Цель: Интерактивным методом научить выводить правильно особенности строения того или иного органа пищеварительной системы птиц в зависимости от функции органа и вида корма.
Задачи:
Образовательные:
- выяснить, каким образом пищеварительная система у птиц связана с их образом жизни;
- осуществить межпредметную связь с ботаникой;
- показать, что при общем плане строения имеются и специфические особенности у различных видов, связанные с местом их обитания, способом питания и кормом.
Развивающие:
- развить умение строить схемы и самостоятельно работать с новой информацией;
- развить и закрепить понятия: “зоб”, “железистый” и “мускульный (мускулистый) желудок”, “подъязычный мешок”.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к птицам;
- воспитать бережное отношение к растениям как к корму для птиц.
Оборудование:
- таблицы внутреннего строения птицы – пищеварительная система, плакаты (карточки) задания по некоторым особенностям строения системы пищеварения, картинки (рисунки, фотографии) птиц, из которых надо делать выбор для примеров;
- таздаточный материал: карточки с заданием и рисунки, фотографии птиц.
Конспект урока
Мы с Вами на прошлом уроке начали обсуждение внутреннего строения птиц. Заполнили таблицу по строению скелета и увидели, что скелет имеет у птиц большое значение. Он является и опорой, и основой тела. Вопрос: чем еще является скелет, для чего он служит? (Местом прикрепления мышц, способствует передвижению в пространстве, движению туловища и головы.)
Также мы с Вами обсудили и особенности мускулатуры. Сказали, что мышцы разделены на сегменты, но это сегментарное деление отличается от деления мышц на сегменты у кольчатых червей. Там мы говорили о делении всего тела на одинаковые и практически полноправные части, здесь же мы говорим, что это более прогрессивное деление. (Можно сказать, как сегментация мышц шла в эволюции дальше). Здесь сегменты представлены мышечными тяжами. Дифференциация мышц у птиц очень высокая и функционально они имеют различное значение. Мы говорили, что самые большие мышцы это большие грудные, все же остальные имеют значительно меньшие размеры. Мышцы принимают участие (вопрос: В каких движениях?) в движениях головы, туловища, в дыхании, в полете и в передвижении по земле...
Сегодня мы с Вами будем говорить о системе, которая обеспечивает существование любого живого организма – пищеварительной системе.
На доске (или на партах) перед Вами написано задание, которое сначала Вам предстоит выполнить самостоятельно, а затем мы проверим вместе, что у Вас получилось.
Итак:
Тема: Пищеварительная система птиц
- Записать в тетрадь последовательно через стрелочки все органы системы пищеварения у птиц в классическом варианте.
- Выполнить последовательно в тетради рисунки с плакатов и ответить на вопросы к ним.
- Сделать вывод, ответив на вопрос: зачем нужны все эти приспособленности системы пищеварения птицами?
Также на доске перед Вами шесть плакатов с рисунками (см. Приложение 1).
- На 1-ом – представлен язык, основание которого располагается у затылочной мышцы. Какой птице он принадлежит?
- На 2-ом – представлена голова птицы, у которой в мешке располагаются небольшого размера орехи. Как может называться это приспособление (если оно аналогично приспособлению у хомяков, где они хранят зерна, за щеками)? У какой птицы (или птиц) оно есть?
- На 3-ем – продвигаемся по пищеварительной системе. Это образование является временным, в нем могут у одной птицы помещаться до 10 желудей. Что это такое за образование? И какой птице оно может принадлежать?
- На 4-ом – постоянное образование, здесь идет частичное переваривание пищи, и оно принимает у некоторых птиц большое участие в выкармливании птенцов. Как называется это расширение (мы с ним уже знакомы)? У каких птиц оно есть?
- На 5-ом – один из важнейших органов пищеварительной системы. Здесь надо расшифровать цифры, назвать сам орган и написать, птицам, питающимся каким кормом, оно принадлежит.
- На 6-ом рисунке – аналогичный орган, но с некоторыми изменениями. Точно так же надо расшифровать все цифры, и написать, каким кормом питаются птицы, у которых оно имеет такой вид.
- На 7-ом плакате (см. Приложение 2) дан список и рисунки птиц, из которого надо выбрать названия птиц к плакатам с 1 по 6. Здесь представлены следующие птицы: воробей, ласточка, голубь, кедровка, скворец, курица, сойка, филин, ворона, дятел.
И вопрос. Какое может быть еще приспособление у птиц для лучшего переваривания растительной пищи (например, у голубя)?
Все понятно? Тогда приступайте к работе. В Вашем распоряжении плакаты (раздаточный материал), задание на доске и учебник.
За 5-7 минут до звонка проверяем.
- На 1 рисунке – представлен язык дятла.
- На 2 – изображен подъязычный (защечный) мешок, в данном случае изображена голова кедровки, но это приспособление есть еще и у пеликана.
- На 3-ем – изображено расширение пищевода и поскольку там находятся желуди, то оно принадлежит сойке.
- На 4-ом – изображен зоб. Зоб встречается у куриных, например, у голубя.
- На 5-ом и 6-ом – изображены желудки:
5 рисунок |
6 рисунок |
1. Мускульный желудок | 1. Пищевод |
2. Кишечник | 2. Железистый желудок |
3. Железистый желудок | 3. Мускульный желудок |
4. Тонкий слой мышц | 4. Кишечник |
5. Пищевод | 5. Толстый слой мышц |
У птиц питающихся животным кормом: ласточка, филин | У птиц питающихся зернами, семенами: воробей, голубь. |
Ответ на вопрос с плаката: Многие птицы так же заглатывают некрупные камешки, которые играют роль жерновов, перетирающих пищу, и они называются гастролиты (голуби, куриные).
Вывод. Поскольку у птиц очень высокая активность и высокий обмен веществ, то им необходимо очень хорошо переваривать пищу и довольно в большом количестве, для поддержания постоянного баланса энергии.
Молодцы, очень хорошо сегодня поработали. Выставление отметок за ответы в начале урока и при проверке заданий в конце урока. Домашние задание: соответствующий параграф, записи в тетради, нарисовать, написать строение сердца.
В качестве дополнительной литературы можно использовать статьи из журнала “Юный натуралист”.
Технологическая карта
Пищеварительная система у класса "Птицы".
Цели и задачи. Выяснить, каким образом пищеварительная система у птиц связана с их образом жизни. Показать что, при общем плане строения имеются и специфические особенности у различных видов, связанные с местом их обитания, способом питания и кормом. Осуществить связь с ботаникой и напомнить, что птицы способствуют расселению растений. Вспомнить еще раз о бережном отношении к природе. Развить и закрепить понятия: о железистом и мускульном желудках (мускулистый, мышечный), подъязычном мешке.
Задание.
- Записать в тетрадь тему урока.
- Записать в тетради последовательно (в виде схемы, через стрелочку) все органы системы пищеварения в классическом варианте (для любой птицы) (в скобках указывается информация в учебнике, страницы или параграфы к которым учащиеся могут обратиться).
- Выполнить в тетради рисунки и ответить на вопросы к ним, пользуясь при этом списком птиц и литературой:
- Вопрос к I рисунку. Основание языка находится у ушей. У какой птицы самый длинный язык?
- Вопрос ко II рисунку. Как может называться это приспособление пищеварительной системы? Какой птице оно может принадлежать?
- Вопрос к III рисунку. Какой это орган пищеварительной системы? У какой птицы он имеет такой вид?
- Вопрос к IV рисунку. Как называется это расширение пищеварительной системы? У каких птиц оно может быть? Для чего оно служит?
- Вопрос к V и VI рисункам. Какой это орган системы пищеварения птиц? Расшифруйте обозначения на рисунке (цифры). У каких птиц он может быть таким и с чем это связано?
- Ответьте на вопрос: Какое дополнительное приспособление для лучшего пищеварения есть у голубя и некоторых других птиц?
- Сделайте вывод, ответив на вопрос: Зачем нужны все эти приспособления пищеварительной системы птицам?
СПИСОК ПТИЦ
- Воробей
- Ласточка
- Голубь
- Кедровка
- Скворец
- Курица
- Сойка
- Филин
- Ворона
- Дятел
- Зерноядные
- Растительноядные
- Хищные
- Падальщики
- Биология: Животные: Учебниик для 7-8 кл. сред. Шк./ Быховский Б.Е., Козлова Е.В., Мончадский А.С. и др.; под ред. Козлова М.А. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 1990 (или другое издание) § 55 – внутреннее строение, §§ 59,60,63 – многообразие.
- Быховский Б.Е., Дольник В.Р., Козлов М.А. Биология: Животные. Учебник для 7-8 кл. общеобразовательных учреждений/ Под общей ред. Академика Козлова М.А. – СПб.: Специальная Литература, 1999 (или другое издание) § 48 – внутреннее строение, §§ 52,53,56 – многообразие.
- Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы/ Под ред. В.М.Константинова, И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Графф, 2003. §46 – внутреннее строение, § 49 – многообразие
- Биология: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Иванова Т.В. и др. – М.: Просвещение, 1998 (или другое издание) §83 – внутреннее строение, §§ 85,86 – многообразие и значение.
- Биология: Животные: Учебник для 7-8 кл. средней школы – М.: Просвещение, 1993 (или другое издание) § 55 – внутреннее строение, § 59 – многообразие.