Цель:
- Сформировать представление об афинском порте Пирей, о его особенностях социальном составе Афинского государства в V в. до н.э.;
- Определить значение Афинского порта Пирей;
- Развивать умения обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы, работать с иллюстрациями, историческими документами, историческими картами.
- Формирование умения выделять главное
- воспитывать толерантное отношение к истории другого государства. Гражданскую позицию через пример другого государства.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник 36, тетрадь, карта "Древняя Греция в V-IV в. до н.э".
План урока.
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Мотивация
- Новая тема
- Рефлексия
- Контроль и закрепление
- Итог урока
- Постановка домашнего задания
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- Расскажите о героической борьбе греков с персами;
- Работа с понятиями: атлет, олимпионик, стратег, триера.
- Задание на хронологию: "Расставить в хронологической последовательности" (1.первые олимпийские игры, 2.битва у Фермопильского прохода, 3.Марафанское сражение, 4.реформа Солона, 5.морское сражение у острова Саламин) ключ (41325)
3. Мотивация.
Слайд. В Древней Греции Афины называли "Морской страной
Учитель: В Древней Греции Афины называли "Морской страной".
Подберите факты, которые доказывают эту характеристику?
4. Новая тема.
Слайд. Афины.
В середине V в. до н. э. Афины превратились в самое богатое греческое государство. Выросло и военное могущество Афин: оно заключалось в обладании сильнейшим флотом.
Слайд. Перикл.
Война с персами близилась к победному концу. Морской союз не был больше нужен, к тому же участие в нем было обременительно: в его казну приходилось делать большие взносы. Многие государства захотели выйти из союза, но это им не удалось. Афиняне силой заставляли более слабые государства оставаться в союзе, вмешивались в их внутренние дела, смещали неугодных правителей. Союзную казну афиняне перевезли в Афины и стали распоряжаться ею как своей собственной. Этот поступок афиняне объяснили тем, что на Делос может напасть персидский флот. Однако было ясно, что ослабленные войной персы не отважатся на такое нападение. Афинское государство угнетало союзников и грабило их, но ссориться с Афинами было опасно: афинский флот насчитывал около 400 боевых кораблей, он господствовал на всем Эгейском море и подчинили себе десятки небольших греческих государств на островах и побережьях.
Работа с картой. Найдите на карте г. Афины стр.111
Слайд. План Афинского порта.
Главным портом Афинского государства в 5 в. до
н.э. стал Пирей,
расположенный в 5-6 км. от Афин. С обеих сторон
дороги, соединяющей Афины с Пиреем, возвели на
случай войны стены. Пирейские бухты закрытые, они
прекрасно защищены от волн и ветров. Афиняне еще
больше сузили входы в бухты, построив по обеим
сторонам входов каменные насыпи. Гавани стали
совершенно безопасными в шторм и непогоду. На
ночь входы запирались цепями, чтобы
предотвратить вторжение вражеских кораблей.
Военные корабли стояли во всех пирейских гаванях, но главной военно-морской базой Афин стала Зея. В эту гавань чужеземцам вход был запрещен. Каменная стена защищала гавань и военный флот от пожара и от любопытных глаз. Вдоль берега находились доки - большие помещения, нависавшие над водой. Триеру вводили в док, подвешивали на канатах и просушивали, чтобы она не гнила. Мастера смолили и конопатили корабли. Рядом находились склады, где хранились весла и мачты, деревянные рули, железные цепи и якоря.
- Обратите внимание и по суши и по морю.
- А как вы думаете кто защищал порт со стороны моря? (военные корабли).
Слайд. Военная гавань Пирея.
В Пирее находились две военные и одна торговая гавани.
В военных гаванях находилось около 400 триер,
Узкие входы в гавань запирались железными цепями. Со стороны суши каменные стены ограждали гавани, защищая их от любопытных. Размещенный в гаванях афинский флот был самым сильным в Элладе и насчитывал 400 триер на военных кораблях служили только Афинские граждане.
- А кто такие граждане? ( свободные и мать и отец жители Афин)
Афиняне тщательно его укрепили. служили на них только граждане. Кроме граждан, в Афинах были переселенцы и рабы. За порядком в военных гаванях следил совет пятисот.
Бурная жизнь кипела в торговой гавани этого порта.
Пирейские бухты закрытые, они прекрасно защищены от волн и ветров. Афиняне еще больше сузили входы в бухты, построив по обеим сторонам входов каменные насыпи. Гавани стали совершенно безопасными в шторм и непогоду. На ночь входы запирались цепями, чтобы предотвратить вторжение вражеских кораблей.
Военные корабли стояли во всех пирейских гаванях, но главной военно-морской базой Афин стала Зея. В эту гавань чужеземцам вход был запрещен. Каменная стена защищала гавань и военный флот от пожара и от любопытных глаз. Вдоль берега находились доки - большие помещения, нависавшие над водой. Триеру вводили в док, подвешивали на канатах и просушивали, чтобы она не гнила. Мастера смолили и конопатили корабли. Рядом находились склады, где хранились весла и мачты, деревянные рули, железные цепи и якоря.
Слайд. Современное фото Пирея.
На Пирейском полуострове возник целый город, не похожий на Афины. Пирей имел широкие и ровные улицы, пересекающиеся под прямым углом. В городе было много гостиниц для приезжих. Богатые афиняне стремились иметь дом в Пирее, где бы они могли принимать чужеземных купцов. Пирей превратился в торговый центр Афинского государства.
Учитель называет один из источников пополнения казны Афинского государства: купцы перед разгрузкой корабля в. Пирее платили пошлину (а) (запись на доске) за право торговли.
Рефлексия. Определите, какая гавань изображена на фото?
Слайд. Роль Пирея в развитии торговли Афинского государства
Задание по картине К. Савкевича "Афинская гавань Пирей" (рис. 13): "Вы находитесь в главной торговой гавани Афин. Что вы там видите?"
Учитель руководит описанием картины "Афинская гавань Пирей": "Найдите корабль, находящийся под разгрузкой. Опишите его. (Как он выглядит? Есть ли у него весла? Какие греческие корабли имели весла?) Какие товары привезли в Аттику? Предположите, чем наполнены тяжелые мешки. Объясните, почему зерно было важнейшим товаром, ввозившимся в Аттику. Предположите, откуда пришел корабль с зерном. Какой "живой товар" он привез? Найдите корабль под погрузкой. Чем заполняют его трюм? Где и как изготовлены расписные вазы, вывозившиеся из Афин? Предположите, чем наполнены остродонные сосуды - амфоры".
Обобщая ответы, учитель говорит, что на картине показан только один уголок большого и шумного порта. Обращается внимание на доки, где ремонтируют корабли, на Длинные стены, защищавшие дорогу в Афины. Морская торговля обогащала Афинское государство. Поэтому военный флот энергично боролся с морскими разбойниками: Эгейское и Черное моря стали свободными от пиратов.
Слайд. Торговля афинского государства.
- Учитель предлагает подумать над тем: (Какой товар привозили в Афины? Почему? Что вывозили? Из каких источников складывалось богатство и могущество Афин? (Запись на доске: Богатство Афин: торговые пошлины, торговля в других странах)
Слайд. Население Аттики.
- Вспомните, на какие две группы делилось свободное население Аттики во времена Солона. (Кто такие аристократы? Из кого состоял демос?)" Работа с учебником стр.165. чтение вслух. (Какими правами и обязанностями они обладали?) Учитель поясняет, что в Афинах, кроме граждан, постоянно проживали переселенцы из других областей; среди них было много купцов и ремесленников, владевших рабами. Большинство переселенцев были греками. Они говорили на одном с гражданами языке, носили такую же одежду, имели те же обычаи, также верили в Зевса и Посейдона. Однако за право жить в Афинах переселенцы платили налог таких переселенцев называли метеками. (граждане налогов не платили), Таков был еще один источник, пополнения афинской казны
- Из каких источников складывалось богатство и могущество Афин? (Запись на доске: Богатство Афин: торговые пошлины, торговля в других странах, налоги, работорговля.)
Корабли из других государств везли в Афины различные товары. Из Египта льняные ткани и папирус, из Африки слоновую кость, из причерноморских колоний зерно, соленую рыбу и рабов.
Работа с документом стр.166 . чтение вслух. Вопрос: Сопоставьте заработки свободных афинян с ценами на рабов. 1)Как вы понимаете, все ли афиняне владели рабами?
Слайд. Положение рабов.
Работа с историческим документом
Ксенофонт. О доходах
Никий, сын Никерата, владелец в рудниках тысячью рабов: он их отдавал внаем фракийцу Сесии по условием, чтобы тот платил ему за каждого раба ежегодно по одному оболу (мелкая монета) читсого дохода и потом сдал обратно то же самое число рабов.
Демосфен.
Они предложили дать мне этих рабов для допроса под пыткой...
Я ответил им при свидетелях, что готов пойти с ними в совет и допросить рабов... Фракиянка - 165 драхм, сириец - 240 драхм, иллириец - 161 драхм, скиф-144 драхм, ребенок из Карии - 72 драхмы.
4) Вопрос к документам и беседа по ним
- где применялся труд рабов в Греции?(ответ учащихся)
- как обращались с рабами?(ответ учащихся)
- кто мог быть рабом в древней Греции? (ответ учащихся
5. Контроль и закрепление.
Синквейн.
Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк и представляющее собой синтез информации в лаконичной форме.
Алгоритм составления синквейна:
- Первая строка состоит из одного слова, центрального понятия темы.
- Вторая строка - из трёх слов. Это прилагательное или существительные, характеризующие главное понятие.
- Третья строка - два слова: глаголы, объясняющие суть происходящих событий.
- Четвертая строка - фраза или предложение, выражающее отношение автора к теме.
- Пятая строка - слово, обобщающая или расширяющая смысл темы.
Пример:
- Торговля;
- Порт, права и обязанности граждан;
- Покупать и продавать;
- Могущество и богатство Афин;
- Расцвет.
Вопросы:
- Какую роль играл Пирей в жизни Афин?
- О каких категориях населения вы узнали, равное ли у них было положение?
- Каких прав были лишены не граждане?
- Были ли рабы среди греков?
6. Домашнее задание: прочитать №36, подготовить рассказ от имени путешественника, посетившего древний порт Пирей.