Учебное занятие по теме "Русские города-крепости" (история + математика)

Разделы: Математика, История и обществознание, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Цель занятия:

Углубить знания истории учащихся 6 класса по теме "Внешняя политика России XIV-XVI вв".

Задачи:

  • обучающая - формирование у учащихся представления о роли русских городов-крепостей во внешней политике России XIV-XVI вв.
  • развивающая - развитие вычислительных умений учащихся класса с углубленным изучением математики при решении исторических задач.
  • воспитательная - формирование уважения к подвигам защитников известных русских городов-крепостей.

Оборудование урока: мультимедийное оборудование.

Ход занятия

Все занятие строится на решении исторических задач, требующих наличия у учащихся вычислительных навыков 5-6 класса, перед решением задачи или после её решения (на усмотрение учителя) дается краткая историческая справка. По ходу занятия используется мультимедийная презентация.

В ход занятия можно добавить элемент состязания, разделив класс на несколько команд, каждая из которых решает либо все задачи, либо конкретные номера задач. Учитель оценивает быстроту и правильность решения, а также знания учащихся об истории события, которому посвящена задача. Все задачи разделены на три блока: "Московский кремль", "Взятие Казани", "Осада Пскова". Учитель начинает с определения понятия "крепость".

Крепость - укреплённый оборонительный пункт. Как правило, это обнесённая крепостной стеной территория, в которой находится постоянный гарнизон, с большим запасом продовольствия и вооружения, для пребывания в долговременной осаде. Классическая крепость состояла из башен (круглого или квадратного сечения), соединённых крепостной стеной с бойницами. Частный случай крепости - многочисленные русские кремли.

Вплоть до позднего средневековья потенциал крепости зависел от высоты стен. Этот принцип был поставлен под сомнение уже в начале 15 века, так как к этому времени были разработаны пушки, с помощью которых можно было прострелить достаточно высокие крепостные и городские деревянные стены. Архитекторы среагировали на это сначала изменением в строительстве крепостей. Стены делались на несколько метров толще и, кроме того, ниже, чтобы затруднить их падение. Даже башни стали делать несколько ниже и, прежде всего, массивнее. Каменные крепости стали появляться в России, начиная с XII столетия. Сначала из камня выполнялись отдельные элементы - башни, укрепления или часть стены. В дальнейшем жители России поняли, что будущее за прочными каменными стенами, и начали строить каменные крепости, постоянно совершенствуя метод постройки. Каменными стенами стали окружать города, замки и монастыри. На возведение таких сооружений уходило несколько лет - в зависимости от размеров, однако они давали намного более прочную защиту, чем деревянные. Уже к XVII столетию на территории России было выстроено несколько сотен каменных крепостей, что позволяло им легко отражать нападения вражеских войск.

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

  1. Ширина боевого хода китайгородской стены в 1,36 раза больше ширины того же хода кремлевской стены. Вычислите ширину боевого хода каждой стены, если известно, что ширина боевого хода китайгородской стены на 1,62м. больше ширины боевого хода стены Кремля (у КРЕМЛЕВСКОЙ СТЕНЫ - 4,5 М., у КИТАЙГОРОДСКОЙ - 6,12 М).
  2. Ров у китайгородской стены имел глубину 5,1м. Она составляла 0,34 от его ширины. Вычислите ширину рва. (15 М)
  3. На возведение одного зубца кремлевской стены шло 600 кирпичей, что составляет 0,00006 от числа кирпичей, которые уложили, чтобы построить все башни и стены Кремля. Сколько кирпича использовали при строительстве укреплений Кремля? (10000000 КИРПИЧЕЙ)
  4. (Приложение №1)

    ВЗЯТИЕ КАЗАНИ.

  5. Стрела из лука летела не далее 162,5 м. А пушечное ядро - в 1,5 раза дальше. Вычислите предельную дальность стрельбы из орудий в XV в. с точностью до 1 м.(244 М.)
  6. Число пушек в огромной передвижной башне у Арских ворот составляло 0,2 от числа установленных там же пищалей, причем пушек было на 40 меньше, чем пищалей. Число пушек, стоявших в передвижной башне, составляло 1/15 от числа орудий большого и среднего калибра, которые привезла с собой русская армия для осады Казани. Вычислите число орудий, которые русская армия имела при осаде Казани. (150 ОРУДИЙ)
  7. (Приложение №2)

    ОБОРОНА ПСКОВА

  8. В "Дневниках" сказано, что Псков обороняли 19 500 человек. Из них 8/13 были жителями города. Остальные - военные, стрельцы и кавалеристы. Кавалеристов было на 500 человек больше, чем стрельцов. Вычислите состав гарнизона, оборонявшего город. (ЖИТЕЛЕЙ - 12 ТЫС. ЧЕЛ., СТРЕЛЬЦОВ - 3,5 ТЫС. ЧЕЛ., КАВАЛЕРИСТОВ - 4 ТЫС. ЧЕЛ.)
  9. На 3 турах находилось 20 осадных орудий. 0,4 из них обстреливали Свиную башню, остальные - Покровскую. Причем, число орудий, обстреливавших её из-за реки, составляло 1/3 всех орудий, обстреливавших эту башню. Сколько орудий обстреливало каждую башню из каждого названного тура? (СВИНУЮ - 8 ОРУДИЙ, ПОКРОВСКУЮ - 12 ОРУДИЙ)
  10. Один недостроенный поляками подземный ход составлял 0,5 от числа подземных ходов, взорванных русской армией. Число взорванных и недостроенных подземных ходов составляло 0,5 от числа самопроизвольно обвалившихся. Сколько подземных ходов строило войско Батория? (9 ХОДОВ)
  11. Русские войска за 5 месяцев осады совершили 46 крупных вылазок из Пскова. Число больших штурмов, предпринятых королевской ратью, составляет 31/46 от числа вылазок русской армии. Сколько больших штурмов Пскова осуществили войска Батория? (31 ШТУРМ)
    (Приложение 3)

Литература.

  1. Перли С.С., Перли Б.С. Страницы истории на уроках математики: Нетрадиционный задачник. V-VI классы. - М.: Педагогика-Пресс, 1994.