Задачи:
1. Сформировать представление о наиболее
сложной организации покрытосеменных растений
(строение, размножение, развитие) по сравнению с
голосеменными.
2. Активизация познавательного интереса
учащихся.
3. Создание условий для формирования навыка
самостоятельной мыслительной деятельности и
коммуникативной культуры.
Методы и приемы: объяснительно - иллюстративный, проблемный, лабораторная работа (исследовательский).
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, гербарии, микроскопы, микропрепараты.
Тип урока: Комбинированный урок-презентация с использованием компьютера в демонстрационном режиме.
ХОД УРОКА
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Проверить мультимедиа оборудование, подготовить инструктивные карточки, гербарии, проверить готовность к уроку: мел, тряпка, доска, экран, порядок, готовность детей: учебники, тетради, ручки, надпись на доске: тема урока.
I. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас приветствовать сегодня на уроке биологии. Давайте поприветствуем друг - друга словами:
Здравствуй друг,
Я пришел
Ты мне рад
Хорошо!
Теперь повернитесь друг к другу, пожмите руки, произнесите эти слова:
Здравствуй друг, ты пришел, очень рад, хорошо!
Садитесь.
Сегодня нас ждет удивительное общение и плодотворная деятельность.
Будьте внимательны, активны на уроке, и вы добьетесь успеха!
2. Актуализация знаний и мотивация учащихся.
“Под небом низким и седым – тайга, от края и до края, здесь нет тепличной красоты, отсюда далеко до рая …”, так описывал наш край известный писатель Х-Мансийского района Сергей Козлов.
Ребята, скажите, пожалуйста, какие древесные растения образуют данную природную зону?
(Ответы детей.)
А что мы знаем о голосеменных растениях?
А вот мне интересно, почему назвали данную группу именно таким образом?
(Ответы детей.)
Проверка домашнего задания
Тестовое задание “Гонка за лидером” или А правда ли то, что…
- К голосеменным растениям относится около 700 видов растений
- Листья у всех голосеменных растений – хвоя
- Хвойные растения относятся к отделу голосеменных
- Сосна, ель, пихта – это хвойные растения
- Все голосеменные растения имеют цветок и плод
Сегодня на уроке мы начинаем изучать большую группу растений, самую распространенную группу на Земле.
Приложение: (В презентации желательно использовать рисунки, анимационные модели электронных учебников и т.д.)
СЛАЙД 1
Тема нашего урока “Отдел Покрытосеменные растения, особенности организации и происхождение”
Какие задачи мы можем выполнить на уроке?
СЛАЙД 2
Проверка общеучебных ЗУН
Беседа, диалог с детьми с использованием мультимедиа оборудования
Для того, чтобы выполнить эти задачи, нам необходимо вспомнить из курса биологии 6 класса следующие термины:
- Цветок - это видоизмененный побег, орган семенного размножения.
- Давайте вспомним строение цветка.
“Строение цветка” Работа учащегося с таблицей у доски.
- Плод – это орган полового размножения.
- Трахеиды - мертвые веретенообразные клетки с толстыми оболочками. Обеспечивают проводящую и опорную функции.
Какие особенности имеются у покрытосеменных растений?
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП
3. Изучение нового материала.
Происхождение покрытосеменных растений.
Покрытосеменные – самая богатая видами группа растений.
Известно 250 тысяч видов.
Первые цветковые растения появились в начале мелового периода около 135 миллионов лет назад (или даже в конце юрского периода).
Вопрос о предке покрытосеменных в настоящее время остаётся открытым; но наиболее вероятно, что покрытосеменные произошли от одной из групп семенных папоротников.
Характерные признаки покрытосеменных растений, отличающие их от голосеменных (использовать гербарные материалы.)
СЛАЙД 3
В отдел Покрытосеменных растений входят два класса: Двудольные и Однодольные растения.
Ребята! Посмотрите на эти комнатные растения. Скажите, какими отличительными признаками обладают покрытосеменные растения?
СЛАЙД 4
Наличие цветка.
ЭТИ ПРОГРЕССИВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЗВОЛИЛИ ЗАНЯТЬ ГОСПОДСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ.
СЛАЙД 5
Многообразие цветковых растений сведено к двум основным типам:
СЛАЙД 6
Побеговая и корневая системы
Тело покрытосеменных растений имеет побеговую и корневую систему:
ПОБЕГОВАЯ СИСТЕМА |
Стебель Листья Почки Органы воспроизведения |
КОРНЕВАЯ СИСТЕМА |
Главный корень Боковые корни Придаточные корни |
ИГРА “Ботаническое лото”
Ребята получают карточки, с которыми работают в группе.
Нужно составить правильный текст.
ЗЕЛЕНЫЕ: Покрытосеменные – самая богатая
видами группа растений. Известно 250 тысяч видов.
СИНИЕ: Первые цветковые растения произошли 135
миллионов лет назад от семенных папоротников.
КРАСНЫЕ: Прогрессивные черты позволили занять
покрытосеменным растениям господствующее
положение.
ЖЕЛТЫЕ: Для цветковых растений характерно
наличие цветков и семян, заключенных в плод.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
СЛАЙД 7
Лабораторная работа “Строение
цветковых растений на примере шиповника”
(Инструктивная карточка, гербарий)
Ребята! Сейчас нам предстоит выполнить лабораторную работу.
Цель работы: выявить особенности строения цветкового растения на примере шиповника. Мы будем работать с гербарным материалом и рисунками учебника. На ваших столах лежат инструктивные карточки. Выполняя работу, записи делаем в инструктивной карточке. По истечении 5-ти минут я попрошу вас сделать самостоятельный вывод.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.
Лабораторная работа
“Строение цветковых растений на примере
шиповника”
Цель: Выявить особенности строения цветкового растения.
Оборудование: гербарий.
ХОД РАБОТЫ
- Рассмотрите внешний вид растения.
- Рассмотрите рисунки в учебнике на странице 77 “Строение шиповника”.
- Отметьте особенности строения по следующему плану:
- Жизненная форма шиповника ________________ . Это можно определить потому, что растение имеет ___________________________ стебель.
- Листья ____________________ (простые или сложные)
- Листорасположение ____________________________ (очередное, супротивное, мутовчатое)
- Цветок шиповника имеет венчик из ________ лепестков, чашечка состоит из _______ чашелистиков. Тычинок ___ , пестиков ________.
- Плод ____________________ (многоорешек, коробочка, орех, семянка, ягода).
Сделайте вывод о принадлежности данного растения к отделу Покрытосеменных растений.
Какие выводы мы можем сделать?
- Каковы главные признаки отдела покрытосеменных растений
- Какой орган покрытосеменных растений является органом полового размножения?
- Почему отдел назвали покрытосеменными
- Тестовые вопросы учебника. Стр 86
- Оценка, самооценка, рефлексия.
Дорогие ребята! Я очень рада знакомству с вами. Мне было приятно проводить урок в вашем классе. Мы хорошо потрудились!
Оценка деятельности учащихся.
СЛАЙД 8
Домашнее задание. Выберите из предложенных заданий то, которое вы желаете выполнить:
- Составьте словарь терминов данного урока.
- Подготовьте устный рассказ о Покрытосеменных растениях, используя стр. 76-79.
- Составьте кроссворд “Особенности цветковых растений”.
- Нарисуйте рисунки , иллюстрирующие тему.
А самым любознательным я предлагаю выполнить необычное домашнее задание: ответить на вопросы викторины и результаты отправить мне по E-mail.
Спасибо за внимание. Урок окончен. Всего вам доброго!