Цель:
- Показать, что достижения прогресса способствуют быстрому развитию человеческого общества.
- Показать ответственность ученого перед миром за свои изобретения.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны:
1. Объяснять причины ускорения развития человеческого общества;
2. Высказывать суждения о роли современной техники в жизни людей;
3. Объяснять связь технического прогресса с развитием общества;
4. Понимать ответственность ученого перед миром за свои изобретения.
Виды деятельности на уроке:
1. Беседа.
2. Работа в группах.
3. Работа с учебником.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Словарная работа (вспомнить понятия, которые необходимы для лучшего усвоению новой темы):
общественные науки, естественные науки, общество, прогресс, эволюция, технический прогресс, социальный прогресс.
2. Проверка рассказов о жизни древнего человека.
Анализ и оценка услышанных рассказов.
III. Изучение нового материала.
План изучения нового материала.
1. Скорость прогресса, его ускорение.
2. Результаты ускорения прогресса.
3. Рольм технологий и информации в современном обществе.
4. Открытия и изобретения (сообщения подготовленные учащимися).
5. Информационное общество.
Учитель: Ребята, вы, наверно, замечали, что иногда время летит незаметно для нас, и не успеешь оглянуться, как уже прошло лето и закончились каникулы. Почему так происходит?
Проблемный вопрос нашего урока запишем в тетрадь: Почему происходит ускорение исторического прогресса?
Работа в группах: Скорость прогресса.
Создаются группы. Задание: используя текст учебника и свои знания выделить в хронологическом порядке события, даты, изобретения, повлиявшие на жизнь человечества.
Группы по очереди высказываются. Учитель подводит обучающихся к выводу:
Перед нами этапы технического и социального прогресса;
На каждое последующее событие затрачено меньше времени, чем на предыдущее.
Учитель: сегодня мы с вами пришли к открытию закона "Ускорения исторического прогресса".
Записываем в тетрадь: "По мере приближения к нашим дням скорость исторического прогресса постоянно растет".
Работа с текстом учебника: прочитайте текст учебника стр.13-14 (учебник А.И.Кравченко).
Беседа по прочитанному по вопросам:
- С чем связывают ученые ускорение исторического прогресса?
- К чему приводит ускорение прогресса?
- Почему сегодня так быстро сменяются поколения орудий труда?
- Как вы думаете, ученые, которые делали новые открытия, могли предвидеть опасность своих изобретений? Они могли отказаться от своих открытий?
Сообщения учащихся о открытиях и изобретениях, изменивших мир.
Используя ответы детей, строим логическую цепочку и записываем ее в тетрадь.
Устное творчество -> письменность -> письма -> книги -> газеты -> радио -> телефон -> телевидение -> Интернет.
Учитель: наше современное общество иногда называют информационным, почему?
Вернемся к главному вопросу урока: "Почему происходит ускорение исторического прогресса?"
Сделайте вывод. Выслушиваются ответы учеников, вывод записывается в тетрадь: Ускорение исторического прогресса происходит благодаря умению человека мыслить, накапливать и передавать полезную информацию, благодаря постоянному развитию науки и техники.
IV. Подведем итоги:
1. Что мы делали на уроке?
2. Что мы узнали нового?
3. Как звучит закон ускорения исторического прогресса?
4. Каковы результаты ускорения прогресса?
5. Какова роль информации и технологий в современном обществе?
6. Что такое информационное общество?
7. Почему происходит ускорение исторического прогресса?
Домашнее задание: параграф 2, вопросы.
Отметки за урок, их комментарий.