Методические рекомендации к практическим занятиям по возрастной анатомии, физиологии, гигиене для педагогических училищ.
Учебный план специальности 0312 “Преподавание в начальных классах” предусматривает выделение часов на проведение практических занятий по курсу возрастной анатомии, физиологии, гигиене. Предлагаемые вашему вниманию практические работы выполняются после изучения соответствующих тем раздела “Гигиеническая организация деятельности детей”. Основная цель этих занятий - формирование у будущих учителей умений и навыков эффективной организации учебного процесса в соответствии с гигиеническими требованиями, создания оптимальных условий внешней среды для учебного процесса, грамотной организации досуга, сохранения здоровья и предупреждения заболеваний при различных видах деятельности.
Практическая работа
“Анализ режима дня детей младшего школьного
возраста”
Теоретическая часть:
Режим дня школьников включает следующие обязательные элементы:
- учебные занятия в школе и дома;
- отдых с максимальным пребыванием на воздухе;
- регулярное питание;
- достаточный сон;
- свободное время, занятия по интересам ребенка.
При построении режима дня учащихся учитывают особенности функционирования нервной системы: высокий уровень функционирования коры больших полушарий в утренние и дневные часы, снижение его после обеда, падение в вечерние часы. Работоспособность школьников в течение дня имеет два подъема, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: в 8-12 ч. и в 16-18 ч. При этом первый подъем работоспособности выше и продолжительнее первого.
В соответствии с периодами повышения и спада интенсивности физиологических функций должен строиться режим дня школьников. Учебные занятия в школе регламентируются учебным планом. Домашние учебные занятия должны проводиться после обеда и продолжительного отдыха и по времени совпадать с повышением работоспособности. Учащимся второй смены целесообразно готовить уроки после утреннего завтрака.
Работоспособность повышается, если учащиеся приступают к домашним заданиям после 1,5-2 -часового пребывания на свежем воздухе.
Гигиенически допустима следующая продолжительность домашних заданий: в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 ч; во 2-м классе - до 1,5 ч; в 3 - 4-х классах - до 2 ч.
Время перед началом приготовления домашних заданий, после их выполнения рекомендуется проводить на открытом воздухе. Общая продолжительность прогулки должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 часов.
Свободное время учащиеся используют сообразно своим интересам, для чего предусматривается специальное время: для школьников младшего возраста - 1 - 1,5 ч в день. Свободное время целесообразно предоставлять после приготовления заданий, в период спада работоспособности. Не следует сочетать с выполнением домашних заданий такие занятия как чтение художественной литературы, игра на компьютере, просмотр телепередач. Это обусловлено развитием выраженного утомления у детей.
Продолжительность сна у детей младшего школьного возраста составляет 11-10 часов. Для детей ослабленных, часто болеющих целесообразно организовать дневной сон в послеобеденное время.
В режиме дня следует так же предусмотреть достаточное время для самообслуживания (прием пищи, туалет, гимнастика). Общая продолжительность времени, затрачиваемого на личное самообслуживание, составляет в среднем 2 часа в день.
Режим питания для школьников организуется с учетом занятий в первую и вторую смены. Для занимающихся в первую смену: первый завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе, обед по возвращении из школы, ужин. Для учащихся второй смены: первый завтрак, обед перед уходом в школу, полдник в школе, ужин.
Задание:
Проанализируйте режим дня школьника (предлагается несколько вариантов готовых режимов дня для детей разных возрастов, обучающихся в 1 и 2 смены).
Режим дня школьника 9-10 лет
Режимные моменты |
Часы суток |
Пробуждение и подъем | 7.00 |
Утренняя гимнастика, туалет, уборка постели | 7.00-7.30 |
Завтрак | 7.30-8.00 |
Дорога в школу | 8.00-8.30 |
Учебные занятия в школе, завтрак на большой перемене, внеклассные занятия | 8.30-12.30 |
Дорога из школы | 12.30-13.00 |
Обед | 13.00-13.30 |
Послеобеденный отдых (сон) или свободные занятия (чтение, просмотр телепередач, компьютерные игры) | 13.30-14.30 |
Учебные занятия - приготовление домашних заданий | 14.30-15.30 |
Прогулка | 15.30-17.30 |
Свободные занятия | 17.30-20.00 |
Ужин | 20.00 |
Свободные занятия | 20.00-21.00 |
Приготовление ко сну | 21.00-21.30 |
Сон | 21.30-7.00 |
Вопросы для анализа:
- Какие элементы предусматриваются в режиме дня данной возрастной группы? Все ли необходимые элементы имеются?
- Подсчитайте продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, сна, свободных занятий, самообслуживания. Соответствует ли она возрасту?
- Соответствует ли распределение различных видов деятельности по времени динамике работоспособности школьника?
- Предусмотрено ли рациональное чередование различных видов деятельности?
- Соблюдены ли требования к режиму питания?
Сделайте общий вывод о соответствии режима дня гигиеническим требованиям.
"Гигиеническая оценка расписания уроков в начальной школе"
Теоретическая часть:
Расписание уроков должно соответствовать учебному плану по количеству еженедельных уроков.
Примерный учебный план основных общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
||||||
I |
II |
III |
I |
II |
III |
IV |
|
Русский язык |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Литература |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Математика |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Окружающий мир, природоведение |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Технология (труд) |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Обязательные занятия по выбору, факультативы |
5 |
5 |
4 |
2 |
5 |
4 |
4 |
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося при 6-дневной учебной неделе |
25 |
25 |
25 |
22 |
25 |
25 |
25 |
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося при 5-дневной учебной неделе |
22 |
22 |
22 |
20 |
22 |
22 |
22 |
При составлении расписания необходимо учитывать динамику работоспособности школьников в сочетании с трудностью предметов.
Умственная работоспособность учащихся неодинакова в разные дни недели. В понедельник происходит постепенное включение школьников в учебную деятельность, поэтому их работоспособность в этот день низкая. Во вторник работоспособность увеличивается и достигает максимального уровня. В среду у младших школьников наблюдается значительное снижение работоспособности, а в четверг она несколько увеличивается, т.к. бессознательно, не умея волевым усилием преодолеть начальные стадии утомления, школьники отдохнули за среду. В субботу работоспособность самая низкая.
В связи с этим распределение учебной нагрузки должно строиться таким образом, чтобы наибольший объем приходился на вторник и четверг. На эти дни в расписание должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Среда должна быть несколько облегченным днем.
Установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках.
При составлении расписания уроков необходимо предусмотреть их чередование по сложности, по характеру материала, по умственной и физической направленности. Например, можно поставить рядом два достаточно сложных предмета, таких, например, как математика и иностранный язык, поскольку характер материала у них различный, но ставить рядом однотипные русский язык и литературу не рекомендуется. Хорошо зарекомендовала себя практика “перебивки” сложных уроков относительно простыми, такими как физкультура, труд, музыка, рисование. Поэтому эти уроки не рекомендуется ставить ни первыми, ни последними. Желательно избегать сдвоенных уроков по одному предмету.
Для гигиенической оценки школьного расписания пользуются шкалами трудности предметов. При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах.
Шкала трудности предметов для младших школьников (Агарков В.И., 1986)
Предмет |
Количество баллов |
Математика, русский язык | 8 |
Русский (национальный) язык | 7 |
Природоведение | 6 |
Русская (национальная) литература | 5 |
История | 4 |
Рисование и музыка | 3 |
Труд | 2 |
Физическая культура | 1 |
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и четверг, в то время как среда была бы несколько облегченным днем. Расписание составлено неправильно, если наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.
Задание 1. Составьте недельное расписание уроков одного из классов начальной школы, рационально распределяя учебную нагрузку. Обменяйтесь с сокурсником своими вариантами составленных расписаний.
Задание 2. Дайте анализ расписания уроков одного из классов начальной школы на соответствие гигиеническим требованиям.
Вопросы для анализа:
- Подсчитайте количество уроков по учебным предметам, предусмотренных в расписании. Соответствует ли недельная нагрузка учебному плану?
- Пользуясь шкалой трудности предметов, подсчитайте в баллах нагрузку в каждый день недели. Начертите график, где по горизонтали отметьте дни недели, по вертикали - величину нагрузки. Сделайте вывод: соответствует ли расписание динамике недельной работоспособности.
- На каких уроках проводятся основные предметы? Соответствует ли это гигиеническим требованиям?
- Какими уроками поставлены физкультура, труд, рисование, музыка? Реализуется ли в расписании принцип чередования уроков по сложности, по умственной и физической направленности?
- Предусмотрено ли чередование уроков по сложности и характеру материала?
- Применяются ли сдвоенные уроки?
Сделайте общий вывод о соответствии расписания уроков гигиеническим требованиям.
Практическая работа
“Гигиеническая оценка мебели и ее размещения в
учебном классе”
Теоретическая часть:
Основная школьная мебель (парты, столы и стулья ученические) имеет различные размеры, зависящие от показателей длины тела детей. Для учащихся школ выпускается мебель 6 групп.
Размеры школьной мебели и ее маркировка.
Группа мебели по ГОСТам 11015-93; 11016-93 | Группа роста (мм) | Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику (мм) | Цвет маркировки | Высота над полом переднего края сиденья (мм) |
1 |
1000-1150 | 460 |
Оранжевый | 260 |
2 |
1150-1300 | 520 |
Фиолетовый | 300 |
3 |
1300-1450 | 580 |
Желтый | 340 |
4 |
1450-1600 | 640 |
Красный | 380 |
5 |
1600-1750 | 700 |
Зеленый | 420 |
6 |
Выше 1750 | 760 |
голубой | 460 |
Мебель должна иметь цифровую и цветовую маркировку. Цветовая маркировка должна быть видна со стороны прохода между рядами. Ее наносят на обеих сторонах стола, стула в виде круга диаметром 22 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм.
Для определения необходимой ученику группы мебели рекомендуется цветная мерная линейка, на которой соответственно группам мебели наносятся цветные полосы:
Цвет |
Высота от пола (мм) |
Оранжевый |
от1000 до1150 |
Фиолетовый |
от 1150 до1300 |
Желтый |
от 1300 до1450 |
Красный |
от 1450 до1600 |
Зеленый |
от 1600 до1750 |
голубой |
более 1750 |
По этой линейке можно легко определить маркировочный цвет необходимой мебели.
Если мебель не имеет фабричной маркировки, ее надо провести самостоятельно. Для этого с помощью сантиметровой ленты или рулетки измеряют основные размеры парты или стола и стула и сравнивают полученные данные с соответствующим ГОСТом.
В каждом классе следует иметь парты или столы и стулья 2-3 групп, в зависимости от потребности.
Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния:
- между рядами двухместных столов - не менее 60 см;
- между рядами столов и наружной продольной стеной - не менее 50-70 см;
- между рядами столов и внутренней продольной стеной или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50-70 см;
- от последних столов до стены противоположной классной доске - не менее 70 см, от задней стены, являющейся наружной - не менее 100 см;
- от первой парты до учебной доски - 240- 270 см;
- наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски - 860 см;
- высота нижнего края учебной доски над полом - 80 -90 см.
Задание 1:
- Определите по маркировке, мебель каких групп имеется в классе.
- Определите группы мебели, проведя соответствующие измерения с помощью рулетки.
- Определите группу мебели, соответствующей вашему росту по цветной мерной линейке.
- Полученные данные запишите в таблицу:
1. Группа столов по маркировке | |
2. Группа стульев по маркировке | |
3. Группа столов, полученная в результате измерений | |
4. Группа стульев, полученная в результате измерений | |
5. Группа мебели, соответствующая вашему росту. |
Ответьте на следующие вопросы:
- Соответствует ли маркировка мебели группе, полученной в результате измерений?
- Соответствуют ли группы столов и стульев друг другу?
- Имеется ли в классе мебель, соответствующая вашему росту?
- Сколько групп мебели имеется в классе? Соответствует ли гигиеническим требованиям их расположение?
Задание 2:
С помощью рулетки проведите измерения проходов и расстояний между предметами оборудования в классе. Сравните полученные данные с гигиеническими нормами. Результаты исследования оформите в виде таблицы:
Параметры |
Гигиенические нормы |
Результаты измерений |
Отметка о соответствии |
Между рядами двухместных столов | |||
Между рядами столов и внутренней продольной стеной или шкафами, стоящими вдоль этой стены | |||
Между рядами столов и наружной продольной стеной | |||
От последних столов до стены, противоположной классной доске | |||
От первой парты до учебной доски | |||
От последней парты до учебной доски | |||
Высота нижнего края учебной доски над полом |
Сделайте общий вывод о соответствии мебели и ее размещения в учебном классе гигиеническим требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях.
Литература:
1. В.Р. Кучма, Гигиена детей и подростков: Учебник. - М.: Медицина, 2001.
2. Санитарные нормы для школ и дошкольных учреждений. - М.: ООО “Издательство АСТ”, 2002 г.