Методическая разработка урока по истории (всеобщая история и история России) в 11-м классе по теме "Вторая мировая и Великая Отечественная войны"

Разделы: История и обществознание


Пояснительная записка.

Тема “Вторая мировая и Великая Отечественная войны” занимает особое место в истории. Все дальше уходят события этого периода, достоверность источников ставится под сомнение, меньше становится и свидетелей тех лет. Появляются фильмы, книги, статьи, высказывания, откровенно фальсифицирующие факты истории. В них подвергаются ревизии итоги Второй мировой войны, значение победы народов СССР и роль СССР в целом. Все это делает необходимым в школьном курсе истории обратить внимание учащихся на особенно актуальные сегодня вопросы мировоззренческого характера. В системе гражданско-патриотического воспитания (см. Приложение 1) учащихся эта тема дает возможность раскрыть спорные, сложные и неоднозначные проблемы, связанные с темой войны. На текущих уроках, в силу ограниченности времени, учитель не всегда успевает углубиться в отдельные вопросы, интересующие учащихся 9 и 11 классов, так как они имеют свое представление о событиях войны, формирующееся из СМИ, общения в семье и в кругу сверстников. Поэтому можно предложить несколько вариантов, решающих эту задачу:

  1. Урок-конференция.
  2. “Круглый стол” в формате уроков обобщающего типа.
  3. Научно-практическая конференция как внеурочное мероприятие (план конференции – см. Приложение 2).

Тема урока-конференции: “Проблемы истории Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны. Перед судом потомков: спорные вопросы, “темные страницы” и “белые пятна” – что за ними стоит?”.

I. Актуальность темы.

Урок проводится после прохождения всего изучаемого материала в истории войн и является фактическим переходом к повторительно-обобщающим урокам. Кроме того, урок может являться этапом подготовки к научно-практической конференции по теме: “Вторая мировая война: истоки, уроки и значение. Взгляд на проблему войны и мира в XX веке”. По тематике конференции урок затрагивает 3 аспекта из 10 предполагаемых проблемных вопросов. Таким образом, урок является модулем, которым впоследствии можно воспользоваться.

II. Цель урока: обеспечить в ходе урока закрепление пройденного материала, его переосмысление и формирование на его основе мировоззренческой позиции. Поэтому урок решает ряд важных задач:

А) образовательные: повторение фрагментов изученного материала с определенных точек зрения; его систематизация и анализ;

Б) развитие мышления, познавательного интереса, способностей, умений и навыков: сформировать следующие специальные умения – отбор фактов, постановка к ним вопросов, оценка фактов; закрепить общеучебные умения и навыки – планирование ответа, сравнение, обобщение, работа с понятиями, самоподготовка и самоконтроль; содействовать развитию воли и настойчивости в решении проблемных задач; вовлечение в дискуссию; интерес учащихся к изучаемым вопросам.

В) воспитательные задачи: формирование мировоззренческой позиции учащихся с гуманистической точки зрения на события войн; содействие воспитанию нравственных качеств учащихся, стоящих на пороге зрелости; содействие воспитанию патриотизма и гражданственности; активная жизненная позиция с учетом этических норм при оценке событий прошлого.

III. Концептуальные идеи.

Для решения поставленных задач необходимо выбрать направления для поисковой работы: спорные вопросы (отбор фактов для анализа), “темные страницы” (отбор фактов для анализа) и “белые пятна” (отбор фактов для анализа). Выбор был остановлен на следующих проблемных вопросах:

  • “II фронт и его роль в разгроме фашизма: спорные вопросы”.
  • “тема предательства: истоки, образ предателя, нравственная сущность предательства”.
  • “тема героизма: истоки, образ героя и нравственная основа героизма”.
  • “темные страницы”: генерал Власов, генерал Павлов и генерал Карбышев”.
  • “неоправданные жертвы при взятии Берлина”.
  • “Советский солдат – победитель: кто он?”.

Теперь необходимо рассмотреть отобранные факты с разных точек зрения, поставив вопрос: насколько все они правдивы, объективно освещены в литературе (мемуары, источники советские и зарубежные, художественная литература) и историчны в своей основе. Далее следует анализ и выводы.

IV. Основное содержание работы над темой.

  1. Учащиеся за 10 дней до урока получили необходимые указания: на какие затрагиваемые в процессе уроков моменты обратить внимание для последующей работы.
  2. Группа учащихся (условно – “эксперты”) готовит введение в проблему.
  3. Остальные учащиеся готовят аргументацию своей позиции по данному вопросу (“за” или “против” на основе конкретных фактов), используя сравнительные методы анализа.
  4. Методом поиска в справочной, художественной, мемуарной литературе учащиеся находят и систематизируют материал, оформляя его для дальнейшего использования и группируя по проблемам.
  5. На уроке по схеме работы: введение, постановка проблемы → аргументы “за” и “против” → решение проблемы (вариативно), рассматриваются все отобранные факты (с корректирующими указаниями учителя). Затем делается обобщающий анализ и вывод по уроку.

V. Технологии.

Проблемные, информационно-технологические, коллективные, исследовательские, критического мышления, диспут, интерактивные.

VI. Ресурсное обеспечение.

Необходимое оборудование к уроку: картины, фрагменты текста на интерактивной доске, информация по ведению урока; кабинет, оформленный к уроку; компьютерное обеспечение; аудио- и видеоматериалы.

VII. Мероприятия по обеспечению общественной поддержки.

Ввиду актуальности темы возможно приглашение ветеранов войны, коллег-учителей гуманитарного направления, представителей воспитательной службы.

VIII. Возможный риск.

Тема достаточно объемна и многопланова, поэтому есть риск не уложиться во время урока, поэтому необходим строгий контроль за временем в ходе обсуждения и постоянное динамичное управление дискуссией. Тема также достаточно эмоциональна, напряженная по нравственным и этическим понятиям, есть опасность перенасыщения темы и всплеск эмоций у детей, поэтому необходимо держать дискуссию в определенных рамках и постоянно указывать на временной отпечаток событий – “прошлое, требующее оценки”.

IX. Ожидаемые результаты.

Максимальное выполнение целей и задач урока: углубление знаний учащихся о событиях истории, формирование нравственной и гражданской позиций учащихся; умение вести диалог, участвовать в дискуссии, оперировать фактами, высказывать свое мнение. Создание целостной системы знаний о различных сторонах проблемы истории: военной, политической, нравственной, идеологической, человеческого фактора на войне. Высокая результативность (оценочный фактор).

X. Основные результаты апробации методики.

  1. Методика соответствует поставленным целям и реализует их.
  2. Результаты урока – положительные во всех аспектах: тема, форма урока и деятельность учителя и учащихся соответствуют требованиям стандарта и методике современного урока.
  3. Улучшению методики может способствовать перестройка модулей урока (схема обсуждения в ходе урока).

Методическое руководство.

  1. Темы для подготовки даются учащимся заранее.
  2. Помощь в подборе литературы и других источников.
  3. Учащиеся знакомятся с планами проведения урока и своей ролью в нем.
  4. Сопоставление целей, задач и итогов урока в виде отзывов учащихся.

Возможный вариант вступления.

Мы перевернули последнюю страницу – война закончилась. Наступил мир. И все же осталось ощущение, что что-то мы упустили, остались сомнения и чувство недосказанности – не все события, факты, личности вошли в материал уроков.

Проблемы оценки фактов, их трактовка давно существует у историков: в любом событии есть две стороны, а может быть и три, и четыре. Какое бы из событий мы не взяли, везде есть место сомнениям: пакт Молотова-Риббентропа и “секретный протокол”, начало войны и поведение Сталина, значение ленд-лиза, тайная дипломатия периода войны, поведение союзников, блокада Ленинграда и многие другие. А уже разного рода воображаемые сюжеты: что было бы, если бы покушение на Гитлера удалось, II фронт открыли бы раньше, Гитлер и Сталин договорились, Англия была бы оккупирована – дают простор для фантазии. Но история – наука строгая. П.Чаадаев когда-то написал: “История всякого народа представляет собою не только вереницу следующих друг за другом фактов, но и цепь связанных друг с другом идей… Эту историю создает не историк, а сила вещей…”.

Теперь становится понятно, что без собственной оценки тех или иных фактов обойтись никак нельзя и мы остановили свое внимание только на нескольких аспектах проблемы: спорные вопросы – вопрос о II фронте, и “темные страницы” – тема предательства и истоки героизма (фанатизма?) и “белые пятна” – неоправданные жертвы во время заключительного периоды Великой Отечественной войны: штурм Берлина. Вопрос же “советский воин – освободитель: кто он?” можно отнести и к спорным вопросам, и к “белым пятнам”. Группа экспертов познакомит нас со своей точкой зрения на проблемы, затем слово за вами и помните: истина рождается в споре, где за каждым словом стоит аргумент.

План урока в 11-м классе.

Тема: “Проблемы истории Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны. Перед судом потомков: спорные вопросы, “темные страницы” и “белые пятна” – что за ними стоит?”.

На доске тема: Прошлое требует оценки;

А) спорные вопросы;

Б) “темные страницы”;

В) “белые пятна” в истории войны: II мировая и Великая Отечественная (оформление: картины, плакаты, книги, рефераты, компьютерные презентации, материалы на интерактивной доске).

I. Вступление (делает учитель), постановка цели урока, обозначение направления работы учащихся на уроке.

II. “Эксперты” выступают с подготовленными сообщениями, ставят проблемы узконаправленного плана.

  • Роль II фронта в победе над фашизмом.
  • Тема предательства: истоки, образ предателя, нравственная сущность явления.
  • Тема героизма: истоки, образ героя и нравственная основа героизма.
  • Портреты героя и антигероя: генерал Карбышев; генерал Павлов; генерал Власов.
  • Советский солдат – победитель: кто он?
  • Неоправданные жертвы при взятии Берлина.

* Задача “экспертов”: информация по данному вопросу, уточнение фактов, постановка проблемы.

III. Выступления учащихся по различным аспектам поставленных проблем: приводятся факты, дается оценка, сравнительный анализ, собственное мнение по вопросу (условно “за” или “против” – “оппоненты”).

IV. Обобщение (кратко) делают “эксперты”: *какие из предложенных оценок, мнений наиболее точно оценивают (решают) проблему?

V. Выводы по результатам урока делает учитель, оценивая работу учащихся и формулируя итоги этой работы.

VI. В ходе урока учащиеся на заранее подготовленных бланках делают выводы.

Примечание.

Методическая разработка не содержит подробного описания урока-конференции, так как выступления были авторскими, обсуждение носило эмоциональный характер и являлось личностным. Каждый учитель по-своему может построить данный урок, используя схему и предложенные варианты. В дополнительных материалах приведены полезные для учителей инвариант по теме и схема.

Методические материалы.

Учебная литература:

  1. История второй мировой войны 1939–1945 гг., М., Воениздат, 1973-82 гг., в 12-ти томах.
  2. Балашов А.И., Рудаков Г.П. История Великой Отечественной войны. – СПб.: Питер, 2006.
  3. Гражданско-патриотическое воспитание (пособие по внеклассной работе), авт.-сост. Усатова Е.В., Волгоград, “Учитель”, 2006 г.
  4. История. Обществознание. Внеклассные мероприятия. 5–11 кл. Авт-сост. Кочергина Л.Л., Волгоград, “Учитель”, 2009 г.
  5. Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов истории (сборник статей под ред. Элиасберг Н.И., Санкт-Петербург, издательство “Союз”, 2004 г.).

Художественная литература:

  1. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга (любое издание).
  2. Быков В. Сотников (любое издание).
  3. Васильев Б. А зори здесь тихие… (любое издание).
  4. Васильев Б. В списках не значился (любое издание).
  5. Шолохов М. Судьба человека (любое издание).
  6. Другие источники – на усмотрение учителя.

Видеофильмы: “Восхождение”, “Судьба человека”, “Маршал Жуков”, “А зори здесь тихие…”, “Аты-баты, шли солдаты…” и другие источники – на усмотрение учителя.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.weltkrieg.ru/
  2. http://1941-1945.at.ua/
  3. http://bigwar.msk.ru/
  4. http://www.pobediteli.ru/
  5. http://world-war.ru/
  6. http://soldat1941.narod.ru/links.html
  7. http://9may.ru/
  8. http://www.podvignaroda.mil.ru