Формирование исследовательской культуры школьников на уроках истории – одна из главных задач, стоящих перед учителем истории, которая требует широкого изучения первоисточников, привлечения архивных данных.
Исследовательский подход в обучении — это путь знакомства обучающихся с методами научного познания, важное средство для формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. К функциям исследовательского подхода в обучении можно отнести: создание условий для воспитания познавательного интереса; создания положительной мотивации учения и образования; формирования глубоких, прочных и действенных знаний; развития интеллектуальной сферы личности; формирования умений и навыков самообразования, то есть формирования способов активной познавательной деятельности; развития познавательной активности и самостоятельности.
В представленном уроке основной целью является подведение обучающихся к пониманию права как совокупности установленных и охраняемых государством правил (законов). Не менее важной целью является создание условий для самостоятельной исследовательской работы обучающихся в группах с историческими источниками в виде древнейшего из дошедших до нас свода законов вавилонского царя Хаммурапи. Пятиклассники путем анализа законов и логических выводов решают главную проблему – о социальном неравенстве шумерского общества и «справедливости» законов царя Хаммурапи.
Урок разработан с учетом нового Федерального Государственного образовательного стандарта, где серьезное внимание уделено вопросу формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.
Конспект урока истории в 5 классе по образовательной системе «Школа-2100», учебник С.В. Колпаков, В.А. Рогожкин, С.В. Тырин История древнего мира 5 класс М., «Баласс», 2004.
Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.
Цели урока:
- Организовать работу по исследованию древнейшего из дошедших до нас свода законов вавилонского царя Хаммурапи. Исследуя и сравнивая отдельные законы царя Хаммурапи проиллюстрировать обучающимся тезис о социальном неравенстве шумерского общества.
- Подвести обучающихся к представлению о праве как о совокупности установленных и охраняемых государством правил (законов), обязательных для исполнения всем населением страны.
- Развивать внимательность на уроке, умение работать в группе, сотрудничать , договариваться, развивать мышление, речь обучающихся, умение анализировать отдельные статьи законов, делать умозаключения.
Формируемые универсальные учебные действия:
- Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе.
- Познавательные УУД: через самостоятельную исследовательскую работу со статьями закона путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему «справедливости» законов царя Хаммурапи.
- Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся (при работе с лентой времени, на этапе первичного закрепления, рефлексии и т.д.)
- Коммуникативные УУН: уметь работать в группе, сотрудничать , договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация.
Дежурный сообщает о готовности детей к уроку.
Дети распределены на три группы, в каждой из которых находятся дети с равномерно распределенным уровнем подготовки.
Настрой на успешную работу, включение в урок.
Закон хорошей учебы:
На уроке не вертитесь и старательно учитесь,
На вопросы отвечайте и пятерки получайте.
II. Актуализация знаний обучающихся:
У.: Ребята, с какой древней страной мы познакомились с вами на прошлом уроке?
Д.: Со страной Междуречье, по-гречески Месопотамия.
У.:Давайте повторим, что мы знаем о Древнем Междуречье.
Группы получают задания:
1-я гр.: Показать эту страну на карте и охарактеризовать ее местоположение и природные условия.
2-я гр.: Составить рассказ (устно) о жизни древнего вавилонянина, используя опорные слова: реки, разлив, потоп, ил, поле, зерно, урожай, насыпи, глина, пальмы, финики, кирпичи, дом.
3-я гр.: Прочитать «Миф о всемирном потопе» и ответить на вопросы:
- Что можно узнать из мифа о жизни людей Междуречья?
- Что, по-вашему, является в мифе выдумкой, а что правдой?
Группы справляются со своими заданиями неплохо.
Разрыв между знанием и незнанием, обсуждение проблемной ситуации.
Все ребята получают листки с заданием – тестом, где им необходимо на скорость (кто быстрее и правильнее) вставить пропущенные слова в предложениях:
Страна под названием Междуречье лежит между двумя реками … и …
В Древнем Междуречье было особое письмо – …
Жителям страны приходилось строить насыпи вдоль рек, чтобы … не смыло … на полях.
Государство возникло более … лет до н.э.
В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …
У.: Смогли ли вы полностью выполнить задание?
Д.: Нет.
У.: Какое предложение осталось незаполненным?
Д.: В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …
У.: Почему не смогли заполнить?
Д.: Мы не знаем, когда правил царь Хаммурапи и что он создал.
III. Постановка цели урока (целеполагание)
У.: И что нам делать?
Д.: Узнать, когда правил Царь Хаммурапи и познакомиться с его деятельностью.
У.: А как мы это узнаем?
Д.: Может быть, прочитаем в учебнике.
IV. Открытие нового знания (работа в группах)
У.: Начнем с того, что отметим на ленте времени даты правления царя Хаммурапи и узнаем сколько лет он правил в Вавилоне. Работаем в тетрадях, а Настя – у доски.
У.: Ребята, Настя правильно справилась с заданием? Верно отметила даты на ленте времени?
Д.: Да.
У.: Ребята, ответьте на вопросы (хронологические задачи) :
- Сколько лет назад началось правление царя Хаммурапи?
Д.: 1792+2011=3803 г. назад начал править царь Хаммурапи.
- Сколько лет правил царь Хаммурапи?
Д.: 1792-1750=42 г. – царь Хаммурапи правил в Вавилоне.
- Какой год предшествует 1792 году и какой идет за ним?
Д.: 1793 г. до н.э. – предшествует; 1791 г. до н.э. – следующий за 1792 г.
У.: Молодцы! Вы верно справились с заданиями. А теперь давайте все подумаем и ответим на вопрос: Что такое закон? Существуют ли в современной жизни законы?
Д.: Законы – это правила поведения. Законы есть у всех стран.
У.: Выполняете ли вы какие-то правила поведения, нормы?
Д.: Да, например, правила поведения в школе, на улице и другие.
У.: А как вы думаете, были ли законы в Древнем Вавилоне?
Д.: Наверное, уже были.
У.: Вы правы, царь Хаммурапи составил первые в древности законы и они были высечены на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится в музее, давайте посмотрим рис. на с.64 учебника. Что мы видим?
Д.: Мы видим изображение на камне, где Бог Шамаш вручает царю жезл – знак власти.
У.: Да, царь Хаммурапи считал себя самым справедливым из царей а свои законы – самыми справедливыми.
И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи.
(исследовательская работа в группах с документами «Из законов царя Хаммурапи»):
1-я гр. – документ 1:
«(п. 1) Если человек клятвенно обвинил кого-то в убийстве, но не доказал это, то обвинитель должен быть наказан…
(п. 3) Если человек выступил в суде для лжесвидетельства, то человек этот должен быть наказан…
(п. 5) Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом.»
Вопросы к документу 1:
- Придумайте заголовок для первого параграфа закона. Как вы думаете, почему именно с него начинает свои законы царь Хаммурапи?
- какие требования предъявлялись к судье? Какими качествами должен обладать судья?
2-я гр. – документ 2:
«(п. 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил его, то лекарю нужно отрубить кисти рук…
(п. 237) Если человек нанял лодочника и лодку и нагрузил её товарами, а этот лодочник потопил судно и погубил всё, что в нём было, то лодочник должен всё возместить…
(п. 239) Если строитель построил дом, а он рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.»
Вопросы к документу 2:
- Сделайте вывод об уровне развития медицины в древнем Вавилоне.
- Какие сведения о занятиях жителей древнего Вавилона вы получили из документа 2?
- Применялись ли в Вавилонском царстве тяжелые наказания?
3-я гр. – документ 3:
«(п. 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо раба, то он должен заплатить штраф. Если ему нечем платить, то он должен быть казнен…
(п. 117) Если человек за долги продал в рабство свою жену, сына, дочь, то они должны быть в рабстве три года, а на четвертый их отпустят на свободу…
(п. 282) Если раб сказал своему господину «Ты – не мой господин», то господин должен доказать, что это его раб, а затем он может отрезать рабу ухо.»
Вопросы к документу 3:
- Кого в древнем Вавилоне могли назвать рабом?
- Какими путями можно было попасть в рабство?
- Каково было положение рабов в древнем Вавилоне?
Обучающие достаточно хорошо справляются с данной работой и отвечают на вопросы, ответы на которые они нашли в документах.
V. Первичное закрепление.
Ребята открывают тетради и самостоятельно выполняют задание, используя данные исторического документа на с. 64 учебника, а именно выписывают законы царя Хаммурапи в таблицу.
При этом дети должны решить какие из законов справедливые на их взгляд, а какие несправедливые:
Справедливые законы | Несправедливые законы |
После выполнения работы, дети вслух проговаривают полученные результаты в таблице. Взаимопроверка, обсуждение, не все законы ребята посчитали справедливыми, некоторые очень жесткими, даже жестокими, с их точки зрения.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
У.: А сейчас ребята выполните самостоятельно тестирование по изученному материалу.
Тесты:
-
За кражу раба человека
а) наказывали штрафом;
б) заключали в тюрьму;
в) убивали. -
За неуплату долга человек
а) наказывался плетью;
б) отдавал в рабство детей;
в) подвергался смертной казни. -
За убийство чужого раба убийцу
а) изгоняли из страны;
б) заставляли отдать раба;
в) убивали. -
За оскорбление вельможи или жреца обидчика
а) заключали в тюрьму;
б) наказывали плетью;
в) казнили.
Дети выполняют работу на листках и затем проверяют в классе методом взаимопроверки.
VII. Информация о домашнем задании.
Дети записывают в дневники: п.14 с61-64, прочитать, пересказать, ответить на вопросы.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У.: Ребята, какую цель мы поставили с вами сегодня на уроке? Достигли мы этой цели? Что узнали на уроке нового?
Затем обучающиеся вместе с учителем выставляют оценки за работу на уроке с комментированием. Выставление оценок в дневник.
Рефлексия:
- Что понравилось на уроке ...
- Что было трудно ...
- Что хотелось бы ...
Всем спасибо за работу!