Цели урока:
Образовательные:
- погрузить в изучаемое произведение и понять, как определённые исторические реалии нашли своё отражение в произведении;
- повторить и обобщить полученные знания на уроках литературы и истории;
Воспитательные:
- подвести учащихся к более глубокому пониманию Родины, патриотизма, долг,.
- формировать уважительное отношение к истории своих предков, гордости за их подвиги.
Развивающие:
- работать над формированием творческого мышления, аналитических способностей;
- развивать умение работать с текстом, презентацией, картиной, фильмом;
- формировать умение работать в команде, слышать друг друга, представлять полученные результаты.
Тип урока: интегрированный, с использованием элементов метода погружения.
Форма урока: интеллектуальная игра с творческими заданиями.
Оборудование урока:
- тексты повести;
- презентация к уроку;
- отрывки из фильма Бортко «Тарас Бульба» 2009;
- картина И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»,
- картина М.И. Хмелько «Переяславская рада 1654 г.»;
- географическая карта современной Украины;
- историческая карта «Россия в XVII веке»;
- на доске: тема, эпиграф:
«Да разве найдутся на свете такие огни, такие муки, такие силы, которые пересилили бы русскую силу»
Н.В. Гоголь
«Украйна тихо волновалась.
Давно в ней искра разгоралась.
Друзья кровавой старины
Народной чаяли войны.»
А.С. Пушкин
Предварительное домашнее задание для учащихся:
- внимательно перечитать произведение,
- подготовить выразительное чтение наизусть стихов и отрывков,
- из дополнительных источников как можно больше узнать о казаках и об эпохе,
- желающие готовят презентацию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Учитель объявляет цели, задачи и формы урока.
Слайды 1, 2.
Критерии оценки:
- Знание исторического и литературного материала, умение им пользоваться для выполнения творческого задания.
- Владение литературным русским языком.
- Творчество при выполнении задания.
- Интересное изложение материала и его представление.
III. Повторение и обобщение пройденного материала в форме интеллектуальной игры с творческими заданиями.
Работа по командам с дальнейшим представлением. Слайд 3.
1. Инсценировка отрывка повести Гоголя «Тарас Бульба».Читает ученик.
Монолог Т. Бульбы о товариществе (Романов А.): «Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слыхали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брали червонцы, и города были пышные, и князья, князья русского рода, свои князья…Всё взяли басурманы, всё пропало. Только остались мы, сирые, да как вдовица после крепкого мужа, сирая так же, как и мы, земля наша! Вот в какое время, подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя, дитя любит отца и мать. Но породнится родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей»
Слайд 4.
Задание по командам.
- Сформулируйте характерные черты Тараса Бульбы.
- Чем дорог Бульба автору и почему повесть названа «Тарас Бульба»?
- Как Бульба относится к своим сыновьям?
- Объясните этимологию слова «СЕЧЬ» (От слова засека, завал из деревьев, который служил в качестве укрепления) Слайд 5.
2. Задание Определите, о ком идёт речь?
- «Он… кипел жаждою подвига, но душа его была доступна и другим чувствам» (Андрий)
- «Он был прямодушен с равными» (Остап) Слайд 6.
- «Потребность любви вспыхнула в нём живо, когда он перешёл за восемнадцать лет…» (Андрий)
- «Он никогда, ни при каких случаях, не выдавал своих товарищей, никакие плети и розги не могли заставить его это сделать.» (Остап)
3. Задание Расскажите, что вы знаете о запорожцах. Совпадает ли описание запорожских казаков в повести и наших исторических знаниях о них (по слайдам).
Слайд 7
- Где располагалась Сечь? (За днепровскими порогами, часто на острове Хортица, который сейчас находится в черте города Запорожья, на Украине)
- Кто мог стать казаком? (свободный, холостой, православный, говорящий на малорусском языке, присягнувший русскому царю, хорошо владеющий оружием) Слайды 8, 9
- Как была организована жизнь казачества? (вольница, военная демократия, основные вопросы решались на кругу, где выбирали и атамана, существовали жесткие правила общежития) Слайд 10
- В чём историческая заслуга казачества? (защита южных русских границ от турок, татар, шляхты)
Слайд 11.
Стихи Т.Г. Шевченко на украинском языке читает ученица.
Нехай души козацкіи
В Украйни витають-
Там шыроко, там весело,
Як та воля, що мынулась,
Днипр шырокый – море,
Степ и степ, ревуть пороги,
И Могылы-горы, –
Там родылась, гарцювала
Козацкая воля;
Там Шляхтою, Татарами
Засивала поле,
Засивала трупом поле,
Покы не застыло..."
Учащиеся заранее выполняли домашнее задание. Представление работ.
Слайд 12.
1 команда: Определить и доказать жанр произведения. Повесть «Тарас Бульба» – историческое или эпическое произведение.
Слайд 13.
2 команда: Придумайте и напишите свою версию окончания повести.
Слайд 14.
3 команда: Напишите сочинение-размышление на тему «Один день из жизни запорожского казака»
Слайд 15.
4 команда. Придумайте и опишите поведение героев повести в период борьбы за независимость Украины и присоединение её к России.
IV. Рефлексия.
- объясните такие понятия как товарищество, Родина, долг, патриотизм. Слайд 16.
- ответьте на вопрос: можно ли считать повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» источником знаний о запорожском казачестве? Докажите свою мысль. Слайд 17.