Урок биологии в 6-м классе по теме: "Внешнее строение листа" с использованием технологии СДО

Разделы: Биология


Тип урока: объяснение нового материала.

Задачи:

Образовательные: сформировать у учащихся знания о листе как важной составной части побега; познакомить с особенностями внешнего строения и основными функциями листа; научить распознавать простые и сложные листья, типы жилкования.

Развивающие:развитие активной познавательной деятельности через работу с учебником и гербарным материалом; формирование интеллектуальных способностей (умение анализировать обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, проводить синтез, доказательство).

Воспитательные: прививать навыки коллективного труда, умения коммуникации учащихся, умения провести оценку и самооценку. Продолжить воспитание бережного отношения к зеленым растениям.

Оборудование: коллекции с листьями, гербарные экземпляры растений, живые комнатные растения, таблицы: “Строение почек”, “Внешнее строение листа”.

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

II. Проверка опорных знаний (построена по принципу от общего к частному).

  1. Вспомнить понятие биология (общее понятие). (Наука, изучающая живые организмы).
  2. Какой живой организм мы с вами изучаем? (Растение (частное понятие))
  3. Как доказать, что растение является живым организмом? (Дышит, растет, питается, размножается и умирает)
  4. Мы с вами тоже живые организмы. Каким образом растения отличаются от других живых организмов? (Они зеленого цвета, способны фотосинтезировать, имеют другие органы и т.д.).
  5. С какими органами растения мы уже знакомы?

Рис 1.

Дополнение к рисунку 1. Высшее растение это “единое”, которое состоит из частей (подземной – корень и надземной – побег), что и является его структурой. Основание для деления понятий корень и побег — это разные выполняемые функции, следовательно, разное строение.

Задаю учащимся вопросы понятия и вопросы суждения по данной схеме.

  1. Что называется корнем?
  2. Вследствие чего корень является необходимой частью цветкового растения?
  3. Что называется побегом?
  4. Что считается почкой?
  5. Почему почка является зачаточным побегом?
  6. Что понимается под вегетативной почкой?
  7. Что понимается под генеративной почкой?

III. Изучение нового материала.

Загадываю загадку. Отгадав ее, вы узнаете тему нашего урока.

Сидит – зеленеет,
Летит – пожелтеет,
Падает – почернеет (лист).

  1. Что вы мне можете рассказать о листе?
  2. Покажите значимость данного органа для растения.
  3. Откройте сборник понятий, запишите понятие лист, его содержание.
  4. Рассмотреть листья окружающих растений. Все ли они одинаковы? (Ребята называют различие у листьев).

Из всего многообразия мы с вами должны выбрать общее для всех листьев.

Объявляю тему и цель урока: “Внешнее строение листьев”.

Цели: Познакомиться с внешним строением листа. Установить сходство и различие между листьями разных растений.

Поставленные цели мы сможем осуществить только после того, как раскроем объем данного понятия “лист”.

Самостоятельная работа учащихся в группах (учебник автор В.В.Пасечник Биология §23, сборник понятий, гербарные материалы, комнатные цветы).

Оценка:

Командиры не забывают оценивать работу членов своей группы. Каждый оценивает еще и сам себя. Затем мы посмотрим совпадает ли оценка командира группы и ваша собственная.

Обращаю внимание на бережную работу с живыми растениями и гербарными материалами.

Фрагмент сборника понятий.

Понятие

Содержание

Объем

Лист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сидячий лист

 

Черешковый лист

 

Влагалищный лист

Боковая часть побега. Орган высших растений, выполняющий функции фотосинтеза, транспирации и газообмена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист, прикрепляющийся к стеблю с помощью основания листовой пластинки.

 

Лист, прикрепляющийся к стеблю с помощью черешка.

 

Лист, прикрепляющийся к стеблю с помощью основания листовой пластинки в виде трубки.

1. По способу прикрепления к стеблю:

1.1. Сидячий.
1.2. Черешковый.
1.3. Влагалищный.

2. По форме жилкования:

2.1. с дуговым;
2.2. с параллельным;
2.3. с сетчатым.

3. По количеству листовых пленок:

3.1. Простые
3.2. сложные:

- пальчатосложные;
- тройчатосложные;
- непарноперестосложные;
- парноперестосложные

Записываю на доске в две колонки признаки, которые называют дети.

Общее у всех листьев ccccc Различное у всех листьев
Листовая пластинка Черенок, без черенка
Наличие жилок Разное расположение жилок
Количество листовых пластинок   Одна или несколько

Делаем вывод. Общее у всех листьев – листовая пластинка, жилки.

Задаю вопрос: Каким образом такое строение листа связано с выполняемой функцией?

Возможный ответ: В листовой пластинке происходит процесс фотосинтеза, т.е. воздушное питание.

Жилки выполняют транспортную функцию, по ним в лист приходит вода с минеральными веществами от корня, и наоборот оттекают органические вещества во все другие органы растения.

IV. Закрепление.

В рабочей тетради учащиеся выполняют лабораторную работу: “Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение”.

Задание №1. Схематично изобразить в тетради все, что узнали нового на уроке.

    1.1. Прикрепление листьев к стеблю

    черешковый

    Рис 2.

    сидячий

    Рис 3.

1.2. Тип жилкования

    Рис 4.

Задание №2. Зарисовать сложные листья и подписать их названия, используя сборник понятий

    Сложные листья

    Рис 5.

V. Домашнее задание. §23, рис. 81, доделать лабораторную работу (задание №2).

Записать в сборник понятий содержание следующих понятий: простые и сложные листья, листовая пластинка, черешок.

VI. Выставление оценок.