Тип: игра.
Цели:
- обобщить, систематизировать знания учащихся, выявить слабо изученный материал;
- развить логическое мышление, навыки сравнительного анализа, расширять кругозор и развивать познавательный интерес к предмету;
- воспитывать коммуникабельность, чувство товарищества.
Пособия: учебник 7 класса, дополнительная литература, две елки, 2 флажка, игрушки, кроссворд, маркеры, тыква, капуста, 2 черных ящика, карточки, конверты.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Класс делится на две команды. Два помощника (вешают заработанные командами игрушки на елки, раздают карточки).
Учитель: “Выше мамы, выше папы, достает до потолка, а на ней висят игрушки от подставки до макушки. Вот сейчас и мы попробуем так нарядить наши елочки.”
2. Правила игры:
команда должна, как можно быстрее ответить на вопросы, получить за каждый правильный ответ игрушку и повесить на свою елку. Выигрывает та команда, чья елка будет более нарядной.
3. Игра:
1 тур
“Подскажи-ка”
Команды выбирают карточки “вирусы” или “бактерии”, необходимо закончить предложения, начатые в карточках на эти темы.
“Вирусы”
- Открыл в 1892 году …………Д.И.Ивановский.
- Вирусы состоят из ………. нуклеиновых кислот покрытых белковой оболочкой.
- Относятся к царству ….вирусов.
- Вирусы называют паразитами, т.к. они …… живут за счет других живых организмов
- Бактериофагами называют….. вирусы разрушающие бактерии
- Вирусы являются возбудителями ……..спида, гриппа, полиомиелита, кори, желтухи, оспы, герпеса.
“Бактерии”
- Бактерии открыл в 1683 г ……….. Антонии Левенгук
- Бактерии состоят из…….. одной клетки.
- Большинство бактерий имеют цвет………. Бесцветны.
- Бактерии, питающиеся мертвыми организмами, называют ….. сапрофитами.
- Бактерии относятся к царству……..дробянок.
- Бактерии являются возбудителями ……..туберкулеза, дизентерии, сальмонеллеза, бруцеллеза, ботулизма, чумы.
Учащиеся за каждый правильный ответ получают игрушку на елку.
2 тур
“Составь-ка”
Учащимся выдаются карточки, и они на скорость выстраивают классификацию органического мира.
Вид-род-семейство-отряд-класс-тип-царство
- Первая команда составляет на доске в порядке возрастания, вторая в порядке убывания. Если обе команды закончили одновременно, то задается вопрос: “Кто придумал эту систематизацию?”... Карл Линней (швед).
3 тур
“Сравни-ка”
Команды выбирают карточки “хламидомонада и хлорелла” или “улотрикс и ламинария”.
По одному ученику с команды зарисовывают своих представителей на доске,пока команды составляют сравнительную их характеристику (сходства и различия)
Выступают 2 ученика с каждой команды, зачитывают характеристику. Каждая команда может дополнять другую команду. За дополнение тоже получают игрушку.
4 тур
“Выбери-ка”
Командам дается стопка карточек, с названиями грибов – паразитов и плесневых грибов (на одной карточке одно название), и только один подписанный конверт (или грибы-паразиты, или плесневые грибы) .
Команды раскладывают в конверты нужные им грибы, а остальные оставляют в стопке .
Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием. Если одновременно, то команды задают друг другу по вопросу на эту тему. Какая команда лучше ответит – той и игрушка.
5 кроссворд7
- Симбиоз грибов с водорослями (лишайники).
- Семена образуются у них не в завязи, а в семяпочках, лежащих открыто на чешуйках шишек (голосеменные).
- Изучающая их наука, называется бриология (мхи).
- Имеет два вида стеблей: летний и весенний (хвощ).
- Одноклеточная зеленая водоросль (хламидомонада).
- Гриб- паразит (спорынья).
- Одноклеточный плесневелый гриб (мукор).
- Известны два типа прорастания спор: наземный и подземный (плауны).
- Тело не имеет корней, стеблей, листьев и называется таллом (водоросли).
Командам по очереди задается вопрос из кроссворда, за правильный ответ – игрушка, если нет ответа – вопрос переходит ко второй команде. Помощники маркером заполняют ячейки.
6 тур
“Семейства”
Выносятся два черных ящика (с тыквой и капустой), команды выбирают ящик, открывают его и через минуту обсуждения дают общую характеристику, указывая сколько видов, формулу цветка и т. д.
За полный ответ игрушка, команды могут дополнять друг друга.
4. Подводим итоги. У какой команды лучше наряжена елка, та получает приз - вазу с конфетами.
5. Разыгрывается дополнительный приз
Командам было дано домашнее задание: вспомнить все песни, где встречаются названия животных и растений. Начинаем музыкальную паузу, какая команда больше вспомнит и пропоет отрывков из песен, та и получит поощрительный приз – корзину яблок.
6. Д\з дополнительный материал о хлопчатнике, розах, шиповнике, бобах