Тип урока: объяснение нового материала.
Задачи:
Образовательные: сформировать у учащихся знания о листе как важной составной части побега; познакомить с особенностями внешнего строения и основными функциями листа; научить распознавать простые и сложные листья, типы жилкования.
Развивающие:развитие активной познавательной деятельности через работу с учебником и гербарным материалом; формирование интеллектуальных способностей (умение анализировать обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, проводить синтез, доказательство).
Воспитательные: прививать навыки коллективного труда, умения коммуникации учащихся, умения провести оценку и самооценку. Продолжить воспитание бережного отношения к зеленым растениям.
Оборудование: коллекции с листьями, гербарные экземпляры растений, живые комнатные растения, таблицы: “Строение почек”, “Внешнее строение листа”.
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
II. Проверка опорных знаний (построена по принципу от общего к частному).
- Вспомнить понятие биология (общее понятие). (Наука, изучающая живые организмы).
- Какой живой организм мы с вами изучаем? (Растение (частное понятие))
- Как доказать, что растение является живым организмом? (Дышит, растет, питается, размножается и умирает)
- Мы с вами тоже живые организмы. Каким образом растения отличаются от других живых организмов? (Они зеленого цвета, способны фотосинтезировать, имеют другие органы и т.д.).
- С какими органами растения мы уже знакомы?
Рис 1.
Дополнение к рисунку 1. Высшее растение это “единое”, которое состоит из частей (подземной – корень и надземной – побег), что и является его структурой. Основание для деления понятий корень и побег — это разные выполняемые функции, следовательно, разное строение.
Задаю учащимся вопросы понятия и вопросы суждения по данной схеме.
- Что называется корнем?
- Вследствие чего корень является необходимой частью цветкового растения?
- Что называется побегом?
- Что считается почкой?
- Почему почка является зачаточным побегом?
- Что понимается под вегетативной почкой?
- Что понимается под генеративной почкой?
III. Изучение нового материала.
Загадываю загадку. Отгадав ее, вы узнаете тему нашего урока.
Сидит – зеленеет,
Летит – пожелтеет,
Падает – почернеет (лист).
- Что вы мне можете рассказать о листе?
- Покажите значимость данного органа для растения.
- Откройте сборник понятий, запишите понятие лист, его содержание.
- Рассмотреть листья окружающих растений. Все ли они одинаковы? (Ребята называют различие у листьев).
Из всего многообразия мы с вами должны выбрать общее для всех листьев.
Объявляю тему и цель урока: “Внешнее строение листьев”.
Цели: Познакомиться с внешним строением листа. Установить сходство и различие между листьями разных растений.
Поставленные цели мы сможем осуществить только после того, как раскроем объем данного понятия “лист”.
Самостоятельная работа учащихся в группах (учебник автор В.В.Пасечник Биология §23, сборник понятий, гербарные материалы, комнатные цветы).
Оценка:
Командиры не забывают оценивать работу членов своей группы. Каждый оценивает еще и сам себя. Затем мы посмотрим совпадает ли оценка командира группы и ваша собственная.
Обращаю внимание на бережную работу с живыми растениями и гербарными материалами.
Фрагмент сборника понятий.
Понятие |
Содержание |
Объем |
---|---|---|
Лист
Сидячий лист
Черешковый лист
Влагалищный лист |
Боковая часть побега. Орган высших
растений, выполняющий функции фотосинтеза,
транспирации и газообмена.
Лист, прикрепляющийся к стеблю с помощью основания листовой пластинки.
Лист, прикрепляющийся к стеблю с помощью черешка.
Лист, прикрепляющийся к стеблю с помощью основания листовой пластинки в виде трубки. |
1. По способу прикрепления к стеблю: 1.1.
Сидячий. 2. По форме жилкования: 2.1. с дуговым; 3. По количеству листовых пленок: 3.1. Простые - пальчатосложные; |
Записываю на доске в две колонки признаки, которые называют дети.
Общее у всех листьев | ccccc | Различное у всех листьев |
Листовая пластинка | Черенок, без черенка | |
Наличие жилок | Разное расположение жилок | |
Количество листовых пластинок | Одна или несколько |
Делаем вывод. Общее у всех листьев – листовая пластинка, жилки.
Задаю вопрос: Каким образом такое строение листа связано с выполняемой функцией?
Возможный ответ: В листовой пластинке происходит процесс фотосинтеза, т.е. воздушное питание.
Жилки выполняют транспортную функцию, по ним в лист приходит вода с минеральными веществами от корня, и наоборот оттекают органические вещества во все другие органы растения.
IV. Закрепление.
В рабочей тетради учащиеся выполняют лабораторную работу: “Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение”.
Задание №1. Схематично изобразить в тетради все, что узнали нового на уроке.
1.1. Прикрепление листьев к стеблю
черешковый Рис 2. |
сидячий Рис 3. |
1.2. Тип жилкования
Рис 4.
Задание №2. Зарисовать сложные листья и подписать их названия, используя сборник понятий
Сложные листья
Рис 5.
V. Домашнее задание. §23, рис. 81, доделать лабораторную работу (задание №2).
Записать в сборник понятий содержание следующих понятий: простые и сложные листья, листовая пластинка, черешок.
VI. Выставление оценок.