Цели урока: рассказать о народах, населявших Восточную Европу в Средние века; дать представление о византийском культурном и политическом влиянии на этот регион; рассказать о формировании государств в Восточной Европе, о распространении там христианства, о создании славянской азбуки; познакомить с занятиями и образом жизни славян; развивать мышление, навыки работы с историческими документами, устную монологическую речь; воспитывать интерес к изучению предмета, чувство любви к своей Родине.
Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал: кроссворды, исторические документы, индивидуальные карточки №1 и №2.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы приложение №6 (слайд №1) и целей урока.
III. Контроль домашнего задания.
1. Устный опрос.
- Как называлась одна из самых тяжелых и продолжительных войн в европейской истории?
- Почему она так называлась?
- Расскажите о начале этой войны, что она показала? Расскажите о том, как боролся французский народ за французского короля.
- Каковы были последствия 100-летней войны для Англии? Почему в Европе усилилось стремление к переменам в церковном устройстве?
2. Работа с историческими терминами по индивидуальным карточкам (приложение №1и приложение №2).
3. Тестирование.
1) Когда началось восстание Уота Тайлера? (слайд №2)
А) в 1381г.
Б) в 1378г.
В) в 1358г.
2) Почему началось восстание Уота Тайлера? (слайд№3)
А) увеличили денежный оброк с крестьян;
Б) крестьяне разорялись;
В) увеличились налоги с крестьян для ведения войны с Францией;
Г) верно все, что указано под А),Б),В) .
3) Жакерия - восстание крестьян в:(слайд №4)
А) Чехии;
Б) Франции;
В) Англии.
4) Восставшие крестьяне терпели поражение, т. к:(слайд №5)
А) восстание не было подготовлено;
Б) крестьяне не имели единой, четко обозначенной цели;
В) верно все, что указано под А) и Б) .
5) Столетняя война закончилась в. . (слайд №6)
А) 1453г.
Б) 1335 г.
В) 1385 г.
6) Символом народного сопротивления англичан стал(а) : (слайд №7)
А) Филипп IV Красивый;
Б) Жанна д'Арк;
В) Ян Гус.
7) Война 1455-1485 гг., в результате которой была основана новая королевская династия Тюдоров носила название (слайд №8)
А) розовая война;
Б) война Алой и Белой розы;
В) война Алой и Белой лилии.
8) "Черная смерть"- (слайд №9)
А) 1348-1350гг.
Б) 1309-1319гг.
В) 1428-1435гг.
4. Взаимоконтроль тестовой работы и выставление оценок (слайд №10)
1-А Оценки 2-Г 0-1 ошибка-"5" 3-Б 2-3 ошибки-"4" 4-В 4 ошибки-"3" 5-А 5 и более ошибок-"2" 6-Б 7-Б 8-А
IV . Изучение нового материала.
План.
- Народы Восточной Европы.
- Новые страны.
- Образ жизни и занятия славян.
- Влияние Византии.
- Рождение славянской азбуки.
1. Народы Восточной Европы. (Слово учителя. )
Итак, изучая историю Средних веков, мы познакомились с появлением и развитием феодальных государств народов Центральной и Западной Европы.
Вопрос: назовите и покажите эти страны (слайд №11)
Но в это же время феодальные отношения стали развиваться и у славянских племен, которые издавна проживали в Центральной и Восточной Европе, к востоку от германцев. (слайд №12)
Здесь преимущественно жили славяне, причем эти племена делились на 3 ветви: восточные - предки русских, украинских, белорусских народов, западные и южные.
Кроме славян у юго-восточных берегов Балтийского моря издревле жили балтские племена или как их называют - балты - предки современных латышей и литовцев.
В причерноморских степях сменяли друг друга народы-кочевники: половцы, турки-сельджуки. Но в VII- IXвв. хозяевами здесь были хазары, которые объединили все соседние племена в могущественный каганат.
2. Образ жизни и занятия славян. Самостоятельная работа с текстом исторического документа, с последующим обсуждением прочитанного. - (Приложение №3)
3. Новые страны. (Слово учителя).
А в IX-XI вв. в Восточной Европе появилось несколько новых государств. (слайд №13)
Вокруг города Праги складывается Чешское княжество. Племена, которые жили по реке Висла объединяются в королевство Польша во главе с первым королем Мешко I.
А вдоль речных путей из Батики в Черное море возникает Киевская Русь.
4. Влияние Византии. (Слово учителя).
Народы Восточной Европы постоянно испытывали на себе влияние соседей - Византиии, Священной Римской империи, а также кочевых племен и даже арабов. Поэтому если в Чехии в X веке появляется первое католическое архиепископство, то в Волжскую Булгарию приходит ислам.
Вопрос: почему соседи могли оказывать влияние на народы Восточной Европы? (Т.к. соседи часто оказывались на более высоком уровне развития. В то время, как народы Восточной Европы жили племенным строем, в Западной Европе и тем более в Византии было уже сложившееся государство.)
Вопрос: как вы думаете, какая страна оказала наибольшее влияние на славян?
Действительно, несмотря на постоянную вражду с Византией, именно оттуда и болгары, и сербы приняли в IX веке христианство и церковное устройство, а Русь приняла христианство в 988 году. (слайд №14) . Сразу же началось строительство каменных храмов, на постройку которых приглашали византийских мастеров.
В 989 году в Киеве заложили десятинную церковь . Такое название она потому, что князь Владимир отдавал на строительство этого храма десятую часть княжеских доходов. (слайд №15-16)
5. Рождение славянской азбуки. Приложение №5. (Сообщение обучающегося). (слайды№17-18)
Слово учителя.
Вопрос. Какая азбука, кириллица или глаголица, представляется вам более удобной?
Ребята, а вы знаете, что означает слово "Азбука"? Почему она так называется?
(слайд №19) Слово "Азбука" обозначает то же самое, что и "Алфавит".
"Азбука" составлено из названий двух первых букв кириллицы: аз,буки.
Слово "Алфавит" -из названий двух первых греческих букв: альфа, бета.
То же самое и в немецком языке. Как называется по-немецки алфавит? Правильно, по названиям трех первых букв: АВС.
IV. Закрепление.
Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке? А вы были внимательны? Сейчас проверим. Решение кроссворда- приложение №4. (слайд №20) . А теперь мы проверим, как вы справились. (Слайд №21).
V. Домашнее задание (Слайд № 22 )
Параграф 23, вопросы на стр. 223.
VI. Выставление и комментирование оценок:
- за сообщение;
- работу по карточкам;
- за работу на уроке.