Развитие критического мышления на уроках истории посредством проектной деятельности. Из опыта работы

Разделы: История и обществознание, Классное руководство


1. Актуальность и практическая значимость опыта.

В целевой установке Федерального Компонента Государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по истории важное место занимают цели исторического образования старшеклассников, направленные на развитие способностей "понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей среде:", а также на овладение необходимыми для этого умениями. Содержательный перечень этих умений представлен в другом разделе стандартов: "Требования к уровню подготовки выпускников". По сути, он является систематизированным алгоритмом действий, определяющим порядок и этапы познавательной и исследовательской деятельности школьников.

По моему мнению, большую роль в становлении современной личности играет технология развития критического мышления (ТРКМ) - одна из технологий личностно-ориентированного подхода (ЛОП). Известная пословица гласит "Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай действовать самому и я научусь". Технология развития критического мышления как раз предоставляет ученику возможность действовать самому, проявлять коммуникативные, когнитивные, организационные, креативные качества и умения, а так же умения самостоятельно добывать информацию, критически её осмысливать и применять на практике - это главные современные требования к выпускнику школы.

2. Теоретические основания опыта.

ТРКМ - это целостная система разнообразных приёмов, но основа технологии - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Эта структура логична и научна, т.к. её этапы (фазы) соответствуют закономерным этапам когнитивной (умственной) деятельности личности.

Фаза. Задачи фазы. Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Возможные приёмы и методы. Функции фазы.
Вызов.

(информация выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально-в парах-группах).

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения),

Систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Составление списка "известной информации"; рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (предварительные кластеры,таблицы);

верные-неверные утверждения;перепутанные логические цепочки.

мотивационная

информационная

коммуникационная

Осмысление.

(непосредственный контакт с новой информацией, работа в парах-индивидуально)

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от "старого" знания к "новому". Ученик читает (слушает) текст,используя предложенные учителем активные методы чтения ("инсерт"),делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. Методы активного чтения: маркировка с использованием значков

"+,-,?", которые ставятся на полях; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

информационная

систематизационная

мотивационная

Рефлексия. (творческая переработка, анализ изученной информации, работа ведётся индивидуально-в парах-группах). Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят "новую"информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления. Установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным-неверным утверждениям, ответы на поставленные вопросы, организация дискуссий и т.д. коммуникационная

информационная

мотивационная

оценочная

Наиболее оптимально применить на уроках истории основу технологии развития критического мышления позволяет Метод Проектов.

Задача педагога найти компромисс, взаимодополнить данные технологии для создания таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально-значимых вопросов, для которого ему потребуется своё собственное критическое видение вопроса.

Модель проектного обучения возникла еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи.

Е. Полат предлагает нам формулу: Проект = проблема + продукт.

"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а. с другой - интегрирование знаний, умений применять их в различных областях науки, техники, технологии, творческих областей.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", то есть, если это теоретическая проблема, то надо найти конкретное, ее решение, если практическая - результат должен быть готов к внедрению.

3. Педагогическая система опыта и её своеобразие.

На уроках в режиме ТРКМ я использую методы работы с информационными текстами (приёмы: " кластер", "верные-неверные утверждения"); визуальные методы организации материала (приёмы: таблица "тонких и толстых" вопросов, таблица "З-Х-У"). Провожу диагностику сформированности критического мышления у учащихся.

Полагаясь на собственный опыт, делаю вывод о том, что наиболее эффективным в решение данной проблемы является метод проектов.

Использование этого метода в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы. В ходе которой, я обозначаю конечную цель проекта, составляю план, подбираю дополнительную литературу.

На уроках истории я использую проекты, которые состоят из нескольких этапов: организационно-подготовительный, технологический, презентационный.

Задача организационно-подготовительного этапа:

  • вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу;
  • активизация учащихся;
  • мотивация для дальнейшей работы.

На данном этапе (первый урок) я провожу вводную беседу, в ходе которой, ставлю перед детьми проблему по теме. Учащиеся высказывают предварительную точку зрения и делают запись своих аргументов в тетрадь. Не обладая достаточным количеством знаний по данной теме, у детей возникают вопросы, которые я предлагаю решить в ходе Проекта. Затем знакомлю учащихся с планом проекта.

Второй этап - технологический, предназначен для:

  • сохранения интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией;
  • постепенного продвижения от "старого" знания к "новому".

На втором уроке делю классный коллектив на группы, каждой из которых, предоставляю вопросы, позволяющие раскрыть данную тему.

Работая с учебником и дополнительной литературой, учащиеся занимаются подбором материала, по конкретно заданной теме. Я направляю процесс и оказываю помощь в отборе оптимального содержания материала. Задача каждой группы в конце проекта оформить буклет по теме для презентации. Вторую часть урока интегрирую с уроком изобразительного искусства, где учащиеся оформляют буклеты и готовятся их представлять на заключительном уроке.

Последний этап - презентационный.

Его задача:

  • вернуть учащихся к первоначальной проблеме,
  • внести изменения, дополнения,
  • сделать творческие, исследовательские выводы на основе изученной информации.

В ходе третьего урока учащиеся представляют буклеты. (4 - 5 минуты на выступление). После чего я возвращаю учеников к поставленному в начале Проекта вопросу. Возникает дискуссия, в ходе которой учащиеся, получив и осмыслив новые знания, отстаивают собственную точку зрения, спорят, убеждают других. Я ставлю провокационные вопросы и направляю дискуссию в нужное русло, при этом оставляю за каждым право на собственное мнение.

На последнем (четвёртом) уроке по данной теме провожу контрольное тестирование, которое, как правило, подтверждает хорошие знания у учащихся по пройденной теме.

Являясь классным руководителем 7 класса, метод Проектов, я успешно применяю и в своей воспитательной работе. (Наиболее удавшиеся: "Весенняя неделя добра", "Зелёная школа", "Фотолирика", "Шишкопад" Приложение 2).

Цель создания информационно-творческого проекта:

Воспитание любви и бережного отношения к малой Родине, активной гражданской позиции, через приобретение положительного опыта работы в проектной и других формах социально - значимой деятельности;

Развитие навыков критического осмысления информации, умения аргументировать собственную точку зрения;

Формирование информационной культуры и медиаграмотности школьников;

Этапы работы над проектом:

Первый этап - Организационно-подготовительный.

На данном этапе я провожу исследование (тестирование, опрос) о способностях, интересах и возможностях учащихся. Делаю вывод, соответственно которому предлагаю детям принять участие в новом Проекте. Для начала - создаю инициативную группу, даю первоначальное представление о проекте и видах деятельности на выбор. Важный момент в творческом Проекте воспитательного характера - подобрать название самого Проекта. Оно должно быть простым (для восприятия и произношения), но в то же время - раскрывало суть и, конечно же - оригинальным. В идеале нахожу сотрудников (партнёров) среди представителей местной общественности и организаций.

Второй этап - Технологический обязательно требует сбора информации (может проходить в виде похода в лес, посещение библиотеки, музея, встречи с местными жителями-старожилами и т.д.). Затем я организую различные виды творческой деятельности, которыми владеют дети (конструирование, лепка, сочинение стихов, написание сказки, даже спортивные состязания, связанные с темой и т. п.). В ходе проекта создаю условия для реализации способностей каждого ребёнка. Весь материал накапливается и анализируется мною.

На заключительном этапе - Презентационном, (который я провожу в виде Итогового заседания, Интерактивной игры, Вечере импровизаций или простого Капустника с обязательным приглашением партнёров и представителей общественности) подвожу итоги, награждаю активных участников (отмечаю каждого, кто участвовал в Проекте), обязательно демонстрирую тот самый "осязаемый материал", полученный в ходе проекта, нахожу практическое ему применение. Зачастую о проведённом Проекте публикую собственные статьи и сочинения детей, чтобы подчеркнуть общественную значимость Проекта. Обязательно дарю небольшие памятные подарки всем. Если Проект удаётся, то новые предложения и идеи уже от самих ребят не заставляют себя ждать.

4. Результативность опыта.

Используя ТРКМ посредством проектной деятельности на своих уроках, я увидела следующие закономерности:

  • устойчивый интерес к предмету;
  • критическое (аргументированное, открытое) отношение к историческим фактам и социальным явлениям;
  • стремление и осуществление творческой деятельности (креативность);
  • развитие коммуникативной и рефлексивной культуры учащихся, их интеллекта.

Это подтверждают результаты Единого Государственного Экзамена

  Учебный год. Предмет. Средний балл. Средний балл по области.
1. 2008 - 2009 История России 60,2 53,5
2. 2009 - 2010 История России 64 56

Трудно переоценить возможности Проектной деятельности в воспитательной работе:

Мои воспитанники осознанно занимают активную гражданскую позицию и готовы работать в проектной и других формах социально - значимой деятельности.

На должном уровне сформирована информационная культура и медиаграмотность школьников.

О большей части своих воспитанников уже на данном этапе могу говорить как о достойном подрастающем поколении граждан нашего государства.

Приобретая опыт практической деятельности, учащиеся с интересом участвуют в телекоммуникационных проектах:

Учебный год. Проект. Номинация. Результат.
2008 - 2009 Региональный телекоммуникационный проект "Край наш Сибирский" "Родной край сегодня"

"Родная природа"

"Культура Родного края"

"Лучшие летописцы Родного края"

1 место

1 место

2 место

3 место

2009 - 2010 Областной телекоммуникационный проект "Жемчужины Омской области"   Вошли в 10-ку лучших из 67 команд. Сертификат.

Мои воспитанники осознанно занимают активную гражданскую позицию и готовы работать в проектной и других формах социально - значимой деятельности. На должном уровне сформирована информационная культура и медиаграмотность школьников. О большей части своих воспитанников уже на данном этапе могу говорить как о достойном подрастающем поколении граждан нашего государства.

5. Перспективы использования технологии.

ТРКМ относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Применяя технологию развития критического мышления, используя уже освоенные методы (работа с информационными текстами, визуальные методы организации материала), я собираюсь внедрять новый метод ТРКМ: метод по организации письменной рефлексии учащихся (формы: историческое сочинение, "репортаж", письмо в прошлое).

Используемая литература:

  1. Вяземский А.А. "Современные образовательные технологии". М., 1998г.
  2. Власова Т.А. "Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах".
    // "Преподавание истории и обществознания в школе" - 2005 № 3.
  3. Долженко Ю.А. "Методическое сопровождение личностно-ориентированного образования". Б., 2003г.
  4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. "Развитие критического мышления на уроке". М., "Просвещение", 2004г.
  5. Мельникова Е.Л. "Проблемный урок, или как открывать знания с учениками". Пособие для учителей. М., 2002г.
  6. Якиманская И.С. "Личностно-ориентированное обучение в современной школе". М., 1996г.
  7. Спутник классного руководителя. Журнал. № 2 /2007 г.
  8. "Праздник в школе". Журнал №3 /2006 г.