Урок истории "На востоке Европы" 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цели урока: рассказать о народах, населявших Восточную Европу в Средние века; дать представление о византийском культурном и политическом влиянии на этот регион; рассказать о формировании государств в Восточной Европе, о распространении там христианства, о создании славянской азбуки; познакомить с занятиями и образом жизни славян; развивать мышление, навыки работы с историческими документами, устную монологическую речь; воспитывать интерес к изучению предмета, чувство любви к своей Родине.

Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал: кроссворды, исторические документы, индивидуальные карточки №1 и №2.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы приложение №6 (слайд №1) и целей урока.

III. Контроль домашнего задания.

1. Устный опрос.

  • Как называлась одна из самых тяжелых и продолжительных войн в европейской истории?
  • Почему она так называлась?
  • Расскажите о начале этой войны, что она показала? Расскажите о том, как боролся французский народ за французского короля.
  • Каковы были последствия 100-летней войны для Англии? Почему в Европе усилилось стремление к переменам в церковном устройстве?

2. Работа с историческими терминами по индивидуальным карточкам (приложение №1и приложение №2).

3. Тестирование.

1) Когда началось восстание Уота Тайлера? (слайд №2)

А) в 1381г.

Б) в 1378г.

В) в 1358г.

2) Почему началось восстание Уота Тайлера? (слайд№3)

А) увеличили денежный оброк с крестьян;

Б) крестьяне разорялись;

В) увеличились налоги с крестьян для ведения войны с Францией;

Г) верно все, что указано под А),Б),В) .

3) Жакерия - восстание крестьян в:(слайд №4)

А) Чехии;

Б) Франции;

В) Англии.

4) Восставшие крестьяне терпели поражение, т. к:(слайд №5)

А) восстание не было подготовлено;

Б) крестьяне не имели единой, четко обозначенной цели;

В) верно все, что указано под А) и Б) .

5) Столетняя война закончилась в. . (слайд №6)

А) 1453г.

Б) 1335 г.

В) 1385 г.

6) Символом народного сопротивления англичан стал(а) : (слайд №7)

А) Филипп IV Красивый;

Б) Жанна д'Арк;

В) Ян Гус.

7) Война 1455-1485 гг., в результате которой была основана новая королевская династия Тюдоров носила название (слайд №8)

А) розовая война;

Б) война Алой и Белой розы;

В) война Алой и Белой лилии.

8) "Черная смерть"- (слайд №9)

А) 1348-1350гг.

Б) 1309-1319гг.

В) 1428-1435гг.

4. Взаимоконтроль тестовой работы и выставление оценок (слайд №10)

1-А Оценки
2-Г 0-1 ошибка-"5"
3-Б 2-3 ошибки-"4"
4-В 4 ошибки-"3"
5-А 5 и более ошибок-"2"
6-Б
7-Б
8-А

IV . Изучение нового материала.

План.

  1. Народы Восточной Европы.
  2. Новые страны.
  3. Образ жизни и занятия славян.
  4. Влияние Византии.
  5. Рождение славянской азбуки.

1. Народы Восточной Европы. (Слово учителя. )

Итак, изучая историю Средних веков, мы познакомились с появлением и развитием феодальных государств народов Центральной и Западной Европы.

Вопрос: назовите и покажите эти страны (слайд №11)

Но в это же время феодальные отношения стали развиваться и у славянских племен, которые издавна проживали в Центральной и Восточной Европе, к востоку от германцев. (слайд №12)

Здесь преимущественно жили славяне, причем эти племена делились на 3 ветви: восточные - предки русских, украинских, белорусских народов, западные и южные.

Кроме славян у юго-восточных берегов Балтийского моря издревле жили балтские племена или как их называют - балты - предки современных латышей и литовцев.

В причерноморских степях сменяли друг друга народы-кочевники: половцы, турки-сельджуки. Но в VII- IXвв. хозяевами здесь были хазары, которые объединили все соседние племена в могущественный каганат.

2. Образ жизни и занятия славян. Самостоятельная работа с текстом исторического документа, с последующим обсуждением прочитанного. - (Приложение №3)

3. Новые страны. (Слово учителя).

А в IX-XI вв. в Восточной Европе появилось несколько новых государств. (слайд №13)

Вокруг города Праги складывается Чешское княжество. Племена, которые жили по реке Висла объединяются в королевство Польша во главе с первым королем Мешко I.

А вдоль речных путей из Батики в Черное море возникает Киевская Русь.

4. Влияние Византии. (Слово учителя).

Народы Восточной Европы постоянно испытывали на себе влияние соседей - Византиии, Священной Римской империи, а также кочевых племен и даже арабов. Поэтому если в Чехии в X веке появляется первое католическое архиепископство, то в Волжскую Булгарию приходит ислам.

Вопрос: почему соседи могли оказывать влияние на народы Восточной Европы? (Т.к. соседи часто оказывались на более высоком уровне развития. В то время, как народы Восточной Европы жили племенным строем, в Западной Европе и тем более в Византии было уже сложившееся государство.)

Вопрос: как вы думаете, какая страна оказала наибольшее влияние на славян?

Действительно, несмотря на постоянную вражду с Византией, именно оттуда и болгары, и сербы приняли в IX веке христианство и церковное устройство, а Русь приняла христианство в 988 году. (слайд №14) . Сразу же началось строительство каменных храмов, на постройку которых приглашали византийских мастеров.

В 989 году в Киеве заложили десятинную церковь . Такое название она потому, что князь Владимир отдавал на строительство этого храма десятую часть княжеских доходов. (слайд №15-16)

5. Рождение славянской азбуки. Приложение №5. (Сообщение обучающегося). (слайды№17-18)

Слово учителя.

Вопрос. Какая азбука, кириллица или глаголица, представляется вам более удобной?

Ребята, а вы знаете, что означает слово "Азбука"? Почему она так называется?

(слайд №19) Слово "Азбука" обозначает то же самое, что и "Алфавит".

"Азбука" составлено из названий двух первых букв кириллицы: аз,буки.

Слово "Алфавит" -из названий двух первых греческих букв: альфа, бета.

То же самое и в немецком языке. Как называется по-немецки алфавит? Правильно, по названиям трех первых букв: АВС.

IV. Закрепление.

Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке? А вы были внимательны? Сейчас проверим. Решение кроссворда- приложение №4. (слайд №20) . А теперь мы проверим, как вы справились. (Слайд №21).

V. Домашнее задание (Слайд № 22 )

Параграф 23, вопросы на стр. 223.

VI. Выставление и комментирование оценок:

  • за сообщение;
  • работу по карточкам;
  • за работу на уроке.