Тема открытого урока: "Органы цветковых растений. Корень". 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Цели: раскрытие основных понятий о корне как органе растения; характеристика основных признаков корня; особенности строения и значения в жизни растений; применение теоретических знаний на практике и различие корневых систем; формирование умений сравнивать и делать выводы; работать с учебником, рабочей тетрадью; воспитание бережливого отношения к природе.

Оборудование: гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневой системами (например: пастушья сумка, дикая редька, пшеница, овес и др.); таблицы «Типы корневых систем», «Внутреннее строение корня или зоны корня», «Видоизменение корней»; таблицы и схемы на доске, рисунки учебника.

Ход урока.

I. Актуализация знаний из курса природоведения об органах цветковых растений.

Учитель обращает внимание учеников на тему урока, которая записана на доске, предлагает вспомнить и назвать: Какие органы цветковых растений они знают? Учащиеся называют: корень, стебель, листья, цветок, семена и плод.

Проводится беседа с использованием таблиц и рисунков в учебнике на странице 38 [1]

II. Изучение нового материала.

Учитель предлагает ученикам открыть свои тетради и записать дату, название темы урока, которая написана на доске. Выходит к доске ученик и читает стихотворение.

Мы в букет собрали маки жарки,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается.
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, не приметен
Под землею корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
(В. Жак)

Беседа учителя с учащимися о главных органах цветкового растения и записывают определение «орган».

1) Орган – часть тела, выполняющая определенные функции.

Учитель предлагает написать в тетради словесную схему, которая записана на доске [см. Приложение1]

Корень – осевой, вегетативный орган растения.

Показ учителем корней на таблицах и гербарных экземплярах, рисунок в учебнике на странице 38 [1].

У: Совокупность корней главного, боковых и придаточных образуют корневую систему. Рассмотрим типы корневых систем и заполним таблицу №1 [см. Приложение2].

Эту таблицу ученики делают в своей тетради, а один из учеников работает у доски. Самостоятельная работа с учебником (стр.38 и 39) [1] и таблицей. Заполнение таблицы проводится в беседе учителя с учениками.

2) Прослушаем сказку «Два братца» (дети заранее приготовили сценку).

Сказка «Два братца»

Ведущая (девочка): Жили были два братца: корень и стебель. Они тесно были cвязаны между собой, но никогда не виделись, т.к. каждый из них жил в своем царстве и заняты были каждый своим делом.

Стебель (мальчик): Я живу со своим семейством в царстве «Солнца» и очень привязан ко всем членам своей семьи. С большой любовью отношусь к почкам листьев, бутонам цветка, плодам с семенами. Все лето я о них заботился, поил, кормил. Но пришла осень, последний лист упал на землю, а это значит, что я славно потрудился, можно зиму отдохнуть.

Корень (мальчик): Я же корень, живу со своим семейством в царстве «Тьмы». Летом я своими корявыми руками – путами, как насосом вытягиваю из почвы воду и минеральные вещества. Но не для себя, мне много не надо. Я отсылаю этот питательный раствор к стеблю, который сам распределяет между членами своей семьи. Но стебель в свою очередь передает мне органические вещества в землю, которые я откладываю про запас. А еще я своими корявыми руками укрепляю стебель в почве и прямо удерживаю его в течение всей жизни.

Ведущая (девочка): Но корень никогда не отдыхает: ни зимой, ни летом. А его непрерывные работы повлияли на его характер. Поэтому корень всегда угрюм, сер и коряв.

У: На основании прослушанной сказки можно определить функции и значение корня для растений. Определите функции и значение корня и запишите вои выводы.

Функции корня:

1. защитная

2. удерживает растение в почве

3. всасывание воды и минеральных веществ

4. накопление питательных веществ

Значение корня:

Корень является основным органом растения, без которого цветковые растения жить не могут. Обеспечивает стебель и его членов семьи водой и минеральными веществами, т.е. осуществляет почвенное питание. Накапливает органические вещества в запас.

3) Особенности внутреннего строения корня

У: Все живые организмы имеют клеточное строение. Корень - орган, часть организма или тела. Рассмотрим его строение и сделаем его рисунки в тетрадь.

У: Корень свои питательные вещества накапливает в видоизмененных корнях.

Учитель предлагает ученикам рассмотреть таблицу на доске, затем рисунки в учебнике на странице 39 [1] и назвать видоизмененные корни. В тетрадях записать схему №1 [см. Приложение3]

III. Закрепление материала о строении корня, корневых систем и значении в жизни растений.

Фронтальный опрос:

  1. Какие виды растений вы узнали (показать на таблице)?
  2. Какие типы корневых систем характерны для двудольных растений? Для однодольных растений? Показать на гербариях. Отв.: стержневая и мочковатая
  3. Что такое орган, корень, корневая система? Раскрыть их определения.
  4. Назовите функции корня.
  5. Назовите зоны корня и покажите на таблице.
  6. Какие видоизмененные корни вы знаете?
  7. Каково значение корня для растений?

IV. Домашнее задание.

Изучить раздел 6 на странице 38 [1], рассмотреть рисунки с изображениями корневых систем, внешнего и внутреннего строения корня, используя конспекты в тетради. В рабочей тетради [2] самостоятельно выполнить задание с 26 по 30 и лабораторную работу «Корневые системы» на странице 16.

V. Подведение итогов урока.

Рефлексия:

Литература:

1. Биология. Живой организм. 6 кл. Н.И.Сонин. Издательский дом «Дрофа» 2002г.

2. Рабочая тетрадь. Живой организм. 6 кл. Н.И.Сонин. Москва. 2002г.