Эпиграф урока:
Цели:
- Образовательная: познакомить учащихся с составом крови и функциями ее компонентов, разъяснить механизм свертывания крови.
- Развивающая: углубить знания о внутренней среде организма и гомеостазе, раскрыть состав и значение крови в обмене веществ.
- Воспитывающая: применять полученные знания для профилактики сохранения здоровья, воспитывать основополагающие элементы здорового образа жизни.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Вид урока: Лекция, рассчитанная на два урока.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, с использованием информационных технологий: во время лекции на индивидуальных компьютерах и экране будут представлены слайды, отражающие основные изучаемые вопросы по теме.
Оборудование урока:
- Компьютеры,
- Слайды,
- Экран,
- Таблицы,
- Схемы.
План урока:
- Лекция
- Самопогружение
- Закрепление полученных знаний
План изучения темы:
- Кровь – самая удивительная ткань нашего организма.
- Страницы истории развития гематологии.
- Функции крови.
- Состав крови
- Форменные элементы крови: строение и функции.
- Подумать только! Интересные факты.
- Свертывание крови.
- Кроветворные органы.
I. ЛЕКЦИЯ.
Мефистофель, предлагая Фаусту подписать союз с “нечистой силой” говорил: “Кровь, надо знать, совсем особый сок”. В этих словах отражается мистическое верование в кровь как в нечто таинственное. За кровью признавали могучую и исключительную силу: кровью скрепляли священные клятвы; жрецы заставляли своих деревянных идолов “плакать кровью”, древние греки приносили кровь в жертву своим богам. Кровь считали носителем души.
Действительно, кровь самая удивительная ткань нашего организма. С развитием науки человеческий разум все глубже проникает в тайны внутренней жидкой среды организма.
Составление схемы: “Внутренняя среда организма”
Внутренняя среда организма находится в подвижном равновесии. Это значит, что концентрация различных веществ в крови, лимфе и тканевой жидкости поддерживается примерно на одном уровне. Это достигается благодаря работе нервной и эндокринной систем: как только концентрация какого-либо вещества выходит из пределов нормы, то рецепторы, находящиеся в стенках кровеносных сосудов, сигнализируют об этом в центральную нервную систему. Там эта информация обрабатывается вставочными нейронами. Они передают нужные сигналы исполнительным нейронам, от которых зависит работа органов пищеварительной, выделительной и эндокринной систем. Последние осуществляют выброс или, наоборот, поглощение определенного количества вещества, концентрация которого вышла из пределов нормы. Поддержание относительного постоянства внутренней среды организма называется гомеостазом (от греч. Homoios – одинаковый и stasis – cостояние).
Общее количество крови у взрослого человека составляет 6-8% от массы тела, то есть 4,5 -5,4 литров; 40-50% от всей массы крови находится в сосудах и постоянно циркулирует. 50-60% крови остается в депо – это депонированная кровь (она сосредоточена в капиллярах селезенки, в печени, коже). При стрессах, повышении температуры тела, эмоциональном возбуждении выход крови из депо увеличивается, что приводит к увеличению объема крови. Кровь отличается удивительным составом некоторых веществ. Так, белка 5-8%, сахара 0,07 – 0,1%. Общее количество солей 0,6%. Соотношение солей кальция, натрия и калия строго определенно.
Задание учащимся:
Предполагаемый правильный ответ: Первые живые организмы обитали в море. Из морской воды они черпали необходимые вещества. Жидкая среда организма называется “плененным морем” поскольку, находясь внутри организма, выполняет те же функции, которые морская вода выполняет для одноклеточных организмов.
Функции крови
|
Состав крови
Задание учащимся: закончить заполнение таблицы “Состав крови” во время объяснения учителя.
Характеристика форменных элементов крови:
40% эритроциты
лейкоциты
тромбоциты
В 1 мм3 – 4,5 млн. эритроцитов. Форма – в виде двояковогнутой линзы, снаружи покрыты мембраной. Живут приблизительно 120 дней. Разрушаются в селезенке и печени. Участвуют в поддержании постоянства внутренней среды организма. Основная функция – транспортная, которая осуществляется белком гемоглобином.
Суммарная площадь поверхности всех эритроцитов человека составляет 3400 кв.м.
Задание учащимся: Решить задачу: В пяти литрах крови может раствориться 100 см3 кислорода, а для удовлетворения потребности организма в кислороде, его необходимо значительно больше. Каким путем организм получает нужное количество кислорода?
Интересные факты
Вторым форменным элементом крови являются лейкоциты, или белые кровяные тельца. Это довольно крупные бесцветные неопределенной формы клетки с хорошо развитыми ядрами. Основная функция лейкоцитов – распознавание и уничтожение чужеродных включений.
личество лейкоцитов в 1 мм3 крови может сильно варьировать в зависимости от состояния организма. При попадании в организм инфекции их число резко возрастает, что внешне выражается повышением температуры тела больного.
Одним из видов лейкоцитов являются фагоциты, способные к амёбоидному движению. Обнаружив “ врага”, они захватывают его ложноножками, поглощают и переваривают. Это явление, получившее название фагоцитоза, было открыто и подробно изучено русским ученым И.И.Мечниковым.
Краткая историческая справка о научной деятельности И.И.Мечникова (сообщение учащегося).
Большая группа лейкоцитов формируется и созревает в лимфатических узлах и тимусе (вилочковой железе). Это лимфоциты – клетки, способные к образованию антител – особых химических белковых веществ, уничтожающих чужеродные соединения (антигены).
Тромбоциты или кровяные пластинки.
Мельчайшие плазматические комочки продолжительностью существования 8-11 дней. Основная функция – участие в свертывании крови, препятствующее кровопотерям организма. Механизм образования тромба при свертывании крови показан на рисунках 17 и 18. Если происходит травма, и кровь выходит из сосуда, тромбоциты слипаются и разрушаются. При этом они выделяют ферменты, которые вызывают целую цепочку химических реакций, ведущих к свертыванию крови.
Так как продолжительность существования форменных элементов крови невелика, в организме человека происходит постоянно процесс формирования новых клеток крови, в образовании которых участвуют органы кроветворения: красный костный мозг, селезенка, печень, вилочковая железа, лимфатические узлы. Для поддержания процессов кроветворения необходим витамин В12.
II. ВЫЯСНЕНИЕ НЕЯСНЫХ ВОПРОСОВ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Лабораторная работа “Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом”
Задания:
- На препарате лягушки рассмотрите эритроциты и лейкоциты.
- Выясните, в чем их различие.
- Зарисуйте эритроциты и лейкоциты в тетради.
- Рассмотрите препарат крови человека, найдите в поле зрения микроскопа эритроциты и лейкоциты.
- Зарисуйте эти кровяные тельца в своих тетрадях.
- Найдите отличия эритроцитов человека от эритроцитов лягушки.
- Чья кровь, человека или лягушки, перенесет в единицу времени больше кислорода? Почему?
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Параграф 17. Записи в тетрадях.