Биология
-
Экология Калмыкии. "Общие проблемы экологического состояния республики" (элективный курс для 9-го класса) 2006
Цель данного курса, рассчитанного на учащихся 9-х классов, состоит в том, чтобы во-первых, помочь им на местных примерах понять экологические проблемы, существующие в Калмыкии и выявить их взаимосвязи, а во-вторых, содействовать в дальнейшем выбору профиля обучения в 10–11-х классах и своей будущей специальности после окончания школы.
-
Урок — вирутальное путешествие "Многообразие пресмыкающихся" 2006
Приведенный урок является примером интегрированного подхода подачи учебного материала "биология + география". В занимательной форме в урок включено большое количество иллюстративного материала, касающегося как видов пресмыкающихся с характеристикой их отрядов, так и географических мест их обитания.
-
Интегрированный урок для учащихся 9-го класса по теме: "Многоликая симметрия" 2006
В курсе изучения данных учебных дисциплин нет отдельно выделенной темы “Симметрия”. Однако данное понятие встречается в курсах химии, биологии, физики, математики. Поэтому, чтобы более полно и широко обрисовать данное явление, нами был разработан интегрированный урок, который включил в себя данные о симметрии в вышеназванных курсах. Урок разрабатывался силами учителей и учеников, используя материал научно-методических журналов. Учителя и ученики на основе подобранного материала готовили компьютерные презентации для большей наглядности.
-
Игровая экологическая программа: "Колобок на новый лад" 2006
Игровая экологическая программа "Колобок на новый лад" предназначена для учащихся начальных классов. Она может быть использована как внеклассное мероприятие в рамках декады естественных наук или экологической декады. Основной целью данной игровой программы является привлечение внимания учащихся к необходимости бережного отношения к живой природе.
-
Додарвиновский период развития биологии. Ранние эволюционные представления 2006
Предлагаемый урок построен с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Можно использовать для групповой работы учащихся, в ходе которой происходит более глубокое осмысление ранних эволюционных идей. Проведение урока в такой форме способствует повышению мотивации в изучении данной проблемы, так как учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса.
-
Информационный ресурс как фактор интеграции моделей и методик 2006
Информационные ресурсы - это совокупность данных, информационных единиц, которые могут быть усвоены и преобразованы в знания; это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов. Информационные ресурсы с элементами естественно-научных и гуманитарных наук можно подобрать практически к любому уроку. Очень полезна работа с информационным ресурсом, на основе которого школьники самостоятельно могут составлять задачи и сообщения к уроку.
-
Примеры упражнений по развитию памяти, внимания, воображения на уроках биологии 2006
Вашему вниманию предлагаются примеры развивающих заданий, легко включающихся в структуру урока биологии в разных классах. Важно отметить, что использование этих и подобных упражнений должно происходить непрерывно, образуя единую систему, внутри которой решаются определенные задачи развития конкретного класса. В реализации этого подхода важное значение приобретают психолого-педагогическое наблюдение и срезовая диагностика осуществляемая психологом, на основании которых учитель выбирает наиболее актуальные развивающие упражнения и составляет свой комплекс заданий.
-
Курение и его последствия 2006
Данный урок позволит школьникам понять воздействие такой вредной привычки, как курение, на свой собственный организм.
-
Урок-соревнование по теме: "Многообразие покрытосеменных растений разных семейств и их значение в жизни человека" 2006
Данный урок-соревнование на основе работы учащихся по группам помогает закрепить знания о многообразии изученных семейств растений и их использовании в практической деятельности человека, включая лекарственные растения.
-
Внеклассное мероприятие на тему: "День экологии" 2006
Природа познается не только созерцательно, но и осмысленно, на основе знаний. Но одних знаний еще не достаточно. Экологическое образование должно сочетаться с экологическим воспитанием. Данное внеклассное мероприятие позволяет постичь истину сознанием и сердцем, умом и чувством, что в судьбе природы - наша судьба, ради нынешних и будущих поколений.
-
Тема урока: "Рождение цветка" 2006
Цель урока расширить и закрепить у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений.
-
Тема урока: "Питание простейших (на примере инфузории-туфельки, амебы обыкновенной, эвглены зеленой). Образование сократительных вакуолей и выделительных телец" 2006
На примере опытов показать питание простейших и образование сократительных вакуолей и выделительных телец.
-
Тема урока: "Растение — это…" 2006
Педагогическая мастерская проводится в теме "Вегетативные органы растений". Помимо углубления и обобщения знаний, главные задачи урока - это развитие познавательного интереса и творческого подхода к изучаемой теме что, на мой взгляд, наиболее хорошо можно сделать, используя технологию педагогических мастерских. Мастерская - это особая форма проведения занятий, где создаются условия для нахождения новых знаний каждым участником самостоятельно или коллективно при этом процесс обучения является осознанным, что наиболее важно в современной педагогике.
-
Использование видеофильмов на уроке биологии, как средства успешного решения учебных задач 2006
В статье описан опыт использования видеозаписей телевизионных научно-популярных сериалов, видеофрагментов документальных и информационных телепередач. Раскрываются приёмы их действенного применения при изучении биологии для освоения учащимися программного материала через реализацию триединой задачи урока. Представлены особенности деятельности учителя при внедрении данных средств в обучение.
-
Биолого-экологическое обучение и воспитание со здоровьесберегающими технологиями 2006
Привожу краткое содержание биоэкологических проектов, каждый из которых реализовывался в процессе всего учебного года.
-
Вводно-обзорный урок-путешествие по теме: "Класс Насекомые" 2006
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока по теме "Класс Насекомые" с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Основа урока - групповая работа по заданной схеме, с применением нестандартных заданий, позволяющих применять учащимся знания, приобретенные ранее, а также обобщить тему "Тип Членистоногие".
-
Интегрированный семинар биология + химия по теме: "Химические вещества клетки и метаболизм" 2006
Основная цель урока - обобщить знания о химическом составе клетки и процессе обмена веществ и энергии. Перед уроком ребята делятся на группы. В теоретической части группы обсуждают вопросы семинара, выступают с сообщениями. В практической части проводят химические опыты и решают цитогенетические задачи. Рецензенты (из состава групп) оценивают выступления одноклассников. Затем учащиеся анализируют свою деятельность. Оценка на семинаре складывается из оценки рецензента, учителя и самооценки.
-
Обобщающий урок по теме: "Кровь и кровообращение" 2006
Предлагается конспект урока по теме "Кровь и кровообращение" с применением компьютерной презентации. Показана групповая работа учащихся по закреплению умений и навыков практического характера.
-
"Мир ощущений". Программа курса по выбору для учащихся 8-го класса 2006
Программа курса по выбору "Мир ощущений" составлена в рамках эксперимента по предпрофильному обучению. Целью курса является создание условий для развития индивидуальных интересов у учащихся к своему организму, расширение знаний о резервах и возможностях своих органов чувств. Практические занятия помогают определить наиболее эффективно работающий анализатор, что может быть условием для дальнейшего выбора профессии. В последнее время все больше внимания уделяется следующим понятиям: наблюдательность, образованность, контактность, а поведение человека в целом зависит от работы зрительного, слухового, осязательного анализаторов и от их взаимодействия между собой, что и обеспечивает получение полной и реальной картины мира.
-
Мастерская "Сердце, тебе не хочется покоя" 2006
Мастерская проводится в курсе "Организм человека" по теме "Строение и работа сердца". Цель мастерской - выяснить источники неутомимости работы сердца, показать важность сохранения здоровой работы сердца для обеспечения многолетней, нормальной жизнедеятельности человека.
-
Урок биологии в 7-м классе на тему: "Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений" 2006
Предлагаемый урок позволяет воспитать у учащихся экологическое сознание, бережное отношение к природе, ответственность за всё живое на планете. С помощью приложений в виде презентации учащиеся знакомятся с некоторыми растениями из Красной книги.
-
Интегрированный урок по биологии (физике) на тему: " Функция органов зрения. Гигиена зрения". 9-й класс 2006
На уроке средствами биологии и физики рассматриваются вопросы строения и функционирования глаза человека. В нестандартной форме подается материал на повторение зоологии. Проводится несколько опытов, которые раскрывают основные функции зрения. Даются рекомендации по проведению гимнастики для глаз и гигиене глаз.
-
Использование информационных листов на различных этапах урока 2006
Из множества существующих форм обучения учителю приходится всегда выбирать самую эффективную для каждого из этапов урока. Нечасто один и тот же метод может быть использован неоднократно на уроке или для разных видов работ. Предлагаю убедиться в том, что существуют универсальные приемы, позволяющие достичь поставленных целей урока.
-
Урок природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь в морях и океанах" 2006
Разработка урока, в ходе которого дается учащимся представление о разнообразии растений и животных морей и океанов, об их распространении: в мелководной прибрежной части, в толще и на дне, в коралловых рифах; раскрываются взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.
-
Интегрированный урок-ярмарка: "Важнейшие сельскохозяйственные растения" 2006
Представлен сценарий игрового урока по теме "Важнейшие сельскохозяйственные растения".
-
Вакуолярная система клетки. Биология. 10-й класс 2006
Данный урок представлен как мультимедиаурок. Использование компьютерных технологий делает урок современным, научным, насыщенным и содержательным. Это несомненно повышает интерес к предмету. Использование информационных технологий позволяет более детально ознакомить учащихся с процессами, происходящими внутри клетки.
-
Компьютерный урок по биологии в 8-м классе по теме: "Строение и функции глаза. Зрительный анализатор" 2006
Данный урок проводится с использованием компьютерных технологий, так как в качестве иллюстративного материала служит презентация, выполненная с использованием приложения Power Point. Компьютерные технологии помогают повысить интерес к предмету у учащихся и лучше усвоить материал, а также укрепляют межпредметные связи, решают проблему наглядности на уроке.
-
Урок-игра для учащихся 6-х классов по теме: "Покрытосеменные растения" 2006
Учение, опирающееся на интерес ученика, выигрывает в овладении содержанием, в создании личностного отношения к учению, как деятельности приятной и радостной. Мощным фактором возникновения познавательного интереса к изучаемому предмету является игра. Особенно эффективны игры учетно-повторительного характера, где целью ставятся контроль знаний и умений учащихся, выяснение прочности и глубины усвоения ими материала. В 6-м классе такой итоговый урок-игру можно провести по теме "Покрытосеменные".
-
Общественный смотр знаний по теме: "Эволюционное учение". Интеллектуальная игра "Брейн-ринг" 2006
Урок проводиться по типу интеллектуальной игры для старшеклассников "Брейн-ринг". Подготовка к уроку начинается за неделю. Учащиеся повторяют вопросы темы, читают дополнительную литературу. Классы делятся на команды по 5 человек, выбирают капитана.
-
Урок экологии в 7-м классе по теме: "Почва как среда жизни" 2006
Публикуемый материал представляет собой урок, построенный с использованием элементов двух педагогических технологий - традиционной и критического мышления. Он позволяет сформировать знания о почве как среде жизни, раскрыть взаимосвязи почвенных организмов между собой и с другими компонентами различных экологических систем, выявить адаптации этих организмов к особенностям почвы, т.е. имеет яркую экологическую направленность. В связи с этим будет интересен учителям природоведения, естествознания и экологии, работающих в среднем звене (5–7-е классы).