4 ноября 1612г.- освобождение от поляков и шведов; 22 июня 1941г - защита от фашистской Германии и др.)

Подвести итог дискуссии, где принимаются убеждения, точки зрения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных, даже если они не разделяются и не одобряются.

5 задание: Кто защищает нас как граждан в разных ситуациях? Знакомство с государственными документами, с государственными символами:

Конституция Российской Федерации, глава II права граждан (найти права, которыми уже могут пользоваться учащиеся)

Герб, флаг и гимн России (зачем нужны символы?)

Сравнить символы двух государств (Россия - СССР).

Герб и флаг СССР

6 задание: Знакомство с Государственными праздниками, какие есть, зачем они нужны, отношение к этим праздникам в семьях. Познакомить с праздниками, которые укрепляют российскую государственность:

12 июня - День России (праздник гражданского мира и согласия граждан страны на основе закона и справедливости)

22 августа - День Государственного флага России (трехцветный российский флаг)

4 ноября - День народного единства (освобождение Москвы от интервентов и празднование Казанской иконы Божьей Матери)

12 декабря - День Конституции Российской Федерации (основной закон государства)

Решение кроссворда наоборот по группам. Учащимся предлагается придумать вопросы и задания (определения терминов) для заполненного кроссворда, с тем, чтобы можно было потом предложить своим друзьям, родственникам.

7 задание: Составить синквейн "Молодой гражданин России"

Цель этого упражнения: развитие коллективных творческих способностей, в необычной форме изложить полученные знания.

Правила составления:

1. В первой строчке указывается тема стихотворения, для этой цели обычно используется существительное.

2. Во второй строчке в двух словах (двумя прилагательными) дается описание темы.

3. В третьей строчке тремя словами дается описание действия в рамках этой темы

4. Четвертая строчка - это фраза из четырех и более слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства.

5. Последняя строчка - это одно слово, по сути своей синонимично тому, с которого синквейн начинается

Например:

1. Гражданин 2. Гражданин
Активный, отзывчивый Законопослушный, ответственный
Помогает, трудится, защищает. Действует, отстаивает, уважает
Он уважает свою страну, - Он живет по государственным
Патриот. законам и законам совести.
(Кордонец Илья, 6 класс, г. Хабаровск) Порядочность
(Еременко Денис, 6кл, г. Хабаровск)

3. Хабаровск

Особенный, красивый
Сохраняется, строится, развивается,
Мой город самый лучший.

(Арапова Оля, 6 класс, г. Хабаровск)

Обсуждение результата у кого получился синквейн более удачный и почему.

Заключение. Рефлексия. Задание "Солнечный круг"

Давайте вспомним еще раз, о чем говорилось в данной теме. Нарисуйте солнце в виде круга с 4-5 лучами, вдоль каждого из лучей напишите одно из понятий, которое рассматривалось в этой главе. В центре круге нарисуйте лицо человека - улыбающееся, задумчивое, не выражающее никаких эмоций или грустное - в зависимости от того, какое настроение у вас было, когда вы изучали эту тему.

Задание на дом: группы выбирают себе задание (в виде ромашки)

1. Социологический опрос по теме: "Чем дорога вам ваша малая Родина?"

2. Почетные граждане города Хабаровска (сделать в виде газеты или презентации)

3. Рекламный буклет на тему: "Останься в родном городе - позаботься о его процветании" (пригласить представителей местной власти)

4. Туристический проспект "Приглашение на малую Родину" (развитие туризма, чем интересен и привлекателен ваш город)

Литература:

  1. Алексеева Н.С. "Герои русской истории" - Москва, 2000г.
  2. Алексеев С.П., Митяев А.В., Печерская А.Н. "Рассказы о Великой Отечественной войне" - Москва,2005г.
  3. Каштанова А. "Русские женщины" - Москва, 2004г.
  4. Митяев А.В."Ветры Куликова поля: рассказы о воинской доблести предков" - Москва, 1986г.