Декабристы в якутской ссылке

Разделы: История и обществознание


Цель: Показать, какой вклад внесли декабристы в развитие нашего края - Якутии

Задачи:

  • Обеспечить усвоение знаний учащимися по теме урока;
  • Развивать умение составлять таблицу по теме: "Декабристы в Якутии"
  • Способствовать развитию у школьников интереса к истории своей родины, приобщать к культурному наследию прошлого, воспитывать толерантность, как основу современного существования общества

Оборудование:

Ход урока

1. Организационный момент
Организация начала урока, проверка готовности к уроку Приветствие, определение отсутствующих
2. Проверка выполнения домашнего задания.
На предыдущем уроке изучалась тема: "Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов".
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания. Вопросы:
  1. Какому событию посвящена картина К.Кольмана?
  2. Каковы были планы руководителей выступления 14 декабря 1825 г.?
  3. Чем закончилось восстание декабристов?
  4. В чем состояло историческое значение восстания декабристов?
Ученики отвечают на вопросы

(слайд 1)

3. Объяснение нового материала.
Подготовка учащихся к усвоению новых знаний. Актуализация опорных знаний. Объявление темы урока.

Постановка целей урока.

Предлагается вспомнить:

Понимали ли декабристы. Что их ожидало в случае неудачи?

Запись темы в тетрадь.

(слайды 2)

Ответ на ?

План урока:

1. Следствие и суд над декабристами.

2. Ссылка декабристов в Якутию.

3. Вклад декабристов в развитие Якутии.

Учитель предлагает вспомнить события по пункту плана № 1 с опорой на текст учебника "История России", дает дополнительную информацию.
Проверка усвоения на уровне восприятия, понимания и запоминания ? учителя:
  1. Кто руководил следствием?
  2. Сколько человек было привлечено к следствию? Кем они были (род занятий и происхождение)?
  3. Кто руководил следствием?
  4. Какие меры наказания были применены к подследственным? Почему?
Ответы учащихся

(слайд 5)

Обобщения и дополнения учителя.

Сообщение ученика о женах декабристов

Проверка усвоения на уровне восприятия, понимания, запоминания ? по пункту № 2
  1. Кому посвятил свое стихотворение А.С.Пушкин? Во что верит автор?
  2. Почему Сибирь называли "тюрьмой без решеток"?
  3. Какую роль сыграли жены декабристов?
Ответы учащихся

(слайд 6)

Объяснение учителя по пункту плана № 2 (слайд 7)
Проверка усвоения на уровне восприятия, понимания, запоминания Задание: заполните таблицу "Декабристы в якутской ссылке" на основе текста п. 18 учебника "История Якутии" (авт. Н.И.Васильев)

Вопросы:

  1. Сколько декабристов было сослано в Якутию?
  2. В каких населенных пунктах они проживали? Как долго?
  3. Чем занимались?
  4. Когда декабристы были амнистированы и кем?
  5. Почему П.Ф.Выгодовский прожил в изгнании так долго по сравнению с другими декабристами?
  6. Кто из декабристов жил в городе Якутске?
Заполнение таблицы

(слайд 8-10)

Ответы учащихся на основе текста параграфа и газетной публикации в "Якутск вечерний" от 13.01. 2012

Сообщение ученика об А.А.Бестужеве-Марлинском? (слайд 11, 12)
Проверка усвоения на уровне восприятия, понимания, запоминания Вопросы:
  1. Какой № имел Бестужев - Марлинский в списке преступников? Почему получил такое наказание?
  2. Почему у Бестужева двойная фамилия?
  3. Что связывало Бестужева с Якутией?
  4. Чем занимался Бестужев-Марлинский в Якутске?
  5. Где и как погиб?
Ответы учащихся
4. Обобщение.
Установить степень усвоения нового материала. Вопросы:
  1. Можно ли сказать, что декабристы способствовали развитию Якутии? Почему?
  2. Какой вывод можно сделать о декабристах как о людях?
  3. Какие памятные места Якутска говорят о пребывание декабристов в нашем городе?
Ответы учащихся.
5. Домашнее задание. Итоги урока.
  Выставление оценок.

На доске параграф № 18

Творческое задание по группам (составить небольшую презентацию о памятных местах города, посвященных декабристам)

Запись домашнего задания в дневник