Биология
-
Педагогическая мастерская "Жизнь до рождения" 2006
Медико-воспитательная работа по проблеме полового воспитания подростков.
-
Использование программ виртуальной школы "Кирилл и Мефодий" на уроках биологии в 6-м классе 2006
В статье представлен опыт работы учителей МОУ гимназии № 13 г. Красноярска по использованию программы "Кирилла и Мефодия" по биологии 6–7-го класса. Говорится о достоинствах этого программного продукта, целесообразности проведения уроков с целым классом в оборудованном кабинете информатики, использовании информационных технологий учителем биологии. Представлен конспект урока по теме "Размножение грибов" с инструктивными карточками для самостоятельной работы на компьютере и с микроскопом.
-
Тема урока по теме: "Дыхание растений" 2006
Урок биологии знакомит учащихся с органами дыхания растений и животных. На уроке демонстрируются опыты.
-
Урок по теме: "Типы развития насекомых" 2006
Данная разработка предлагает проведение стандартного урока по теме "Типы развития насекомых". На уроке используются элементы проблемного обучения.
-
Урок по биологии на тему: "Гигиена нервной системы" 2006
Ознакомить учащихся с такими понятиями как невроз, стресс, депрессия. Предложены пути выхода из психологического кризиса, затрагивается проблема суицида.
-
Тема урока: "Генетика человека" 2006
Урок по теме "Генетика человека" посвящен методам изучения человека как объекта генетических исследований. Это урок применения знаний и умений; позволяет проверить умение учащихся использовать знание законов генетики, генетическую терминологию и символику для решения задач и применять полученные знания в новой ситуации – при анализе и составлении схем родословных. Решение задач по медицинской генетике вызывает большой интерес у учащихся. На последующих уроках целесообразно рассмотреть социальные проблемы генетики.
-
Использование презентаций в преподавании биологии 2006
В статье предложен вариант внеклассной проектной деятельности по созданию презентаций Power Point и дальнейшему их использованию на уроках биологии.
-
Обобщающий урок-игра по биологии на тему: "Доберемся до вершины" 2006
Сложно проводить последние уроки в четверти, тем более, когда впереди праздник – Новый год. Ученики настроены на развлечения, а не на серьезную работу. И тогда моим подарком к празднику появляются такие уроки-обобщения, где ученики в игровом азарте и не замечают, что делают серьезную работу – обобщают материал за первое полугодие.
-
Разработка урока на тему: "Биосинтез белка" 2006
При изучении данной темы учителя сталкиваются с проблемой: как объяснить динамику процесса биосинтеза белка, да еще используя достаточно сложную терминологию и учитывая сложность восприятия самого материала. Поэтому считаю целесообразным и необходимым использование компьютерного приложения к учебнику "Общая биология". Система навигации позволяет управлять процессом показа видеоматериала на любой фазе, поэтому понятие изучаемых процессов значительно облегчается. Как показала практика, учащиеся на 50 % стали делать меньше ошибок при объяснении материала с использованием данной программы. Кроме того, ее можно использовать и на закреплении, и на опросе.
-
Элективный курс "Азбука аранжировки цветов" 2006
Элективный курс "Азбука аранжировки цветов" рассчитан на 15 часов, предусмотрен для учащихся 9-х классов. Он знакомит с искусством составления цветочных композиций. Кроме теоретических занятий, программа данного курса предусматривает решение практических задач на занятиях.
-
Тема урока: "Биологическая игра" 2006
Биологическая игра предлагается школьникам VII класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии животных Хабаровского края. В процессе игры развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу - цель игры.
-
Урок по биологии на тему: "Зачем человеку уши?" 2006
В статье раскрывается методика проведения урока по теме "Зачем человеку уши", 8-й класс. Для достижения цели предлагается использовать разные формы обучения: элементы опережающего обучения, работу с учебником и дополнительной литературой, решение проблемных ситуаций и вопросов по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). На уроке имеют место моменты инсценировки, игры, музыкальной композиции в сочетании со стихотворением, физминутка.
-
Сценарий детского спектакля "Зимняя сказка, или Разборки в Лось-Вегасе" 2006
На уроках природоведения, естествознания, биологии и экологии учителя уделяют внимание правилам поведения в лесу, вопросам, связанным с охраной природы. Можно иллюстрировать эти моменты с помощью театрализованного представления. В нем могут принимать участие школьники 5–6-х классов, а зрителями становятся учащиеся начальной школы. Музыкальные номера, танцы, песни каждый учитель сможет подобрать по своему усмотрению. Костюмы, декорации с помощью учителей дети могут сделать сами. Если нет возможности изготовить красочные костюмы для всех, можно воспользоваться шапочками-обозначениями.
-
Тема урока: "Внутренняя среда организма. Кровь" 2006
Вводный урок по теме "Внутренняя среда организма" проводится при изучении новой темы в виде лекции с использованием компьютерных технологий. Система изложения нового материала сопровождается слайдами. Компьютерные технологии, в частности использование слайдов как наглядных пособий, способствуют интенсификации учебного процессса, развивают навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету.
-
Экология Калмыкии. "Общие проблемы экологического состояния республики" (элективный курс для 9-го класса) 2006
Цель данного курса, рассчитанного на учащихся 9-х классов, состоит в том, чтобы во-первых, помочь им на местных примерах понять экологические проблемы, существующие в Калмыкии и выявить их взаимосвязи, а во-вторых, содействовать в дальнейшем выбору профиля обучения в 10–11-х классах и своей будущей специальности после окончания школы.
-
Урок — вирутальное путешествие "Многообразие пресмыкающихся" 2006
Приведенный урок является примером интегрированного подхода подачи учебного материала "биология + география". В занимательной форме в урок включено большое количество иллюстративного материала, касающегося как видов пресмыкающихся с характеристикой их отрядов, так и географических мест их обитания.
-
Интегрированный урок для учащихся 9-го класса по теме: "Многоликая симметрия" 2006
В курсе изучения данных учебных дисциплин нет отдельно выделенной темы “Симметрия”. Однако данное понятие встречается в курсах химии, биологии, физики, математики. Поэтому, чтобы более полно и широко обрисовать данное явление, нами был разработан интегрированный урок, который включил в себя данные о симметрии в вышеназванных курсах. Урок разрабатывался силами учителей и учеников, используя материал научно-методических журналов. Учителя и ученики на основе подобранного материала готовили компьютерные презентации для большей наглядности.
-
Игровая экологическая программа: "Колобок на новый лад" 2006
Игровая экологическая программа "Колобок на новый лад" предназначена для учащихся начальных классов. Она может быть использована как внеклассное мероприятие в рамках декады естественных наук или экологической декады. Основной целью данной игровой программы является привлечение внимания учащихся к необходимости бережного отношения к живой природе.
-
Додарвиновский период развития биологии. Ранние эволюционные представления 2006
Предлагаемый урок построен с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Можно использовать для групповой работы учащихся, в ходе которой происходит более глубокое осмысление ранних эволюционных идей. Проведение урока в такой форме способствует повышению мотивации в изучении данной проблемы, так как учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса.
-
Информационный ресурс как фактор интеграции моделей и методик 2006
Информационные ресурсы - это совокупность данных, информационных единиц, которые могут быть усвоены и преобразованы в знания; это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов. Информационные ресурсы с элементами естественно-научных и гуманитарных наук можно подобрать практически к любому уроку. Очень полезна работа с информационным ресурсом, на основе которого школьники самостоятельно могут составлять задачи и сообщения к уроку.
-
Примеры упражнений по развитию памяти, внимания, воображения на уроках биологии 2006
Вашему вниманию предлагаются примеры развивающих заданий, легко включающихся в структуру урока биологии в разных классах. Важно отметить, что использование этих и подобных упражнений должно происходить непрерывно, образуя единую систему, внутри которой решаются определенные задачи развития конкретного класса. В реализации этого подхода важное значение приобретают психолого-педагогическое наблюдение и срезовая диагностика осуществляемая психологом, на основании которых учитель выбирает наиболее актуальные развивающие упражнения и составляет свой комплекс заданий.
-
Курение и его последствия 2006
Данный урок позволит школьникам понять воздействие такой вредной привычки, как курение, на свой собственный организм.
-
Урок-соревнование по теме: "Многообразие покрытосеменных растений разных семейств и их значение в жизни человека" 2006
Данный урок-соревнование на основе работы учащихся по группам помогает закрепить знания о многообразии изученных семейств растений и их использовании в практической деятельности человека, включая лекарственные растения.
-
Внеклассное мероприятие на тему: "День экологии" 2006
Природа познается не только созерцательно, но и осмысленно, на основе знаний. Но одних знаний еще не достаточно. Экологическое образование должно сочетаться с экологическим воспитанием. Данное внеклассное мероприятие позволяет постичь истину сознанием и сердцем, умом и чувством, что в судьбе природы - наша судьба, ради нынешних и будущих поколений.
-
Тема урока: "Рождение цветка" 2006
Цель урока расширить и закрепить у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений.
-
Тема урока: "Питание простейших (на примере инфузории-туфельки, амебы обыкновенной, эвглены зеленой). Образование сократительных вакуолей и выделительных телец" 2006
На примере опытов показать питание простейших и образование сократительных вакуолей и выделительных телец.
-
Тема урока: "Растение — это…" 2006
Педагогическая мастерская проводится в теме "Вегетативные органы растений". Помимо углубления и обобщения знаний, главные задачи урока - это развитие познавательного интереса и творческого подхода к изучаемой теме что, на мой взгляд, наиболее хорошо можно сделать, используя технологию педагогических мастерских. Мастерская - это особая форма проведения занятий, где создаются условия для нахождения новых знаний каждым участником самостоятельно или коллективно при этом процесс обучения является осознанным, что наиболее важно в современной педагогике.
-
Использование видеофильмов на уроке биологии, как средства успешного решения учебных задач 2006
В статье описан опыт использования видеозаписей телевизионных научно-популярных сериалов, видеофрагментов документальных и информационных телепередач. Раскрываются приёмы их действенного применения при изучении биологии для освоения учащимися программного материала через реализацию триединой задачи урока. Представлены особенности деятельности учителя при внедрении данных средств в обучение.
-
Биолого-экологическое обучение и воспитание со здоровьесберегающими технологиями 2006
Привожу краткое содержание биоэкологических проектов, каждый из которых реализовывался в процессе всего учебного года.
-
Вводно-обзорный урок-путешествие по теме: "Класс Насекомые" 2006
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока по теме "Класс Насекомые" с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Основа урока - групповая работа по заданной схеме, с применением нестандартных заданий, позволяющих применять учащимся знания, приобретенные ранее, а также обобщить тему "Тип Членистоногие".