Биология
-
Интегрированный урок по биологии и географии на тему: "Гидросфера как среда обитания водорослей" 2005
Интегрированный урок на тему "Гидросфера, как среда обитания водорослей" преследует следующие цели: учить детей самостоятельно добывать знания; развивать интерес к предметам естественно- научного цикла; воспитывать навыки групповой и индивидуальной работы; развивать умения применять полученные знания на практике. На уроке применяются разные формы работы, что способствует целостному восприятию мира и системности мышления.
-
Урок биологии по теме: "Способы опыления у покрытосеменных растений"в 6-м классе 2005
При изучении учащиеся знакомятся с процессом опыления, видами опыления, признаками приспособленности растений к различным способам опыления. С целью активизации познавательной деятельности учащихся, используются: работа с учебником, групповая и индивидуальная самостоятельная работа учащихся, игровые моменты. Учащиеся узнают о практическом применении знаний по данной теме. Игра способствует развитию чувства коллективизма и ответственности, создает ситуацию успеха у детей,
-
Сады и парки Ульяновска – Симбирска 2005
В данном сборнике, подготовленном при участии хороших специалистов, дается описание 75 охраняемых объектов (в основном, памятников природы). Они, как правило, занимают небольшую площадь, но их научная ценность очень высока, так как это наиболее хорошо сохранившиеся островки естественной природы.
-
Интегрированный урок (биология + литература) по теме: "Кто есть хищники? Что есть хищничество?" 2005
Основная цель уроков по биоэтике - соединить научные знания с эмоциональным восприятием окружающего мира, создать культ живого. Наиболее удачно это реализуется через интеграцию таких учебных предметов, как биология и литература. Цикл включает уроки:"Скопление чудных тварей, или суд над насекомыми", "Кто есть хищники? Что есть хищничество?" "Карнавал животных", "Человек - вершина эволюции или эволюционный тупик?". Эти уроки учат детей доброте, милосердию, осознанию себя частью природы.
-
О профилированном преподавании химии в профессиональном лицее 2005
Целью данной работы является создание профилированного курса химии для учащихся, обучающихся по профессиям "портной-закройщик" и "парикмахер" на базе основного образования.
-
Спирты и вещества сухой перегонки табака. Их значение в жизни человека 2005
Интегрированный урок по теме «Спирты и вещества сухой перегонки табака. Их значение в жизни человека». Бинарный урок по биологии и химии с элементами ролевой игры и использованием модуля. Рекомендуется проводить урок в 9 классе. Тема актуальна. Учащиеся с интересом выполняют предложенные задания
-
Здоровье человека и окружающая среда (программа курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки учащихся) 2005
Цель курса в формировании экологической культуры учащихся, которая включает ответственное отношение к общественному и личному здоровью, к окружающей природной среде. Курс расширяет знания учащихся о здоровье, факторах, на него влияющих, способах его укрепления и сохранения, развивает умения и навыки по овладению простейшими приемами исследования здоровья и окружающей среды, самонаблюдению, способствует применению полученных знаний для создания оптимального режима труда и отдыха. Применение знаний, полученных при изучении курса, должно способствовать предупреждению заболеваний и укреплению здоровья.
-
Урок-исследование "Особенности скелета человека" 2005
Задачи урока: продолжить формирование навыков групповой работы; развить умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы; через обсуждение работы в группах подвести учащихся к выводу о роли социальных факторов антропогенеза.
-
Интегрированный урок по физике (биологии, экологии). "Глаз. Особенности зрения человека" 2005
Материал может быть использован как в 8-м классе (но с необходимым расширением биологического аспекта), так и в курсе 11 класса (с расширением материала из "Геометрической оптики"). На основе этого материала можно выстроить информационно- исследовательский проект. Интересны могут быть версии учеников по интеллектуальным заданиям. Имеются так же рекомендации по сохранению зрения и глазная гимнастика.
-
Научная ученическая конференция как интегрированная форма занятия по развитию экологического мышления 2005
Конференция является одним из самых познавательных, интересных, а главное эффективных методов формирования экологического мышления. Предлагаемый вариант проходит в виде деловой игры, в которой учащиеся выступают в роли экологов, врачей, ученых-атомщиков, представителей культуры и журналистов. Это яркое интегрированное мероприятие для недели экологии в школе.
-
Урок по теме: "Пищеварение в ротовой полости" 2005
В ротовой полости начинается первичная механическая и химическая обработка пищи: размельчение при жевании, смачивание слюной и формирование ее в пищевой комок, который затем в результате глотания поступает в пищевод и далее - в желудок. Слюна, секретируемая слюнными железами, представляет собой слабощелочную жидкость, содержащую ферменты, неорганические соли, белок и муцин. Пищеварение в ротовой полости связано, главным образом, с расщеплением углеводов. Фермент амилаза гидролизует крахмал до мальтозы, которую затем мальтаза превращает в глюкозу. В незначительных количествах в слюне содержатся и протеолитические ферменты, расщепляющие белки. Переваривание углеводов под влиянием ферментов слюны продолжается внутри пищевого комка и в желудке, до тех пор, пока соляная кислота желудочного сока не дезактивирует эти ферменты. Значимость данной темы для учащихся медицинских профильных классов очевидна.
-
Рекомендации по применению модульной технологии на уроках биологии в 7–9-х классах 2005
Модульная технология - это личностно-ориентированная технология, где в центре внимания учителя познавательная деятельность ученика, а учитель выступает в роли организатора самостоятельной, активной, познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Профессиональные умения учителя направляются не столько на контроль знаний, умений, навыков учащихся, сколько на диагностику их деятельности с целью коррекции знаний. Рекомендую использовать модульную технологию на различных типах уроков, особенно на уроках обобщения и контроля знаний.
-
Внеклассное метоприятие по биологии. Лицейский вечер "Удивительный мир цветов" 2005
Данную встречу можно провести среди учащихся 6-8 классов как внеклассное мероприятие на Неделе биологии или как занимательный час в биологическом кружке, а также как классный час. Это мероприятие может способствовать развитию у ребят интереса к миру цветов, к живой природе, внимательному и бережному отношению к ней. Встреча рассчитана на 60 минут.
-
Урок биологии для 6-го класса в разделе "Жизнь растений". Тема: "Главная тайна сосны" 2005
Предложенная форма урока позволяет доступно и просто объяснить сложную для восприятия шестиклассников тему “Размножение голосеменных” и обеспечивает высокое качество усвоения этого материала.
-
Урок биологии на тему: "Питание животных" 2005
Вопросы, рассмотренные на уроке на тему “ Питание животных”, расширяют знания учащихся о питании всех живых организмов.
-
Курить — здоровью вредить?! 2005
Задача урока - разобраться, действительно ли курить - здоровью вредить. Учащиеся выясняют, каким образом никотин воздействует на организм человека, и к каким последствиям это может привести.
-
Урок биологии для 8-х классов: "Многообразие рыб. Хозяйственное значение рыб. Охрана рыб" 2005
Урок - конференция по обобщению многообразия рыб, способствующий закреплению изученного материала, практическому значению и охране рыб.
-
Урок "Ткани растений и их виды" 2005
На примере этого урока я показала, как можно по-новому работать с тестом. При работе с тестом идет знакомство с новым учебным материалом. Дети учатся анализировать ответы теста, сравнивать их и находить правильные. Такая работа с тестом, с моей точки зрения, позволяет ребенку, при виде незнакомого теста, не растеряться, а найти правильные ответы. При такой систематической работе с тестами и по другим темам можно увидеть, что при анализе ответов вытаскивается на свет огромное количество биологического материала, идет более глубокое познание биологии.
-
Мысленный эксперимент как средство развития учебно-интеллектуальных умений 2005
Мысленный эксперимент в преподавании служит средством словесно-логической наглядности; обеспечивает усвоение процессов мышления, связанных с познанием нового; позволяет составить учебную программу исследования на основе различных подходов в целях развития интеллектуальных качеств личности: алгоритм упорядочивает действие, способствует его логике и последовательности, проблемность активизирует мыслительные и эмоциональные процессы и т.д. Приведен пример занятия с использованием мысленного эксперимента по выявлению закономерностей наследования признаков.
-
Игровой урок "Счастливый случай" по теме: "Цветковые растения" 2005
Игровая деятельность может иметь решающее значение для успешности усвоения нового материала. Обстановка игры, непринужденное общение, возможность показать и утвердить себя в коллективе - все это повышает роль эмоционального фактора. Благодаря этому легко воспроизводятся знания, которые были приобретены ранее, без специальных усилий усваиваются новые.
-
Обобщающий урок-игра по биологии. Тема: "Органы пищеварения" 2005
В статье представлена разработка обобщающего урока по биологии в 8 классе по теме: "Органы пищеварения". Урок проводится в форме игры "В гостях у телепередач". Учащиеся в ходе игры выполняют разнообразные задания следующих телепередач: "Счастливый случай", "Что? Где? Когда ", "Звездный час", "Смак", "Поле чудес", "Маски".
-
Урок-игра "Покорение вершины". Обобщающий урок в 8-м классе по теме: "Класс птицы" 2005
Урок в игровой форме закрепляет знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности птиц различных экологических групп. Урок используется для проверки знаний по теме "Класс птицы".
-
Самостоятельная работа по биологии. Экология 2005
Самостоятельная работа по биологии. Экология. Характерной особенностью работы современной школы является развитие самостоятельности учащихся. Практика показывает, что наиболее успешно сформировать умение самостоятельно накапливать знания, мыслить и действовать не по шаблону можно только в процессе учебной и практической деятельности. Содержание школьного курса биологии дает больше возможности для использования разнообразных самостоятельных работ учащихся. Но это совсем не значит, что ученики должны обязательно выполнять их в каждой теме по всем вопросам. Успех обучения означает не только количество выполненных самостоятельных работ, сколько их система и количество.
-
Урок по теме: "Наше питание" 2005
Данный урок проводится в форме путешествия не для того чтобы развлечь учащихся, а для того чтобы возбудить интерес к предмету. Этот материал можно использовать на уроках природоведения в начальных классах, при проведении факультативных занятий «Здоровый образ жизни».
-
Формирование целостного образа Природы как основа мировосприятия в развитии ребенка 2005
Как воспитывать и развивать интерес к таинственному Миру Природы? Как научить понимать закономерности развития окружающего мира, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами природы, осознавать, что человек - это малая часть этого мира? Как обучить ребят на основе приемственного развития основных биологических понятий, теорий, идей? Поэтому я как учитель биологии ставлю перед собой важную проблему: "Развитие личности ребенка через формирование гармоничных взаимоотношений с природой. Познание ее закономерностей и причинно-следственных связей, опираясь на опыт и идеи ребят, создавая совершенные работы через совершенство мысли."
-
Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи 2005
B нашей школе на протяжении уже нескольких лет успешно решается проблема формирования общих учебных умений (ОУУ). Созданы методические пособия "Камертон" для учителей и "Кристалл" для учеников, в которых содержится теоретический материал и практические рекомендации по работе над основными учебными умениями. В школе имеется программа формирования умений по каждой параллели, регулярно проводится диагностика учащихся, тренинговые и коррекционные занятия.
-
Знакомство с загадочным миром шляпочных грибов 2005
На уроке дети знакомятся с загадочным миром шляпочных грибов, с историей зарождения микологии, понятием о строении и особенностях шляпочных грибов, их значением в природе и жизни человека. Показывается многообразие и особенности грибов. Учащиеся знакомятся с правилами употребления грибов в пищу, учатся распознавать съедобные и ядовитые грибы, оказывать первую помощь при отравлениях грибами.
-
Урок биологии по теме: "Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний" 2005
Содержание учебного материала актуально на современном этапе. Большой поток информации по данной тематике поступает через СМИ, но не все воспринимают ее с повышенным интересом. В связи с этим формы и методы выбраны с учетом доступности восприятия и побуждения интереса, для отражения связи теории с практикой (анализ конкретных ситуаций, ролевая игра, самостоятельная работа учащихся).
-
Открытый урок по биологии на тему: "Нервная система рыб. Размножение и развитие рыб" 2005
На уроке производится контроль знаний по темам: Особенности внешнего строения, Скелет, мышцы и внутреннее строение речного окуня. При этом используются разноуровневые карточки - опросники и тестовые задания на компьютере с немедленной обработкой материалов. При изучении нового материала - Нервная система рыб, Размножение и развитие рыб - используются стандартные методы и применяются компьютерные технологии (демонстрация презентаций, созданных в программе Microsoft Power Point). Это способствует лучшему усвоению материала учащимися и развивает интерес к предмету.
-
Познавательное мероприятие "Цветы — живая красота Земли" 2005
Данное мероприятие является итоговым и завершает цикл внеклассных мероприятий и занятий кружков юннатского направления по теме "Цветоводство" (как в школе, так и во внешкольной организации в период весенних каникул); способствует развитию любви и бережного отношения к природе; экологической этики. В процессе подготовки праздника рекомендую организовать выставку "Сказочный цветник", где представлены цветочные культуры (выращенные силами детей, педагогов и родителей), экспонаты которой (по согласованию с авторами) могут быть использованы в качестве подарков активным участникам мероприятия.