Цель: познакомить учащихся с основными цветковыми растениями Таймырской тундры; выявить черты приспособленности растений к условиям обитания; формировать чувство бережного отношения к растениям родного края, умение видеть и ценить прекрасное в природе.
Методы: частично-поисковый, экспериментальный, самостоятельная творческая работа, рассказ учителя.
Оборудование: гербарные экземпляры растений, книги “Полярная энциклопедия”, в/ф “Большой Арктический заповедник”, фонограмма “Времена года” (Чайковский), дополнительный материал, кроссворд.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель: Мы закончили изучение покрытосеменных растений на уроках биологии. Познакомились с систематикой их. Настало время с этой точки зрения изучить растительный мир нашей тундры.
II. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
а. Цели урока
б. Вводное слово. Есть прекрасные слова
“Я с малых лет люблю Таймыр,
Укрытый тундровым ковром,
Здесь Родина моя, мой мир
Мои снега, мой теплый дом”.
Человек обязан знать свой “дом”, любить, беречь его и охранять.
Давайте и мы попытаемся сегодня узнать о нашем “доме” побольше, систематизировать то, что уже известно.
III. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТАЙМЫРА
а. По физическим картам определите географические координаты Таймыра: 75 - 780 С.Ш. 80 - 1120 в.д.
б. По физической карте охарактеризуйте рельеф местности.
в. Как называется наша территория? Что обозначает термин “Арктическая тундра?”
(Соотнесите свои знания с определением - работа с книгой “Полярная энциклопедия” стр. 8).
г. Каковы особенности климата арктической тундры?
(Работа с книгой “Полярная энциклопедия” стр. 15).
д. Выделите эти главные особенности:
- длинная холодная зима;
- низкая среднегодовая температура;
- неравномерный снежный покров;
- недостаток воды;
- короткое лето
IY. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА ТУНДРЫ
а. Как вы думаете, насколько многообразен мир растений в тундре?
б. Какие отделы растений встречаются в нашей тундре? Лишайники, мхи, покрытосеменные (травянистые растения).
в. Какие группы лишайников вы встречали в тундре? В основном накипные и корковые. Даже кустистые и листоватые лишайники встречаются реже.
г . Учитель:
Видовое разнообразие тундры невелико. В некоторых местах число видов покрытосеменных (самых процветающих) не превышает 100 видов. В основном тундра образована мхами, лишайниками, осоками и пушицами.
Из цветковых травянистых растений встречаются камнеломки, полярные маки, новосиверсии, лютики, незабудки, крестовники, паррии, ллойдии.
Есть в нашей тундре эндемичные растения, нигде больше не встречающиеся: паррия - семейство крестоцветных, арктофила рыжеватая и дюпонция - семейство злаковых (стр. 73. “Полярная энциклопедия”).
Y. ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ ТУНДРЫ
а. Видеоряд ( в/ф “Большой Арктический заповедник)
б. Фонограмма “Времена года”
в. Учитель:
“Давай пройдемся медленно по тундре,
И “Здравствуй!” скажем каждому цветку.
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо своё им показать.
Итак, флора тундры образована в основном десятью крупнейшими семействами:
г. На столах учеников гербарные экземпляры растений.
Задание: рассмотрите растения, найдите черты приспособленности к условиям существования.
Ответ: низкорослые, мелколистные, сильно опушенные листья и стебли, неглубокие корневые системы.
Учитель:
- Почему растения тундры имеют такие черты строения?
- Почему растения произрастают группами? (Подушкообразно).
Ответ: Недостаток влаги; защита от ветра; лучшее прогревание солнечными лучами.
д. Познакомьтесь с растениями нашей тундры, попытайтесь дать каждому из них характеристику.
Воспользуйтесь справочными материалами, которые имеются у вас на столах.
YI. РАССКАЗЫ УЧЕНИКОВ О РАСТЕНИЯХ
а. Полярный мак | е. Дриада |
б. Лютик снежный | ё. Новосиверсия полярная |
в. Ллойдия | ж. Паррия |
г. Камнеломка | з. Незабудочник |
д. Пушица | и. Ива полярная |
Крестовик, мытник |
YII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1. Соотнесите виды растений и семейства.
На доске:
Растительный мир тундры
2. Узнай растение:
а. Является хорошим медоносом, в коре много дубильных веществ; в листьях содержится вещество салицин; его побеги хороший корм для оленей? (Ива полярная)
б. Растет на сухих пригорках, стебли, листья и корни содержат алкалоиды; декоративно, активно истребляется? (Полярный мак)
в. Любит умеренно прохладные и влажные места, содержит много алкалоидов, являющихся ядами, некоторые из них используются в медицине; не поедается животными? (Лютик снежный)
г. Внешне растение похоже на гусиный лук, интенсивно размножается вегетативным путем? (Ллойдия)
д. Влаголюбивое растение, самое важное в образовании растительного покрова тундры? (Камнеломка)
е. Растения, имеющие соцветия-кисть, цветки мелкие с изумительным запахом сирени? (Паррия голостеблевая)
ж. Растение, придающее тундре снежно-белый вид? (Пушица)
з. В названии какого растения есть название животных, питающихся этим растением? (Дриада (куропаточья трава)).
Какому растению нашей тундры посвящено небольшое стихотворение?
Подснежник, диксонский подснежник,
Тебя я долго, долго ждал.
Нашел тебя, цветок заснеженный,
Хотел сорвать и не сорвал.
Хотел сорвать, да вот раздумал,
Тебе так мало цвесть.
Неси тепло и радость людям.
Неси весеннюю им весть.
Работа с кроссвордом:
- В центре - название биогеоценоза.
- Подберите названия растения
Домашнее задание : Подготовить рассказ, кроссворд, загадки о растениях тундры.