Задачи урока:
- Сформировать у школьников представление о генетике человека как науке, её предмете, методах, задачах и проблемах.
- Расширить и углубить знания по генетике путем включения новой информации.
- Научить учащихся определять основные типы наследования у человека, составлять и анализировать родословные.
- Дать возможность учащимся осознать практическое значение биологических знаний по данной теме.
- Продолжить формирование умений объяснять результаты наследования признаков с использованием знаний по генетике и цитологии.
Смысловые блоки урока:
- Генетика человека, её предмет, задачи, проблемы.
- Методы изучения генетики человека.
- Основные типы наследования.
- Генетика пола:
- соотношение полов
- механизм определения пола;
- анализ родословных.
- Влияние генотипа и среды на человека.
Оборудование: самостоятельно изготовленные таблицы: “Условные обозначения, принятые для составления родословных”, “Родословная Бахов”, “Родословная семьи с альбинизмом”, “Родословная семьи с гемофилией”; информационный блок для каждой группы в папках с файлами (план урока, смысловые блоки урока, основные тезисы урока и задания для каждой группы).
Методические рекомендации по проведению урока
Организационный момент
Урок начинается с активизации познавательного интереса учащихся постановкой вопроса: почему мы похожи и не похожи на родителей?
Корректируя ответы учащихся, учитель обозначает задачи урока.
1 блок
Учитель объясняет учащимся, что основные генетические закономерности имеют универсальное значение и в полной мере приложимы к человеку. Однако человек как объект генетических исследований имеет большую специфику, которая создает значительные трудности в изучении его наследственности и изменчивости. Школьникам предлагается выявить эти специфические черты. Корректируя их ответы, учитель акцентирует внимание на невозможность направленных скрещиваний, позднее половое созревание, малочисленность потомства, невозможность обеспечения одинаковых и строго контролируемых условий для развития потомков от разных браков, сравнительно большое число хромосом, невозможность проведения прямых экспериментов. Необходимо рассказать школьникам о значительных успехах современной генетики и о предстоящих открытиях.
2 блок
По второму блоку заслушиваются доклады учащихся. По ходу выступления, основные характерные черты каждого метода изучения генетики человека остальные школьники заносят в таблицу.
Название метода |
Суть метода |
1. Близнецовый метод | |
2. Генеалогический метод | |
3. Цитохимический метод | |
4. Антропогенетический | |
5. Иммуногенетический |
3 блок
По этому блоку школьники заслушивают выступления двух учеников (по необходимости выступления дополняются учителем). После этого, пользуясь материалом методичек (см. Приложение 1), учащиеся выполняют групповое задание по определению типов наследования признаков (см. Приложение 2.).
4 блок
а) соотношение полов - выступление учащегося, содержащее следующие тезисы:
- Различают первичное соотношение полов, точнее соотношение эмбрионов и вторичное - соотношение мальчиков и девочек среди новорожденных. Первичное соотношение полов асимметрично: эмбрионов мужского пола в 1,5 раза больше, чем эмбрионов женского. Вторичное соотношение полов примерно 1,06. Вопрос: чем вызвано уменьшение этого соотношения в период между зачатием и рождением?
- В последнее время накопился большой материал об индивидуальных, возрастных и половых различиях реактивности организмов. Вопрос: почему средняя продолжительность жизни женщин на 7-11 лет выше, чем у мужчин?
б) механизм определения пола - выступление учащегося, содержащее следующие тезисы:
- Хромосомное определение пола - 46, XX или 46,ХУ.
- Определение пола на уровне гонад (яичники или семенники).
- Фенотипическое определение пола (мужчина или женщина, формирование вторичных половых признаков).
- Психологическое определение пола.
Дополнение учителя (см Приложение 3).
в) анализ родословных: объяснение учителя о правилах составления и анализа родословных (см. Приложение 4), защита опережающих заданий по составлению собственных родословных учащихся. Выступления оцениваются экспертной группой школьников.
5 блок
Влияние генотипа и среды на человека.
Краткий обзор наследственных болезней человека, объяснение влияния генотипа и среды на человека.
Отчет учащегося об исследовательской работе по изучению распределения моторной асимметрии у школьников 11 класса (см. Приложение 5).
Закрепление: после обобщающего заключительного слова учителя, школьники выполняют проверочную тестовую работу (см. Приложение 6). За семинар школьникам выставляются оценки.