Обобщающий урок-игра по биологии на тему: "Доберемся до вершины"

Разделы: Биология


Тип: игра.

Цели:

  • обобщить, систематизировать знания учащихся, выявить слабо изученный материал;
  • развить логическое мышление, навыки сравнительного анализа, расширять кругозор и развивать познавательный интерес к предмету;
  • воспитывать коммуникабельность, чувство товарищества.

Пособия: учебник 7 класса, дополнительная литература, две елки, 2 флажка, игрушки, кроссворд, маркеры, тыква, капуста, 2 черных ящика, карточки, конверты.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Класс делится на две команды. Два помощника (вешают заработанные командами игрушки на елки, раздают карточки).

Учитель: “Выше мамы, выше папы, достает до потолка, а на ней висят игрушки от подставки до макушки. Вот сейчас и мы попробуем так нарядить наши елочки.”

2. Правила игры:

команда должна, как можно быстрее ответить на вопросы, получить за каждый правильный ответ игрушку и повесить на свою елку. Выигрывает та команда, чья елка будет более нарядной.

3. Игра:

1 тур

“Подскажи-ка”

Команды выбирают карточки “вирусы” или “бактерии”, необходимо закончить предложения, начатые в карточках на эти темы.

“Вирусы”

  1. Открыл в 1892 году …………Д.И.Ивановский.
  2. Вирусы состоят из ………. нуклеиновых кислот покрытых белковой оболочкой.
  3. Относятся к царству ….вирусов.
  4. Вирусы называют паразитами, т.к. они …… живут за счет других живых организмов
  5. Бактериофагами называют….. вирусы разрушающие бактерии
  6. Вирусы являются возбудителями ……..спида, гриппа, полиомиелита, кори, желтухи, оспы, герпеса.

“Бактерии”

  1. Бактерии открыл в 1683 г ……….. Антонии Левенгук
  2. Бактерии состоят из…….. одной клетки.
  3. Большинство бактерий имеют цвет………. Бесцветны.
  4. Бактерии, питающиеся мертвыми организмами, называют ….. сапрофитами.
  5. Бактерии относятся к царству……..дробянок.
  6. Бактерии являются возбудителями ……..туберкулеза, дизентерии, сальмонеллеза, бруцеллеза, ботулизма, чумы.

Учащиеся за каждый правильный ответ получают игрушку на елку.

2 тур

“Составь-ка”

Учащимся выдаются карточки, и они на скорость выстраивают классификацию органического мира.

Вид-род-семейство-отряд-класс-тип-царство

  1. Первая команда составляет на доске в порядке возрастания, вторая в порядке убывания. Если обе команды закончили одновременно, то задается вопрос: “Кто придумал эту систематизацию?”... Карл Линней (швед).

3 тур

“Сравни-ка”

Команды выбирают карточки “хламидомонада и хлорелла” или “улотрикс и ламинария”.

По одному ученику с команды зарисовывают своих представителей на доске,пока команды составляют сравнительную их характеристику (сходства и различия)

Выступают 2 ученика с каждой команды, зачитывают характеристику. Каждая команда может дополнять другую команду. За дополнение тоже получают игрушку.

4 тур

“Выбери-ка”

Командам дается стопка карточек, с названиями грибов – паразитов и плесневых грибов (на одной карточке одно название), и только один подписанный конверт (или грибы-паразиты, или плесневые грибы) .

Команды раскладывают в конверты нужные им грибы, а остальные оставляют в стопке .

Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием. Если одновременно, то команды задают друг другу по вопросу на эту тему. Какая команда лучше ответит – той и игрушка.

 5 кроссворд7

 

  1. Симбиоз грибов с водорослями (лишайники).
  2. Семена образуются у них не в завязи, а в семяпочках, лежащих открыто на чешуйках шишек (голосеменные).
  3. Изучающая их наука, называется бриология (мхи).
  4. Имеет два вида стеблей: летний и весенний (хвощ).
  5. Одноклеточная зеленая водоросль (хламидомонада).
  6. Гриб- паразит (спорынья).
  7. Одноклеточный плесневелый гриб (мукор).
  8. Известны два типа прорастания спор: наземный и подземный (плауны).
  9. Тело не имеет корней, стеблей, листьев и называется таллом (водоросли).

Командам по очереди задается вопрос из кроссворда, за правильный ответ – игрушка, если нет ответа – вопрос переходит ко второй команде. Помощники маркером заполняют ячейки.

6 тур

“Семейства”

Выносятся два черных ящика (с тыквой и капустой), команды выбирают ящик, открывают его и через минуту обсуждения дают общую характеристику, указывая сколько видов, формулу цветка и т. д.

За полный ответ игрушка, команды могут дополнять друг друга.

4. Подводим итоги. У какой команды лучше наряжена елка, та получает приз - вазу с конфетами.

5. Разыгрывается дополнительный приз

Командам было дано домашнее задание: вспомнить все песни, где встречаются названия животных и растений. Начинаем музыкальную паузу, какая команда больше вспомнит и пропоет отрывков из песен, та и получит поощрительный приз – корзину яблок.

6. Д\з дополнительный материал о хлопчатнике, розах, шиповнике, бобах