1.Тур “Домашнее задание”
Учащиеся представляют название команды и приветствие. Оценка 5 баллов.
2. Тур “Разминка”
Каждой команде предложены 10 вопросов, на 2 минуты. (10 баллов)
1 команда | 2 команда | 3 команда |
1 Место выведения не переваренных
остатков пищи у инфузории- туфельки (порошица). 2. Жидкое содержимое клетки (цитоплазма) 3. Женская гамета (яйцеклетка) 4. Специально разводимый человеком ради получения шелка род бабочек (тутовый- шелкопряд) 5. Птица, у которой на конце клюва ноздри (киви) 6. Красногрудая птица, кормящаяся зимой плодами рябины (снегирь) 7. Содержимое яйца, в котором находятся запасные питательные вещества (желток) 8. Стадия развития насекомого следующая после яйца (личинка) 9.Самка пчелы, развивающаяся из оплодотворенного яйца (матка) 10. Летучие мыши ориентируются в полете с помощью (отражаемых ультразвуков- эхолокации) |
1. Что образует амеба , перетекая с места
на место (ложноножки) 2. Органоид, в котором хранится наследственная информация (ядро) 3. Мужская гамета (сперматозоид) 4. Ядовитый паук, название которого в переводе черная смерть (каракурт) 5. Птица, ночующая зимой в снегу (перепел) 6. Лесной барабанщик (дятел) 7. Содержимое яйца, в котором находится запас воды (белок) 8. Стадия развития мухи после личинки (куколка) 9. Самка пчелы, развивающаяся из неоплодотворенных яиц (рабочая пчела) 10. Втяжные когти имеют хищники семейства (кошачьи)
|
1. Простейшее, занимающее промежуточное
положение между царствами растений и животных (эвглена
зеленая) 2. Органоид, ограничивающий клетку в пространстве и защищающий ее (оболочка= мембрана) 3. Клетка, образовавшаяся при слиянии гамет (зигота) 4. Кровососущее двукрылое насекомое (комар) 5. Птица, имеющая под клювом мешковидное образование (пеликан) 6. Крупная нелетающая птица (страус) 7. Часть яйца , в котором находится запас воздуха (воздушная камера) 8. Как называется личинка бабочки (гусеница) 9. Как называется самец пчелы (трутень) 10. Какие типы зубов лучше всего развиты у грызунов (резцы) |
3. Тур “Мозговой штурм” ( командиры команд вытаскивают по очереди три номера вопросов, на обдумывание каждого вопроса команде отводится по две минуты). Оценка вопроса 5 баллов.
- Для выяснения способа ориентации личинок майского жука в почву впрыснули углекислоту. Личинки стали перемещаться ближе к этому месту. Какая гипотеза легла в основу опыта?
- Большинство ракообразных- мелкие животные. Самый крупный из них имеют размер тела примерно такой же, как у кошки или зайца, остальное- длинные ноги. Почему среди ракообразных не было и нет таких крупных животных , как слон или хотя бы лошадь?
- Ракообразные получают кислород и питательные вещества по кровеносной системе. Насекомые- только питательные вещества. В связи с чем наблюдаются такие различия в функциях кровеносной системы у ракообразных и насекомых?
- Нередко можно услышать : неужели современная наука и техника не могут найти средств для уничтожения комаров, ведь они приносят столько неприятностей людям и животным? Представьте себе, что такое средство найдено. Но вот вопрос: правильно ли поступит человек, если им воспользуется?
- Нашествие каких либо насекомых продолжается очень недолго, затем их численность резко сокращается. Как вы думаете: почему?
- У позвоночных животных относительный размер сердца тем больше, чем более активный образ жизни они ведут. А у насекомых размер “сердца” (спинного сосуда) не связан с активностью. Почему?
- Плодовитость трехиглой колюшки по сравнению с другими рыбами очень мала – от 65 до 550 икринок. Но численность этих рыб сохраняется примерно на одном уровне. Почему?
- Давно было замечено, что большинство видов акул находятся в движении с первого до последнего дня своей жизни и только некоторые отдыхают неподвижно на дне. С чем это связано?
- В некоторых хозяйствах в одних и тех же прудах разводят и карпов и уток. При этом количество рыбной продукции не снижается, а повышается. Как вы думаете: почему?
4.Тур “Наблюдение за живыми объектами” (каждой команде предложен в результате жеребьевке один живой объект, который поможет правильно выполнить задание. За каждый правильный вариант ответа 1 балл.)
- Объясните выражение как рыба в воде: Может ли это позвоночное животное жить вне воды? Ответ проанализируйте.
- Составьте перечень особенностей строения лягушки в связи с приспособлением к наземно- водной среде обитания.
- Выясните особенности строения птиц, которые позволили им освоить наземно- воздушную среду обитания.
5.Тур “Чьи это…?” (Каждой команде предложена, в результате жеребьевки , одна карточка с заданием, на которое дается 2 минуты. За каждый правильный вариант ответа 1 балл.)
1). Головоломка “Чьи ноги насекомых?”. На рисунке 54 слева изображены 10 видов членистоногих, а на рисунке 54 справа изображены их конечности, обозначенные цифрами. Соединяя определенные цифры с буквами, отгадайте, каким животным принадлежат эти ноги.
Ответ: 1,и – краб; 2,л – паук; 3,б – рак; 4,в –; 5,з – богомол; 6,к – листовидка; 7,а – пчела; 8,ж - муха домашняя; 9,г – медведка; 10,д – гусеница.
2).Головоломка “Чьи это клювы?”. Ответ: Форма клюва зависит от того, чем и как питается птица.
Клест (г) извлекает семена из шишек. Дятел (в) выдалбливает из-под коры деревьев личинок насекомых. Беркут (а) разрывает мясо жертвы. Дубонос (д) раскалывает семечки и орешки. Козодой (е) ловит насекомых. Пищуха (ж) ищет корм в мягкой земле. Утка - кряква (б) процеживает воду, оставляя водных беспозвоночных и кусочки водных растений.
3).Головоломка “Чьи это ноги птиц?”. Форма ног у птиц связана со способами добывания ими пищи и характером передвижения.
Лысуха (5) имеет на пальцах лопасти, позволяющие ей ходить, по плавающим водным растениям не проваливаясь. Орел (1) имеет загнутые острые когти, с их помощью он хватает добычу. У дятла (2) два пальца расположены впереди на ноге и два — позади, это помогает ему держаться на стволе дерева. Между пальцами утки (3) имеются перепонки, чтобы загребать воду при плавании. Фазан (5) разгребает землю в поисках пищи тремя передними пальцами. Цапля (6) бродит по воде, ее вес распределяется на длинные пальцы, благодаря чему она не проваливается в ил. Ноги куропаток (4) покрыты перьями, что позволяет им ходить по снегу, не утопая в нем.