1. Актуальность и практическая значимость опыта.
В целевой установке Федерального Компонента Государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по истории важное место занимают цели исторического образования старшеклассников, направленные на развитие способностей "понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей среде:", а также на овладение необходимыми для этого умениями. Содержательный перечень этих умений представлен в другом разделе стандартов: "Требования к уровню подготовки выпускников". По сути, он является систематизированным алгоритмом действий, определяющим порядок и этапы познавательной и исследовательской деятельности школьников.
По моему мнению, большую роль в становлении современной личности играет технология развития критического мышления (ТРКМ) - одна из технологий личностно-ориентированного подхода (ЛОП). Известная пословица гласит "Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай действовать самому и я научусь". Технология развития критического мышления как раз предоставляет ученику возможность действовать самому, проявлять коммуникативные, когнитивные, организационные, креативные качества и умения, а так же умения самостоятельно добывать информацию, критически её осмысливать и применять на практике - это главные современные требования к выпускнику школы.
2. Теоретические основания опыта.
ТРКМ - это целостная система разнообразных приёмов, но основа технологии - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Эта структура логична и научна, т.к. её этапы (фазы) соответствуют закономерным этапам когнитивной (умственной) деятельности личности.
Фаза. | Задачи фазы. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Возможные приёмы и методы. | Функции фазы. | |||
Вызов. (информация выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально-в парах-группах). |
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. | Ученик "вспоминает", что ему известно
по изучаемому вопросу (делает предположения), Систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ. |
Составление списка "известной
информации"; рассказ-предположение по ключевым
словам; систематизация материала
(предварительные кластеры,таблицы); верные-неверные утверждения;перепутанные логические цепочки. |
мотивационная информационная коммуникационная |
|||
Осмысление. (непосредственный контакт с новой информацией, работа в парах-индивидуально) |
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от "старого" знания к "новому". | Ученик читает (слушает) текст,используя предложенные учителем активные методы чтения ("инсерт"),делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. | Методы активного чтения: маркировка с
использованием значков "+,-,?", которые ставятся на полях; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д. |
информационная систематизационная мотивационная |
|||
Рефлексия. (творческая переработка, анализ изученной информации, работа ведётся индивидуально-в парах-группах). | Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские задания на основе изученной информации. | Учащиеся соотносят "новую"информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления. | Установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным-неверным утверждениям, ответы на поставленные вопросы, организация дискуссий и т.д. | коммуникационная информационная мотивационная оценочная |
Наиболее оптимально применить на уроках истории основу технологии развития критического мышления позволяет Метод Проектов.
Задача педагога найти компромисс, взаимодополнить данные технологии для создания таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально-значимых вопросов, для которого ему потребуется своё собственное критическое видение вопроса.
Модель проектного обучения возникла еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи.
Е. Полат предлагает нам формулу: Проект = проблема + продукт.
"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а. с другой - интегрирование знаний, умений применять их в различных областях науки, техники, технологии, творческих областей.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", то есть, если это теоретическая проблема, то надо найти конкретное, ее решение, если практическая - результат должен быть готов к внедрению.
3. Педагогическая система опыта и её своеобразие.
На уроках в режиме ТРКМ я использую методы работы с информационными текстами (приёмы: " кластер", "верные-неверные утверждения"); визуальные методы организации материала (приёмы: таблица "тонких и толстых" вопросов, таблица "З-Х-У"). Провожу диагностику сформированности критического мышления у учащихся.
Полагаясь на собственный опыт, делаю вывод о том, что наиболее эффективным в решение данной проблемы является метод проектов.
Использование этого метода в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы. В ходе которой, я обозначаю конечную цель проекта, составляю план, подбираю дополнительную литературу.
На уроках истории я использую проекты, которые состоят из нескольких этапов: организационно-подготовительный, технологический, презентационный.
Задача организационно-подготовительного этапа:
- вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу;
- активизация учащихся;
- мотивация для дальнейшей работы.
На данном этапе (первый урок) я провожу вводную беседу, в ходе которой, ставлю перед детьми проблему по теме. Учащиеся высказывают предварительную точку зрения и делают запись своих аргументов в тетрадь. Не обладая достаточным количеством знаний по данной теме, у детей возникают вопросы, которые я предлагаю решить в ходе Проекта. Затем знакомлю учащихся с планом проекта.
Второй этап - технологический, предназначен для:
- сохранения интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией;
- постепенного продвижения от "старого" знания к "новому".
На втором уроке делю классный коллектив на группы, каждой из которых, предоставляю вопросы, позволяющие раскрыть данную тему.
Работая с учебником и дополнительной литературой, учащиеся занимаются подбором материала, по конкретно заданной теме. Я направляю процесс и оказываю помощь в отборе оптимального содержания материала. Задача каждой группы в конце проекта оформить буклет по теме для презентации. Вторую часть урока интегрирую с уроком изобразительного искусства, где учащиеся оформляют буклеты и готовятся их представлять на заключительном уроке.
Последний этап - презентационный.
Его задача:
- вернуть учащихся к первоначальной проблеме,
- внести изменения, дополнения,
- сделать творческие, исследовательские выводы на основе изученной информации.
В ходе третьего урока учащиеся представляют буклеты. (4 - 5 минуты на выступление). После чего я возвращаю учеников к поставленному в начале Проекта вопросу. Возникает дискуссия, в ходе которой учащиеся, получив и осмыслив новые знания, отстаивают собственную точку зрения, спорят, убеждают других. Я ставлю провокационные вопросы и направляю дискуссию в нужное русло, при этом оставляю за каждым право на собственное мнение.
На последнем (четвёртом) уроке по данной теме провожу контрольное тестирование, которое, как правило, подтверждает хорошие знания у учащихся по пройденной теме.
Являясь классным руководителем 7 класса, метод Проектов, я успешно применяю и в своей воспитательной работе. (Наиболее удавшиеся: "Весенняя неделя добра", "Зелёная школа", "Фотолирика", "Шишкопад" Приложение 2).
Цель создания информационно-творческого проекта:
Воспитание любви и бережного отношения к малой Родине, активной гражданской позиции, через приобретение положительного опыта работы в проектной и других формах социально - значимой деятельности;
Развитие навыков критического осмысления информации, умения аргументировать собственную точку зрения;
Формирование информационной культуры и медиаграмотности школьников;
Этапы работы над проектом:
Первый этап - Организационно-подготовительный.
На данном этапе я провожу исследование (тестирование, опрос) о способностях, интересах и возможностях учащихся. Делаю вывод, соответственно которому предлагаю детям принять участие в новом Проекте. Для начала - создаю инициативную группу, даю первоначальное представление о проекте и видах деятельности на выбор. Важный момент в творческом Проекте воспитательного характера - подобрать название самого Проекта. Оно должно быть простым (для восприятия и произношения), но в то же время - раскрывало суть и, конечно же - оригинальным. В идеале нахожу сотрудников (партнёров) среди представителей местной общественности и организаций.
Второй этап - Технологический обязательно требует сбора информации (может проходить в виде похода в лес, посещение библиотеки, музея, встречи с местными жителями-старожилами и т.д.). Затем я организую различные виды творческой деятельности, которыми владеют дети (конструирование, лепка, сочинение стихов, написание сказки, даже спортивные состязания, связанные с темой и т. п.). В ходе проекта создаю условия для реализации способностей каждого ребёнка. Весь материал накапливается и анализируется мною.
На заключительном этапе - Презентационном, (который я провожу в виде Итогового заседания, Интерактивной игры, Вечере импровизаций или простого Капустника с обязательным приглашением партнёров и представителей общественности) подвожу итоги, награждаю активных участников (отмечаю каждого, кто участвовал в Проекте), обязательно демонстрирую тот самый "осязаемый материал", полученный в ходе проекта, нахожу практическое ему применение. Зачастую о проведённом Проекте публикую собственные статьи и сочинения детей, чтобы подчеркнуть общественную значимость Проекта. Обязательно дарю небольшие памятные подарки всем. Если Проект удаётся, то новые предложения и идеи уже от самих ребят не заставляют себя ждать.
4. Результативность опыта.
Используя ТРКМ посредством проектной деятельности на своих уроках, я увидела следующие закономерности:
- устойчивый интерес к предмету;
- критическое (аргументированное, открытое) отношение к историческим фактам и социальным явлениям;
- стремление и осуществление творческой деятельности (креативность);
- развитие коммуникативной и рефлексивной культуры учащихся, их интеллекта.
Это подтверждают результаты Единого Государственного Экзамена
Учебный год. | Предмет. | Средний балл. | Средний балл по области. | |
1. | 2008 - 2009 | История России | 60,2 | 53,5 |
2. | 2009 - 2010 | История России | 64 | 56 |
Трудно переоценить возможности Проектной деятельности в воспитательной работе:
Мои воспитанники осознанно занимают активную гражданскую позицию и готовы работать в проектной и других формах социально - значимой деятельности.
На должном уровне сформирована информационная культура и медиаграмотность школьников.
О большей части своих воспитанников уже на данном этапе могу говорить как о достойном подрастающем поколении граждан нашего государства.
Приобретая опыт практической деятельности, учащиеся с интересом участвуют в телекоммуникационных проектах:
Учебный год. | Проект. | Номинация. | Результат. |
2008 - 2009 | Региональный телекоммуникационный проект "Край наш Сибирский" | "Родной край сегодня" "Родная природа" "Культура Родного края" "Лучшие летописцы Родного края" |
1 место 1 место 2 место 3 место |
2009 - 2010 | Областной телекоммуникационный проект "Жемчужины Омской области" | Вошли в 10-ку лучших из 67 команд. Сертификат. |
Мои воспитанники осознанно занимают активную гражданскую позицию и готовы работать в проектной и других формах социально - значимой деятельности. На должном уровне сформирована информационная культура и медиаграмотность школьников. О большей части своих воспитанников уже на данном этапе могу говорить как о достойном подрастающем поколении граждан нашего государства.
5. Перспективы использования технологии.
ТРКМ относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Применяя технологию развития критического мышления, используя уже освоенные методы (работа с информационными текстами, визуальные методы организации материала), я собираюсь внедрять новый метод ТРКМ: метод по организации письменной рефлексии учащихся (формы: историческое сочинение, "репортаж", письмо в прошлое).
Используемая литература:
- Вяземский А.А. "Современные образовательные технологии". М., 1998г.
- Власова Т.А. "Развитие критического мышления на
уроках истории в старших классах".
// "Преподавание истории и обществознания в школе" - 2005 № 3. - Долженко Ю.А. "Методическое сопровождение личностно-ориентированного образования". Б., 2003г.
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. "Развитие критического мышления на уроке". М., "Просвещение", 2004г.
- Мельникова Е.Л. "Проблемный урок, или как открывать знания с учениками". Пособие для учителей. М., 2002г.
- Якиманская И.С. "Личностно-ориентированное обучение в современной школе". М., 1996г.
- Спутник классного руководителя. Журнал. № 2 /2007 г.
- "Праздник в школе". Журнал №3 /2006 г.