Урок на тему "Ускорение прогресса"

Разделы: История и обществознание


Цель:

  • Показать, что достижения прогресса способствуют быстрому развитию человеческого общества.
  • Показать ответственность ученого перед миром за свои изобретения.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны:

1. Объяснять причины ускорения развития человеческого общества;

2. Высказывать суждения о роли современной техники в жизни людей;

3. Объяснять связь технического прогресса с развитием общества;

4. Понимать ответственность ученого перед миром за свои изобретения.

Виды деятельности на уроке:

1. Беседа.

2. Работа в группах.

3. Работа с учебником.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Словарная работа (вспомнить понятия, которые необходимы для лучшего усвоению новой темы):

общественные науки, естественные науки, общество, прогресс, эволюция, технический прогресс, социальный прогресс.

2. Проверка рассказов о жизни древнего человека.

Анализ и оценка услышанных рассказов.

III. Изучение нового материала.

План изучения нового материала.

1. Скорость прогресса, его ускорение.

2. Результаты ускорения прогресса.

3. Рольм технологий и информации в современном обществе.

4. Открытия и изобретения (сообщения подготовленные учащимися).

5. Информационное общество.

Учитель: Ребята, вы, наверно, замечали, что иногда время летит незаметно для нас, и не успеешь оглянуться, как уже прошло лето и закончились каникулы. Почему так происходит?

Проблемный вопрос нашего урока запишем в тетрадь: Почему происходит ускорение исторического прогресса?

Работа в группах: Скорость прогресса.

Создаются группы. Задание: используя текст учебника и свои знания выделить в хронологическом порядке события, даты, изобретения, повлиявшие на жизнь человечества.

Группы по очереди высказываются. Учитель подводит обучающихся к выводу:

Перед нами этапы технического и социального прогресса;

На каждое последующее событие затрачено меньше времени, чем на предыдущее.

Учитель: сегодня мы с вами пришли к открытию закона "Ускорения исторического прогресса".

Записываем в тетрадь: "По мере приближения к нашим дням скорость исторического прогресса постоянно растет".

Работа с текстом учебника: прочитайте текст учебника стр.13-14 (учебник А.И.Кравченко).

Беседа по прочитанному по вопросам:

  • С чем связывают ученые ускорение исторического прогресса?
  • К чему приводит ускорение прогресса?
  • Почему сегодня так быстро сменяются поколения орудий труда?
  • Как вы думаете, ученые, которые делали новые открытия, могли предвидеть опасность своих изобретений? Они могли отказаться от своих открытий?

Сообщения учащихся о открытиях и изобретениях, изменивших мир.

Используя ответы детей, строим логическую цепочку и записываем ее в тетрадь.

Устное творчество -> письменность -> письма -> книги -> газеты -> радио -> телефон -> телевидение -> Интернет.

Учитель: наше современное общество иногда называют информационным, почему?

Вернемся к главному вопросу урока: "Почему происходит ускорение исторического прогресса?"

Сделайте вывод. Выслушиваются ответы учеников, вывод записывается в тетрадь: Ускорение исторического прогресса происходит благодаря умению человека мыслить, накапливать и передавать полезную информацию, благодаря постоянному развитию науки и техники.

IV. Подведем итоги:

1. Что мы делали на уроке?

2. Что мы узнали нового?

3. Как звучит закон ускорения исторического прогресса?

4. Каковы результаты ускорения прогресса?

5. Какова роль информации и технологий в современном обществе?

6. Что такое информационное общество?

7. Почему происходит ускорение исторического прогресса?

Домашнее задание: параграф 2, вопросы.

Отметки за урок, их комментарий.