Интегрированный урок "литература + историия по теме "Повесть Н.В. Гоголя – источник знаний о запорожском казачестве"

Разделы: История и обществознание, Литература


Цели урока:

Образовательные:

  • погрузить в изучаемое произведение и понять, как определённые исторические реалии нашли своё отражение в произведении;
  • повторить и обобщить полученные знания на уроках литературы и истории;

Воспитательные:

  • подвести учащихся к более глубокому пониманию Родины, патриотизма, долг,.
  • формировать уважительное отношение к истории своих предков, гордости за их подвиги.

Развивающие:

  • работать над формированием творческого мышления, аналитических способностей;
  • развивать умение работать с текстом, презентацией, картиной, фильмом;
  • формировать умение работать в команде, слышать друг друга, представлять полученные результаты.

Тип урока: интегрированный, с использованием элементов метода погружения.

Форма урока: интеллектуальная игра с творческими заданиями.

Оборудование урока:

  • тексты повести;
  • презентация к уроку;
  • отрывки из фильма Бортко «Тарас Бульба» 2009;
  • картина И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»,
  • картина М.И. Хмелько «Переяславская рада 1654 г.»;
  • географическая карта современной Украины;
  • историческая карта «Россия в XVII веке»;
  • на доске: тема, эпиграф:

    «Да разве найдутся на свете такие огни, такие муки, такие силы, которые пересилили бы русскую силу»
    Н.В. Гоголь


    «Украйна тихо волновалась.
    Давно в ней искра разгоралась.
    Друзья кровавой старины
    Народной чаяли войны.»
    А.С. Пушкин

Предварительное домашнее задание для учащихся:

  • внимательно перечитать произведение,
  • подготовить выразительное чтение наизусть стихов и отрывков,
  • из дополнительных источников как можно больше узнать о казаках и об эпохе,
  • желающие готовят презентацию.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Учитель объявляет цели, задачи и формы урока.

Слайды 1, 2.

Критерии оценки:

  1. Знание исторического и литературного материала, умение им пользоваться для выполнения творческого задания.
  2. Владение литературным русским языком.
  3. Творчество при выполнении задания.
  4. Интересное изложение материала и его представление.

III. Повторение и обобщение пройденного материала в форме интеллектуальной игры с творческими заданиями.

Работа по командам с дальнейшим представлением. Слайд 3.

1. Инсценировка отрывка повести Гоголя «Тарас Бульба».Читает ученик.

Монолог Т. Бульбы о товариществе (Романов А.): «Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слыхали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брали червонцы, и города были пышные, и князья, князья русского рода, свои князья…Всё взяли басурманы, всё пропало. Только остались мы, сирые, да как вдовица после крепкого мужа, сирая так же, как и мы, земля наша! Вот в какое время, подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя, дитя любит отца и мать. Но породнится родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей»

Слайд 4.

Задание по командам.

  1. Сформулируйте характерные черты Тараса Бульбы.
  2. Чем дорог Бульба автору и почему повесть названа «Тарас Бульба»?
  3. Как Бульба относится к своим сыновьям?
  4. Объясните этимологию слова «СЕЧЬ» (От слова засека, завал из деревьев, который служил в качестве укрепления) Слайд 5.

2. Задание Определите, о ком идёт речь?

  1. «Он… кипел жаждою подвига, но душа его была доступна и другим чувствам» (Андрий)
  2. «Он был прямодушен с равными» (Остап) Слайд 6.
  3. «Потребность любви вспыхнула в нём живо, когда он перешёл за восемнадцать лет…» (Андрий)
  4. «Он никогда, ни при каких случаях, не выдавал своих товарищей, никакие плети и розги не могли заставить его это сделать.» (Остап)

3. Задание Расскажите, что вы знаете о запорожцах. Совпадает ли описание запорожских казаков в повести и наших исторических знаниях о них (по слайдам).

Слайд 7

  1. Где располагалась Сечь? (За днепровскими порогами, часто на острове Хортица, который сейчас находится в черте города Запорожья, на Украине)
  2. Кто мог стать казаком? (свободный, холостой, православный, говорящий на малорусском языке, присягнувший русскому царю, хорошо владеющий оружием) Слайды 8, 9
  3. Как была организована жизнь казачества? (вольница, военная демократия, основные вопросы решались на кругу, где выбирали и атамана, существовали жесткие правила общежития) Слайд 10
  4. В чём историческая заслуга казачества? (защита южных русских границ от турок, татар, шляхты)

Слайд 11.

Стихи Т.Г. Шевченко на украинском языке читает ученица.

Нехай души козацкіи
В Украйни витають-
Там шыроко, там весело,
Як та воля, що мынулась,
Днипр шырокый – море,
Степ и степ, ревуть пороги,
И Могылы-горы, –
Там родылась, гарцювала
Козацкая воля;
Там Шляхтою, Татарами
Засивала поле,
Засивала трупом поле,
Покы не застыло..."

Учащиеся заранее выполняли домашнее задание. Представление работ.

Слайд 12.

1 команда: Определить и доказать жанр произведения. Повесть «Тарас Бульба» – историческое или эпическое произведение.

Слайд 13.

2 команда: Придумайте и напишите свою версию окончания повести.

Слайд 14.

3 команда: Напишите сочинение-размышление на тему «Один день из жизни запорожского казака»

Слайд 15.

4 команда. Придумайте и опишите поведение героев повести в период борьбы за независимость Украины и присоединение её к России.

IV. Рефлексия.

  • объясните такие понятия как товарищество, Родина, долг, патриотизм. Слайд 16.
  • ответьте на вопрос: можно ли считать повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» источником знаний о запорожском казачестве? Докажите свою мысль. Слайд 17.

V. Подведение итогов работы на уроке. Выставление оценок.

VI. Написать домашнее сочинение по теме « Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» – это источник знаний о запорожском казачестве».