Задачи:
- Образовательная: обобщить и систематизировать знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полетом, приспособленность их к жизни в разнообразных условиях наземной среды; происхождение птиц от древних пресмыкающихся.
- Развивающая: развивать умения ориентироваться в данной теме, уметь оценивать свои знания, развивать познавательный интерес.
- Воспитывающая: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, видеокассета с записью сюжетов о жизнедеятельности птиц, магнитофон, аудиозапись с фонограммой стихотворения и песни; таблицы: “Внешнее строение птиц”, “Внутреннее строение птицы на примере сизого голубя”; дидактические карточки, рисунки с изображениями птиц, доска магнитная, магниты, указка.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Я вас приветствую! Садитесь.
II. Подготовка учащихся к предстоящей работе.
Учитель. - Сегодня заключительный урок, посвященный классу Птицы. Наша с вами задача – систематизировать знания, которые вы получили при изучении данной темы: особенности строения птиц, связанные с полетом, сосредоточить внимание на самых примечательных и неожиданных сторонах их жизни, проверить и оценить знания.
- На Земле существует свыше восьми тысяч шестисот видов птиц, а ученые до сих пор открывают новые, неизвестные прежде виды. Общее число птиц, летающих, плавающих или бегающих по просторам Земли, превышает сто миллиардов.
Вопрос. Скажите, как называется наука, изучающая птиц?
(Наука, изучающая птиц, называется ОРНИТОЛОГИЯ).
Учитель. Птицы населяют все уголки нашей планеты.
Вопрос. Где можно встретить птиц?
(Птицы встречаются и высоко в горах, ив ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов).
Вопрос. Чем же радуют нас птицы?
(Птицы радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения).
Учитель. – Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество поверий, легенд, примет, поговорок так или иначе связано с пернатыми, например: “Счастье – вольная птица, где захотела, там и села”.
Сегодня мы с вами будем путешествовать по страницам журнала “В мире птиц”.
<Рисунок 1>
III. Всесторонняя проверка знаний.
Учитель. - Первая страница нашего журнала – КТО OHИ ТАКИЕ?
Вопрос. Итак, кто такие птицы?
(Птицы - покрытые перьями теплокровные животные, сохраняющие активность независимо от изменений температуры окружающей среды).
Учитель. - Как вы знаете, общие черты строения всех животных схожи, но у каждого класса есть свои особенности в строении. Какие особенности, связанные с полетом, есть у птиц? Покажите на примере сизого голубя.
Задание 1. Используя наглядность, перечислите особенности внешнего строения птиц.
(К этим особенностям относятся: туловище обтекаемой формы; шея тонкая и гибкая; клюв, состоящий из надклювья и подклювья; передние конечности - крылья; перьевой покров; имеются роговые чешуйки на нижней части ног; кожа тонкая и сухая, имеется лишь одна железа - копчиковая, её выделениями птица смазывает перьевой покров).
3адание 2. Используя наглядность, перечислите особенности внутреннего строения птиц.
(Особенности скелета: скелет легкий и
прочный, в трубчатых костях имеются полости,
многие - кости сросшиеся; беззубые челюсти;
сросшиеся кости черепа, большие глазницы;
характерна цевка; пояс передних конечностей
образуют лопатки, ключицы, сросшиеся в вилочку,
вороньи кости.
Особенности пищеварительной системы: имеется
зоб - расширение пищевода; в желудке два отдела -
железистый и мускулистый, в котором могут
присутствовать специально проглоченные камешки;
в пищеварении принимают участие железы:
слюнные, печень, поджелудочная железа.
Особенности кровеносной системы: замкнутая;
два круга кровообращения; четырехкамерное
сердце.
Особенности дыхательной системы: наличие воздушных
мешков, двойное дыхание.
Особенности строения нервной системы и органов
чувств: наиболее развиты большие полушария,
зрительные бугры среднего мозга, мозжечок;
хорошо развиты у птиц такие органы, как чувств,
как зрение, слух).
Вопрос. Какие органы входят в состав мочевыделительной системы?
(В состав мочевыделительной системы входят почки, мочеточники).
Учитель. - Итак, мы выяснили особенности строения, присущие классу ПТИЦЫ. Мы переходим к следующей странице.
СТРАНИЦА 2 " Ухаживание и брачные ритуалы ".
<Рисунок 2>
Учитель. - Птицы обладают сильно выраженным инстинктом размножения, поэтому для них очень важно найти подходящего партнера. Обычно самец старается обратить на себя внимание самок с помощью пения, громких и призывных криков или яркого оперения.
3адание. Приведите примеры ухаживания у разных видов птиц.
Ответы ребят с мест.
Учитель. - А теперь посмотрите видеосюжеты очень красивых брачных ритуалов птиц. Видеосюжет - 3 минуты. (Энциклопедия животных – 2. Класс ПТИЦЫ).
Следующая СТРАНИЦА 3 " Чудеса миграций "
<Рисунок 3>.
Учитель. - Каждой весной многие птицы возвращаются со своих зимовий в родные места. Во время таких перелётов некоторые из них преодолевают тысячи километров.
Вопрос. Что же побуждает птиц преодолевать такие расстояния? Почему они улетают из родных краёв?
(Ученые полагают, что перелёты птиц связаны с давно установившимися сезонными чередованиями условий существования: птицы улетают из районов, подвергающихся ежегодной засухе, ливневым дождям или морозам. В это время всегда сказывается нехватка пищи).
Вопрос. А что побуждает их лететь обратно, на Родину?
(Как правило, стремление птиц к родным местам связано с проявлением инстинкта размножения).
Вопрос. Куда же летят птицы?
(Большинство наших птиц зимуют в Африке и в Индии. Например: белые аисты зимуют в тропической и южной Африке, соловьи - в Южной Нигерии. Рекорд дальности перелётов держит ПОЛЯРНАЯ КРАЧКА - 20 тысяч километров).
3адание. Покажите на рисунках перелетных, кочующих, оседлых птиц. (Работа у доски индивидуальная ).
Учитель.
- Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют - посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День- деньской, от зари до зари.
Никитин И.
Вопрос. Скажите, каких перелетных птиц мы скоро увидим рядом с жильем человека?
(Грачи, скворцы и позднее ласточки и стрижи. Прилетают в разное время, так как питаются разной пищей).
Учитель. - Издавна любят скворцов в народе. Не только потому, что от этих птиц много пользы: весной они вместе с грачами ходят по полям и пашням, собирая насекомых и их личинок. Скворцов любят за веселый нрав и прекрасное пение.
ВИДЕОСЮЖЕТ (Пение скворца 47 сек). (Энциклопедия животных – 2. Класс ПТИЦЫ).
Открываем следующую СТРАНИЦУ "Происхождение птиц".
<Рисунок 4>.
Учитель. - В слоях земной коры были обнаружены окаменевшие кости неизвестного существа, а рядом - отпечатки его перьев. Ученые восстановили облик этого животного. Назвали его археоптерикс - "древняя птица". Она жила около ста пятидесяти миллионов лет назад.
Задание. Назовите черты сходства и различия археоптерикса с птицами и пресмыкающихся.
(Черты сходства с птицами: тело покрыто
перьями, передние конечности имели все
основные особенности птичьих крыльев, на ногах
по четыре пальца (три вперед, один назад),
удлиненная цевка.
Черты сходства с пресмыкающимися: удлиненный
хвост с большим числом позвонков, зубы в
челюстях, передние конечности с когтями,
грудина без киля).
Вопрос. О чем свидетельствуют особенности строения археоптерикса?
(О том, что первые представители Клacca возникли и стали овладевать полетом, живя в лесу на ветвях деревьев и перепрыгивая с ветки на ветку).
Следующая СТРАНИЦА "А знаешь ли ты? "
<Рисунок 5>.
1. Вопрос. Ласточка и стриж очень похожи внешне. Они относятся к одному отряду. Правда ли это?
(Нет. Ласточка относится к отряду Воробьинообразных, а стриж - к отряду Стрижеобразных).
2. Задание. Распредели птиц по отрядам.
Работа по дидактическим карточкам. <Приложение 1>.
3. У какой птицы птенец ещё не родился, а уже отдан на воспитание?
(Кукушка. В то время, как почти все птицы, выбиваясь из сил, выкармливают птенцов, кукушка живет припеваючи: она подкидывает свои яйца в чужие гнезда и ни горя, ни забот не знает).
ВИДЕОСЮЖЕТ (Птенцы кукушки 50 секунд).
(Энциклопедия животных – 2. Класс ПТИЦЫ).
4. Задание. Выбери правильные ответы.
Тестирование. Работа с тестами 2-х вариантов. <Приложение 2>.
Сравните с правильными ответами (образец на доске).
Учитель. - Вы сейчас очень хорошо потрудились, и поэтому я вам предлагаю немного отдохнуть. Посмотрите видеосюжет о необыкновенных птицах.
ВИДЕОСЮЖЕТ (Пингвины - 2 минуты ). (Видеофильм “Антарктида”).
Открываем заключительную страницу нашего журнала "ДАВАЙТЕ СОХРАНИМ".
Учитель. - Человек - самое могущественное из живых существ, он больше других вмешивается в дела земного шара. Но, если, с одной стороны, общечеловеческий разум достигает огромных высот и даже выводит человека в космос, то с другой - разум отдельных людей, и, к сожалению, таких много продолжает оставаться на довольно низкой ступени развития. В результате человек совершает ошибки, иногда не по злому умыслу, но они оборачиваются обшей бедой, вот один из таких примеров.
Хулиганы воробьишки -
Превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай -
Поуменьшат урожай.
Вот китайцы подсчитали,
Сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет -
Воробьев свести на нет!
Перебили всех подряд
Ждут - каков же результат?
Поначалу в самом деле
Закрома их пополнели.
А потом пришла беда -
Отворяйте ворота!
Все посевы, урожаи
Насекомые сожрали.
Иx в таком большом числе
Прежде не было нигде.
Оказалось воробьята
Не едят совсем зерна - то:
Им родители с полей
Тащут мошек и червей.
Стало тут властям понятно -
Надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев
Из чужих возить краев.
Коли все с плеча рубить,
Можно дело загубить. (1)
<Рисунок 6>.
Учитель. - Природе оказана “медвежья услуга”. Очень много видов истребил человек за последние 100 лет. Странствующий голубь один из них. Был широко распространен в прошлом на просторах Северной Америки. Эта красивая птица была доверчива к людям, и, к сожалению, очень вкусна. По подсчетам специалистов, в тысяча восемьсот десятом году было более двух миллиардов странствующих голубей! Последний же голубь был убит в тысяча восемьсот девяносто девятом году. (2)
<Рисунок 7>.
ЛИТЕРАТУРА
1. М.Х. Левитман “Экология – предмет: интересно
или нет?” - СПб.: СОЮЗ, 1998. с.10-11.
2. “Странствующий голубь”. “В мире животных” №
11-12, 1998.
В последние годы человек задумался об охране природы. 5 июня признан ВСЕМИРНЫМ ДНЕМ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Но одним орнитологам при всем их желании не справиться с проблемой охраны птиц. Конечно, многие меры охраны могут осуществить только специалисты. А сколько есть дел, посильных каждому из нас! Птицы исключительно отзывчивы на всякую помощь.
Вопрос. Какую помощь мы можем оказать птицам?
(Подкормка в суровую зимнюю пору, устройство искусственных зимовий).
Учитель. - Запомните главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда - не мешать, а у это уже не так мало! Очень важно, чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей планете! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим.
Не разоряйте птичьего гнезда,-
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Не разоряйте птичьего гнезда!
И в заключении нашего урока пусть прозвучит песня, адресованная всем людям планеты Земля.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ "ПРОСЬБА". Сл. Р. Рождественского:
1. Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.Припев: Птицы, рыбы и звери в души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди, не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо!
А море без рыб - не море!
И земля без зверей - не земля! не земля! не земля!2. Люди исполины, люди великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце, сердце человечье.Припев:
3. Люди - человеки, страны и народа,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!Припев:
Учитель.
- Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи её полей,
Нe жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую -
Нас много, а Она - одна!
И в школе учим вас не зря,
Тут вся надежда на тебя.
Мы начали, ты продолжай,
Ни перед чем не отступай!
Ни перед жадностью толпы,
Ни перед подлостью войны,
Ни перед глупостью людской.
Да сохранится шар Земной!
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание. Подготовить интересную информацию о птицах из журналов, телепередач.