Цель занятия:
Углубить знания истории учащихся 6 класса по теме "Внешняя политика России XIV-XVI вв".
Задачи:
- обучающая - формирование у учащихся представления о роли русских городов-крепостей во внешней политике России XIV-XVI вв.
- развивающая - развитие вычислительных умений учащихся класса с углубленным изучением математики при решении исторических задач.
- воспитательная - формирование уважения к подвигам защитников известных русских городов-крепостей.
Оборудование урока: мультимедийное оборудование.
Ход занятия
Все занятие строится на решении исторических задач, требующих наличия у учащихся вычислительных навыков 5-6 класса, перед решением задачи или после её решения (на усмотрение учителя) дается краткая историческая справка. По ходу занятия используется мультимедийная презентация.
В ход занятия можно добавить элемент состязания, разделив класс на несколько команд, каждая из которых решает либо все задачи, либо конкретные номера задач. Учитель оценивает быстроту и правильность решения, а также знания учащихся об истории события, которому посвящена задача. Все задачи разделены на три блока: "Московский кремль", "Взятие Казани", "Осада Пскова". Учитель начинает с определения понятия "крепость".
Крепость - укреплённый оборонительный пункт. Как правило, это обнесённая крепостной стеной территория, в которой находится постоянный гарнизон, с большим запасом продовольствия и вооружения, для пребывания в долговременной осаде. Классическая крепость состояла из башен (круглого или квадратного сечения), соединённых крепостной стеной с бойницами. Частный случай крепости - многочисленные русские кремли.
Вплоть до позднего средневековья потенциал крепости зависел от высоты стен. Этот принцип был поставлен под сомнение уже в начале 15 века, так как к этому времени были разработаны пушки, с помощью которых можно было прострелить достаточно высокие крепостные и городские деревянные стены. Архитекторы среагировали на это сначала изменением в строительстве крепостей. Стены делались на несколько метров толще и, кроме того, ниже, чтобы затруднить их падение. Даже башни стали делать несколько ниже и, прежде всего, массивнее. Каменные крепости стали появляться в России, начиная с XII столетия. Сначала из камня выполнялись отдельные элементы - башни, укрепления или часть стены. В дальнейшем жители России поняли, что будущее за прочными каменными стенами, и начали строить каменные крепости, постоянно совершенствуя метод постройки. Каменными стенами стали окружать города, замки и монастыри. На возведение таких сооружений уходило несколько лет - в зависимости от размеров, однако они давали намного более прочную защиту, чем деревянные. Уже к XVII столетию на территории России было выстроено несколько сотен каменных крепостей, что позволяло им легко отражать нападения вражеских войск.
МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ
ВЗЯТИЕ КАЗАНИ.
ОБОРОНА ПСКОВА
(Приложение 3)
Литература.
- Перли С.С., Перли Б.С. Страницы истории на уроках математики: Нетрадиционный задачник. V-VI классы. - М.: Педагогика-Пресс, 1994.