Использование пластических материалов на контрольно-обобщающих уроках по биологии

Разделы: Биология


Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу
Не худшая всё же участь
Мне кажется я их чему – то учу,
А это они меня учат.

А. Дольский

В основу обобщающего урока по теме Особенности строения и жизнедеятельности царства Грибы” был положен принцип создания ситуации успеха.

У. Глассер отмечает, “…что человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для себя важном. Первого, по-настоящему реального успеха достаточно, чтобы все те неблагоприятные факторы, о которых резонно говорят социологи, могли быть нейтрализованы” [1, с. 17].

Как отмечает Н.М. Амосов [2, с. 15] во время занятий нужно ставить задачи решаемые, но требующие умеренного напряжения. Нерешаемые отвращают, вызывая неприятные эмоции, легкие детренируют. Дети по рождению разные. Для них нужно разное образование и воспитание. Это касается как целей, так и методов.

Специалисты по детской психологии института Гезела в США отмечают целый ряд особенности динамики развития детей. Самая важная из них – волнообразная цикличность настроения и поведения. Они отмечают у детей в возрасте 12-13 лет преобладание таких качеств как беспокойство и раздражительность (авторы предупреждают, что не все дети проходят все стадии в равной степени, это зависит от темперамента ребёнка) [2, с. 29].

Маленькие дети воспитываются и обучаются в процессе игры, еды, прогулок, разговоров, своих собственных действий. Попадая в школу, ученик привыкает к тому, что на уроке учитель что-то объясняет, учащиеся слушают, отвечают на вопросы учителя, или выполняют практическую работу по плану, предложенному учителем. Из процесса познания мира выпадают действия предполагающие активность самого ребёнка.

В основе выбора данной формы урока лежит понимание того, что при большом потоке новой информации психика детей постепенно адаптируется к учебному процессу и понимание новых терминов вызывает затруднения. Учащиеся стараются не очень вникать в смысл слов, поверхностно запоминая термин. Таким способом они пытаются защитить себя от избыточной информации. Иногда необходимо остановиться и направить учеников на детальное понимание терминов. Для этого можно использовать пластилин. С помощью пластилина можно изобразить любую мысль и понятие. Во время занятия происходит детализация и глубокое понимание термина или понятия [3, с. 298].

В процессе предлагаемого обобщающего урока активизируются все три вида восприятия: зрительное (демонстрация таблиц, схем, "моделей"), звуковое (работа ведется в малых группах и учащимся приходится обсуждать каждый этап работы), тактильное (работа с пластическим материалом). Использование разных типов восприятия учебной информации повышает познавательную активность и интерес каждого к учебному процессу. Работа в малых группах способствует диалогическому общению, которое является определяющим в развитии навыков межличностного общения, умения конструктивно находить решение поставленных задач. Это чрезвычайно важные новообразования данного возрастного периода. Во время урока очень важно настроить ребят на совместную работу, помочь оценить необходимость деятельности каждого члена малой группы, дать положительную оценку каждому ученику. Обратить внимание на развитие речи, памяти, логического, критического, креативного, интуитивного мышления. Педагог должен формировать убеждение, что с заданием справится каждый, кто достаточно подготовлен, так как эта работа ему по силам.

Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что в основе проведения обобщающих уроков должно быть положено представление об использовании многообразия сенсорных каналов, которые помогают учащимся более эффективно закрепить и обобщить полученные данные. А групповая форма организации урока создает комфортную психологическую обстановку в классе, усиливая познавательный эффект занятия.

Далее мы приводим пример одного из контрольно-обобщающих уроков, проводимых в 7-ых классах.

"Особенности строения и жизнедеятельности царства Грибы”

Цель: Повторить и обобщить знания по разделу “Царство Грибы”.

Задачи:

1. Помочь учащимся понять изучаемый материал через детальное “вылепливание” функциональных элементов.
2. Развивать творческие способности школьников при материализации своих мыслей.
3. Сформировать интерес к изучаемому материалу.
4. Продолжить формирование навыков работы в малом коллективе (группе).

Подготовить к занятию:

1. Карточки с заданиями для малых групп.
2. Таблицы и схемы по пройденному материалу (схема строения шляпочных грибов, строение микоризы, рисунки и муляжи шляпочных грибов, фотографии представителей класса хитридиомицетов, представителей класса зигомицетов, представителей класса дейтеромицетов, отдела оомицетов, трутовые грибы, схемы строения грибной клетки, схема строения лишайников).
3. Пластилин (в достаточном количестве для работы).
4. Бумага для записи ответов.
5. Салфетки.

Оформление кабинета: на магнитной доске термины, изученные по теме: Царство Грибы. Классы Хитридиомицеты, Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты. Грибница. Мицелий. Гифы. Плодовое тело. Склероций.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний учащихся. Ведётся фронтальный опрос учащихся по основным вопросам темы.

Вопросы: С каким царством живой природы мы познакомились на прошлых занятиях? Из каких отделов оно состоит? В чем сходство и различия царства Грибы с царством Растения? Назовите общие признаки грибов.

2. Инструктаж по ходу занятия. Кратко проговариваются цели урока. Объяснение за что будут выдаваться “желтые карточки” (выдаются группе за несоблюдение правил: в классе должна быть приемлемая тишина; перемещения по кабинету только с разрешения учителя; нельзя мешать другим группам, особенно, если дети разбились на малые группы не по собственному желанию, а по жеребьёвке или желанию учителя).

3. Разбивка на малые группы по 4-5 человек (может производиться по желанию учителя или жеребьевкой).

4. Раздача карточек с заданиями и пояснениями в случае возникновения вопросов (см. раздел "Карточки с заданиями ").

5. Работа с пластилином (20-25 минут).

6. Представление малыми группами результатов работы по карточке:

а) демонстрация "модели" - учащиеся показывают готовое изделие, не называя его (см. варианты моделей, изготовленных на уроке <Рисунок 1>, <Рисунок 2>);

б) экспертная оценка 1 (экспертами выступают учащиеся других малых групп) - учащиеся называют, что изобразила данная группа, если правильно названа "модель", то считается, что группа справилась с заданием;
в) защита "модели" - учащиеся группы, представляющей "модель", дают устные пояснения, называя элементы и их функциональные значения (чем больше элементов изображено, тем больше объем понимания изученного материала);
г) экспертная оценка 2 - участники других групп оценивают ответ, давая дополнения и задавая вопросы. На данном этапе учитель уточняет понятия, значение которых понималось неверно;
д) ответ группы на теоретический вопрос карточки.

7. Подведение итогов. Учащиеся по десятибалльной системе оценивают свою работу и работу других групп. На основании выставленных учащимися баллов и полученных группой "желтых карточек" учитель объявляет итоговую оценку за работу каждого на уроке. "Желтая карточка" выдавалась группе учителем, если участники во время самостоятельной работы нарушали дисциплину. При подведении итогов работы в группе участники сами решают, кому будет снижена оценка за урок.

Карточки с заданиями

Карточка 1

1. Схематично изобразить клетку гриба. Обозначить её основные компоненты.
2. Назовите общие признаки грибов. В чем их сходство с растениями и животными?

Карточка 2

1. Изобразите участок корня с микоризой. Обозначить все компоненты.
2. Как и чем размножаются грибы и лишайники? Смысл полового и бесполого размножения.

Карточка 3

1. Изобразить строение гриба. Обозначить гифы грибницы и плодового тела.
2. На какие отделы делится царство грибы? Назовите типичных представителей каждого из отделов.

Карточка 4

1. Изобразить строение лишайника. Обозначить все слои слоевища.
2. Как прикрепляются лишайники к субстрату? Как человек использует грибы и лишайники?

Литература:

  1. Глассер У. Школа без неудачников. – М., 1991.
  2. Амосов Н.М. Ваш ребёнок: здоровье и воспитание. – М., 2003.
  3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб., 2002.
  4. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем обучении. – Рига: Эксперимент, 1997.