Уровень образования: основное общее образование
Целевая аудитория: учитель, учащиеся
Предмет: Обществознание
Класс: 7 класс
Республика ( край, город поселение): Калужская область, Дзержинский район, поселок Товарково
тип урока: Урок изучения новых знаний
Цели урока: Дать представление об основных понятиях урока, объяснить, какие качества необходимы лидеру, в чем заключается искусство общения, развивать способность к общению.
Задачи урока:
- Добиться усвоения учащимися основных понятий урока;
- Объяснить кто такой Лидер, его качества и черты;
- Научить приводить примеры различных качеств;
- Развивать умение ориентироваться в разных жизненных ситуациях;
- Продолжить развивать мышление учащихся в процессе изучения темы;
- Выражать свое отношение, свою точку зрения;
- Продолжить воспитание гражданственности.
Краткое описание: Форма проведения урока дает в группе, применять современные образовательные технологии. Урок строится на основе принципа делового партнерства учителя с учащимися. На уроке учатся развивать способности анализировать, моделировать различные жизненные ситуации, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации. Урок содействует нравственному воспитанию учащихся, расширят их кругозор о самих себе и их месте в обществе, подводит к осознанию того, что они являются частью нашего общества.
ЗУНК: стимулировать учебно - познавательную активность учащихся, организовать их познавательную активность по овладению ЗУН, развитие мышления, творческих способностей и дарований, умение самостоятельной работы над изучаемым материалом, формирование навыков самоконтроля.
Необходимое оборудование: компьютер, экран, листочки для тренинга, костюмы для сценки, тесты, презентации: ”Выдающиеся люди” и “Директор школы “, учебник, тетради, письменные принадлежности.
Мотивация учащихся: Актуализация знаний учащихся о современных качествах лидера и его главной чертой – искусством общения, мотивация на их изучение.
Проверка и оценивание ЗУНКов: Продуктивные задания, выполнение творческого задания, самооценка ученика по принятым формам.
Рефлексия деятельности на уроке: Происходит актуализация имеющихся знаний по теме. С этой целью используются приемы мозгового штурма, групповой дискуссии, которые активизирует внимание всех учеников. Мультимедийная презентация дает возможность познакомиться с информацией, понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая свое понимание. Для того, чтобы было осмысленным и продуктивным, проводится тренинг. В конце урока учебник позволяет учащимся осмыслить все то, что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами.
Ход учебного занятия.
I ЭТАП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Цель: мотивировать на изучение темы урока.
Задачи: настроить на восприятие нового материала.
Длительность 5 минут.
Вводное слово.
Учитель:
Здравствуйте! Садитесь. В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь- то личная, профессиональная или социальная сфера. Не быть лидером это то же самое, что блуждать в огромном лесу без фонаря, компаса и карты. Лидерство это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Мы можем достичь того уровня развития, которого поставили перед собой другие.
Даже между специалистами до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся».
Понятие
Лидер- это лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовольствие интересов данного общества или можно дать более короткое определение:
Лидер – самый авторитетный член группы.
II ЭТАП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Цель: Сформировать качества необходимые лидеру, в чем заключается искусство общения.
Задачи:
- Добиться усвоения учащимися основных понятий урока;
- Объяснить кто такой Лидер ,его качества и черты;
- Научить приводить примеры различных качеств;
- Развивать умение ориентироваться в разных жизненных ситуация
- Продолжить развивать мышление учащихся в процессе изучения темы;
- Выражать свое отношение, свою точку зрения;
- Продолжить воспитание гражданственности.
Длительность 25 минут.
Тема нашего урока «Лидер и его качества». (Запись темы на доске.)
Так какими качествами должен обладать лидер (идет обсуждение). Показ презентации: «Выдающиеся люди». (Презентация 1)
- записываем (учитель на доске, дети в тетради) качества Лидера - гуманизм, честь, совесть, воля, скромность, мудрость, чувство юмора, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, умение нравиться людям, готовность брать на себя ответственность, цинизм ,грубость, тунеядство, трусость…
Учитель:
Качеств очень много. Одни качества необходимы капитану футбольной команды, другие -руководителю, третьи- ученикам.
В вашем возрасте ярко выявляются индивидуальные особенности в восприятии, запоминании, обобщение знаний. Одни ученики быстрее воспринимают, точнее, обобщают, другие - лучше запоминают текст, третьи – уверенно работают с наглядным материалом.
Немаловажное значение имеют и физические качества. Однако быть выше всех, ещё не дает никакого права стать в группе лидером.
Секрет мастерства поможет раскрыть история. Давайте вспомним Цезаря, Наполеона, Сталина... Это личности мирового масштаба. В каждой группе есть свой лидер. В вашем классе есть командир. По каким чертам личности вы выбирали? Вы знаете директора нашей школы - Сафонову Надежду Александровну. Она тоже является лидером. Показ презентации «Директор Сафонова Надежда Александровна» (Презентация 2). Какие черты необходимы человеку, чтобы умело управлять?
Пихолог Р. Столдилл выделил 5 черт лидера (записывают в тетради):
- Ум, интеллект
- Господство или преобладание над другими
- Уверенность в себе
- Активность
- Знание дела
Cценка : Мы часто встречаем разные качества лидер: плохие или хорошие. Самые первые и любимые произведения – это сказки. Благодаря им мы начали думать, сравнивать, отличать хорошее от плохого. Давайте сейчас вернемся в детство и посмотрим отрывок из сказки «Буратино ». Постараемся определить кто здесь лидер (просмотр сценки)
- Почему вы выбрали?
- по каким признакам?( учащиеся пытаются сформулировать ответ на поставленный ответ).
Учитель: Каждый человек отличается от других: по характеру, темпераменту, привычкам… Давайте сейчас проведем небольшой тренинг. Каждый из вас получит листочек. Вам нужно написать две фамилии с кем бы хотели сидеть за одной партой. Работу можно не подписывать. Сейчас 2 ученика помогут мне выбрать две фамилии, которые чаще других встречаются (пока идет подсчет остальные делают физ. минутку). Давайте послушаем, что получилось у ребят (ученики выбрали двух одноклассников Ромадина И. и Федоткина А.)Это и есть лидеры в вашем классе. По каким качествам был сделан выбор? (мудрее, сильнее, с ними интересно, они всегда что-то придумывают). Но лидеры бывают не только положительными. Например, Силаев В. Он тоже лидер. Но никто из ребят его не выбрал. Почему? (идет обсуждение).
Что мешает быть лидером:
- низкая самооценка
- склонность к обману
- внутренние картины в сознании, удерживающие нас на месте
- нежелание простить
- недостаточное использование своего воображения
- пренебрежение к своему творческому потенциалу
- потребность всегда быть правым
- отсутствие ясных целей
- неспособность примириться со своими страхами
Что бы избежать мы должны знать 3 вещи (запись в тетрадях)
Необходимо:
- Иметь четкую цель или следует знать, чего мы хотим
- Как достичь этого
- Какие ресурсы для этого требуются
Лидера выбирают не только в малых группах ,но и в государстве. 4 декабря состоятся выборы в Государственную Думу . Взрослые будут выбирать лидера, в данном случае Партию. Можно услышать такое мнение, что зачем ходить, все уже решено. Это ошибка. Если мы хотим выбрать положительного лидера , которого мы уважаем, надо обязательно идти и проголосовать .Вы скоро будете совершеннолетними и тоже будете участвовать в выборах.
III этап учебного занятия: заключительный. Подведение итогов.
Цель: Создать ситуацию для проявления эмоционально- личностного отношения обучающихся к изучаемой теме.
Задачи: Подвести итоги, закрепить усвоенные знания, выставить оценки. Поставить задачи на следующий урок.
Длительность 15 минут.
Работа с книгой. Согласно С. Норткоту Паркинсону, существует 6 основных элементов лидерства. Откройте п.9 с. 66 и найдите и выпишите их. Зачитайте, что вы написали.
Учитель: Во все времена обязательной чертой Лидеров было искусство общения. Ораторы выделялись манерой держаться ,стилем речи. Хороший оратор обладал чувством такта ( например Перикл). Еще одно правило. Не старайтесь поразить учителя умными словами и выражениями из учебника. Соберите свою информацию и изложите ее так, чтобы все поняли. Лидер должен уметь слушать. Слушать и слышать это разные вещи.
Рефлексия.
Тест: «Какой вы Человек» (Приложение 1).
Итог. Лидера сразу видно, определить несложно. Лидера не назначают, он выдвигается сам благодаря своим личным качествам. Лидеры бывают плохие и хорошие. Надо думать за кем ты пошел. Время бежит незаметно. Скоро Вы станете взрослыми и сами будите выбирать политику правительства. Каким будет будущее Вам решать.(выставление оценок).
Домашнее задание: Параграф 9, читать дополнительный материал ,ответить на вопросы. (учащиеся записывают в дневники).
Использованные источники и литература:
- Книга для учителя . Поурочные планы, А.И.Кравченко. Е.А.Певцова : Учитель, 2011.
- Белашов С.И. О лидерах.2007.
- Макаренко А.С. Воспитание характера в школе. М. 1958.
- Карнеги Д. Как завоевать друзей. М.1990.
- учебник Обществознание 7 класс.А.И.Кравченко.Е.А.Певцова.2010.
Обоснование, почему данную тему оптимально изучат с использованием медиа-, мультмедиа: С помощью мультмедиа обеспечивается принцип наглядности обучения. Данное средство формирует более полные представления по теме урока, позволяет оптимизировать объем информации и содержание изучаемой темы, четкое сопоставление «лидер» и «общество». Также учащиеся могут самостоятельно изучать материал, предоставленный в презентации, усиливается мотивация на изучение предмета.