Урок является межкурсовым уроком в системе биологических дисциплин.
Целью этого урока является развитие логического мышления учащихся, как части развития интеллекта, т.к. логика – одна из важнейших характеристик интеллекта.
На данном уроке развитие логики учащихся идёт в трёх направлениях: развитие эволюционной логики, логики установления причинно-следственных связей, аналитической логики.
Урок проводится для двух учащихся разного возраста – семиклассника и девятиклассника. Он построен на ролевой деятельности учащихся – “эволюциониста-ботаника” и “эволюциониста-зоолога” и учителя – “критика”.
Все участники урока абсолютно равноправны в своей деятельности. Деятельность учащихся направлена на прямое решение задачи, учитель, постоянно критикуя их действия, вносит в урок элементы противоборства (своего рода – научного конфликта) и этим способствует тренировке логики учащихся в ходе решения задачи, т.к. противостоит их рассуждениям и этим требует от них доказательств своих решений, а не просто констатации факта.
Этот урок является одной из форм урока-диалога, для которого создаётся разновозрастная творческая группа. Оптимальной позицией за столом является вариант “круглого стола” – “треугольник” (позиция для малой группы).
Перед уроком учащиеся получают задания, которые потом становятся частью работы на уроке. В данном случае творческая роль учителя – в коррекции направления поиска, учащихся – в решении задачи своим путём (несколько корректируемом учителем) и отстаивании своих позиций, их анализе и синтезе из них общебиологических положений.
Общий план урока
- Формулировка базовой задачи урока (предлагается учителем), 1 мин.
- Составление плана работы (названия пунктов сформулированы учителем заранее и записаны на табличках, на уроке их расставляют в нужном порядке и обосновывают выбор), 5 мин.
- Работа по составленному плану, 7 мин.
- Выведение общих закономерностей процесса эволюции на Земле, 20 мин.
- Вывод по занятию, 2 мин.
Оборудование
- Таблица “Генеалогическое древо (схема эволюционного родства) групп растительного и животного мира”.
- Геохронологическая таблица.
- Схема этапов развития растительного и животного мира на Земле.
Литература
- Дарвин Ч. Происхождение видов путём естественного отбора. – М.: Просвещение. – 1987.
- Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. – М.: Просвещение. – 1988.
- Трайтак Д.И. Биология. Справочные материалы. – М.: Просвещение. – 1987.
- Олейников А.Н. Геологические часы. – Ленинград: Недра, Ленинградское отделение. – 1987.
- Георгиевский А.Б., Попов Е.Б. “Белые пятна” эволюции. – М.: Просвещение. – 1987.
- Иорданский Н.Н. Основы теории эволюции. – М.: Просвещение. – 1979.
- Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. – М.: Высшая школа. – 2000.
- Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир. – 1988.
Ход урока
1. Формулирование базовой задачи
На доске представлена задача: Вывести общие закономерности эволюции живого мира на Земле.
Учитель. Какие царства живого мира Земли мы должны рассмотреть, решая эту задачу? (Растений, животных, грибов, доядерных).
Учащийся. В основном нам необходимо будет опираться на два царства – растений и животных, т.к. они наиболее многочисленны и наиболее изучены в эволюционном плане.
Учитель. На сегодняшнем уроке мы будем выполнять следующие роли:
- Эволюционист-зоолог – поможет рассмотреть эволюционный процесс с точки зрения зоологии (роль для девятиклассника).
- Эволюционист-ботаник – рассматривает эволюцию с точки зрения ботаники (роль для семиклассника).
- Критик – критикует все выдвигаемые предложения (роль для учителя).
Вообще роли могут быть распределены по-другому в зависимости от желания участников урока.
2. Составление плана работы
Учитель предлагает учащимся таблички, на которых записаны пункты плана урока и предлагает учащимся расположить их в нужном порядке. По ходу их работы оспаривает их решения, заставляя их доказывать правильность принимаемых решений (и по необходимости корректируя их).
План работы
- Определение условий, влияющих на эволюцию живого на Земле.
- Представление эволюционных закономерностей развития растительного мира.
- Представление эволюционных закономерностей развития животного мира.
- Установление логических связей между закономерностями.
- Выведение общих закономерностей.
3. Работа по составленному плану
Учащиеся предлагают идеи и свои ходы решения задачи, а учитель критикует их, заставляя их доказывать.
1. Условия, влияющие на эволюцию живого на Земле (называют учащиеся).
- Климат.
- Соседство других живых существ.
- Атмосфера (её состав).
- Рельеф и его изменения.
- Человек (учитель это категорически отрицает – сейчас, возможно, влияет, в прошлом – нет, нынешние результаты влияния человека на ход эволюции ещё не видны).
- Солнечная радиация
- Наличие и количество воды.
2. Эволюционные закономерности растительного мира (учащийся представляет своё домашнее задание в виде таблицы на доске).
- Развитие от одноклеточности к многоклеточности.
- Развитие от неспециализированного таллома к тканям и отдельным органам.
- Зарождение в водной среде.
- Переход в наземную среду обитания.
- На основе прогрессивных изменений поселение в незанятых экологических нишах (ароморфоз).
- Частичное сохранение внутренней водной среды.
- Совершенствование процессов образования органических веществ из неор-ганических (автотрофность).
- Изменения в организме в связи с изменениями внешней среды (идиоадоптация).
- Формирование женских и мужских половых органов расположенных рядом.
- Конкуренция за воду, свет, жизненное пространство.
3. Эволюционные закономерности животного мира (учащийся представляет своё домашнее задание в виде таблицы на доске).
- Развитие от одноклеточности к многоклеточностию
- Развитие от неспециализированной массы клеток к их специализации.
- Образование отдельных органов и тканей.
- Зарождение в водной среде.
- Переход в наземную среду обитания.
- На основе прогрессивных изменений расселение в незанятых экологических нишах (ароморфоз).
- Сохранение внутренней водной среды.
- Приспособление к потреблению и усвоению готовых органических веществ (гетеротрофность).
- Изменения организмов в связи с изменениями внешней среды (идиоадоптация).
- Конкуренция за жертвы (борьба за существование).
- Подвижность и её усовершенствование.
- Совершенствование в направлении разделения полов.
Примерные вопросы учителя:
- Разве растения не сохраняют полностью водную среду в теле?
- Почему говорится о переходе в наземную среду, ведь многие организмы остались в воде?
- Конкуренция за жертвы – это понятно, но откуда взялась конкуренция за воду?
- “Ниша” – пространство между двумя выступами, “экология” – раздел биологии, изучающий взаимоотношения организмов между собой, “экологическая ниша” – нонсенс.
- При чём здесь радиация? Солнце даёт свет, а если оно даже и радиоактивно, то слишком далеко от нас и облучать Землю не может.
- Стремление к раздельнополости у животных – неверно, многие черви – гермафродиты, а процветают.
- Пункты 5 и 8 у растений и 6 и 9 у животных – одно и то же, не надо их выделять отдельно.
4. Логические связи между закономерностями
Учитель. Соедините линиями то, что, по-вашему, является общим и взаимосвязанным в эволюции растений и животных.
1. Развитие от одноклеточности к многоклеточности. | 1. Развитие от одноклеточности к многоклеточности. | |
2. Развитие от неспец. таллома к тканям и органам. | 2. Развитие от неспец. массы клеток к их специализации. | |
3. Зарождение в водной среде. | 3. Обр. отдельных органов и тканей тела. | |
4. Переход в наземную среду обитания. | 4. Зарождение в водной среде. | |
5. На основе прогрессивных измен. поселение в свободн. экологической нише. | 5. Переход к наземную среду обитания. | |
6. Частичное сохр. внутренней водной среды. | 6. На основе прогрессивных измен. поселение в свободн. экологич. нише. | |
7. Совершенств. проц. образов. орг. веществ из неорг. | 7. Сохранение внутренней водной среды. | |
8. Конкуренция за воду и свет. | 8. Приспособл. к потребл. и усвоен. готовых органич. веществ. | |
9. Измен. в организме в связи с изменен. внеш. среды. | 9. Конкуренция за жертвы. | |
10. Распол. жен. и мужск. органов рядом. | 10. Подвижность. | |
11. Измен. в организме в связи с измен. внешней среды. | ||
12. Стремление к раздельнополости. |
Учитель. Сколько получается общих закономерностей?
5. Общие закономерности эволюционных процессов на Земле.
- Развитие от одноклеточности через многоклеточность к специализации клеток и их групп (органов).
- Образование в воде, занятие свободных пространств (экологических ниш) на основе совершенствования.
- Сохранение внутренней водной среды.
- Борьба за существование.
- Приспособления к изменению внешних условий.
- Стремление к увеличению численности.
Вывод: Растения и животные имеют общее происхождение и сходные закономерности эволюции – это разные проявления одного и того же – живого.