Цель урока: Расширить и закрепить у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений.
Задачи:
- Обеспечить усвоение знаний о классификации цветков, сформировать понятия “обоеполые”, “раздельнополые” цветки, “однодомные” и “двудомные” растения.
- На основе установления сходства в строении цветков различных растений подвести учащихся к выводу о родстве покрытосеменных растений.
- Развивать самостоятельность мышления, формировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы.
- Активизировать эмоциональную сферу личности учащихся.
- Воспитывать любовь к живой природе.
Тип урока - урок изучения нового материала.
Методы обучения:
1. По источнику знаний:
- Объяснительно-иллюстративные - рассказ, самостоятельная работа с учебником, беседа, демонстрация таблицы “Строение цветка”, открыток.
- Репродуктивные - лабораторная работа “Строение цветка”, заполнение таблицы, конструирование цветка, составление мини-рассказа.
2. По характеру деятельности учителя - проблемные.
3. По характеру деятельности учащихся - поисковые, исследовательские.
Оборудование: Таблица “Строение цветка”, открытки, карточки с заданиями, цветная бумага, ножницы, клей, препаровальные иглы, консервированные цветки петунии, сирени, цветущие цветы примулы, распустившиеся цветы черемухи.
Класс разбит на 4 группы. Консультант группы руководит работой. За правильный ответ ученик получает жетоны: красного цвета - 3 балла, зеленого - 2 балла, синего - 1 балл.
План-конспект урока.
I. Организационный момент.
Объясняются тема и задачи урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Со строением цветка учащиеся познакомились в 5 классе и поэтому, начиная урок, путем беседы выявить имеющиеся у них знания о цветке. (Используя рисунок 97, стр.125).
Вступление учителя.
Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы - сама жизнь. Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”.
Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, дне рождения и праздниках. Даже самая скромная комната будет выглядеть нарядной и уютной, если на столе стоит букет цветов.
А сейчас я прошу рассказать коротко о своем любимом цветке.
Начинаю сама: “Мой любимый цветок - анютины глазки - виола. Это, если можно сказать, символические цветы. В некоторых странах анютины глазки - символ верности, символ мудрости. Расцветка цветка разнообразная, удивительная. В одном цветке множество красок. Мне кажется, это глаза детей Мира”.
Работа в группах.
Первое задание.
“Мой любимый цветок”. Разговор идет во всех группах одновременно. Затем из каждой группы выступает один ученик.
Второе задание.
Каждая группа ребят получает набор открыток с красивыми цветами, сухие букеты цветов. Все рассматривают цветы.
Учитель.
- Какие чувства возникают у вас? Вопросы?
- Постарайтесь высказать свои мнения, задать вопросы себе или соседу.
- Подготовьте вопросы на обсуждение класса.
Беседа по вопросам.
Учащиеся отвечают на вопросы, учитель дополняет, обобщает ответы. За правильный и оригинальный ответ ученики получают жетоны.
- Почему цветы рождаются такими красивыми? Для кого важна красота цветка и для чего?
- Почему они такие разные?
- Какое значение имеет цветок для растения?
- Когда возникли цветы - до появления человека или после?
III. Изучение нового материала.
Работа с учебником (по группам).
Каждая группа получает задания.
Учитель: Читая текст учебника, вы встретите уже знакомые вам понятия. Повторите их еще раз. Изучая новый материал, подумайте над вопросами.
Задания первой группы.
Прочитать рассказ “Строение цветка яблони”, стр.125-126, рис.97.
Ответить на вопросы.
- Из каких частей состоит цветок?
- Что называют околоцветником?
- Чем различается венчик свободнолепестный от сростнолепестного?
- Показать на таблице органы цветка.
Задания второй группы.
Прочитать рассказ “Околоцветник двойной и простой”, стр.126, рис.98.
Ответить на вопросы.
- Из каких частей состоит цветок? (рис.97)
- Что называют околоцветником? (стр.125)
- Чем отличается двойной околоцветник от простого?
- Какие цветы называют голыми?
Задания третьей группы.
Прочитать рассказ “Строение тычинки и пестика”, стр.127, рис.99.
Ответить на вопросы.
- Какие части цветка называются главными? Почему?
- Каково строение пестика?
- Каково строение тычинки?
- Что развивается из семязачатка?
Задания четвертой группы.
Прочитать рассказ “Цветки обоеполые и раздельнополые”, стр.127, рис.100,101.
Ответить на вопросы.
- На какие группы делят цветы по наличию в них главных частей?
- Какие цветы называют обоеполыми?
- Какие цветы называют пестичными, а какие тычиночными?
- Чем однодомные растения отличаются от двудомных?
В начале учащиеся обсуждают результаты работы в группах. Затем слово предоставляется членам первой группы, по очереди всем остальным. Учитель дополняет, помогает делать выводы, обобщения. Оцениваются ответы. Консультанты выдают жетоны.
IV. Закрепление и применение новых знаний.
Центральной частью урока является лабораторная работа учащихся по изучению строения цветка. К ней они подготовлены всем ходом урока.
В краткой дополнительной беседе сообщить, что требуется сделать учащимся, в какой форме отчитаться о проделанной работе и пояснить, как заполнить таблицу.
Лабораторная работа
“Изучение строения цветка” выполняется по инструктивной карточке на стр.128 учебника и оформляется в рабочей тетради.
Для лабораторной работы используются консервированные цветки петунии, сирени, цветущие цветы примулы, распустившиеся за три недели на окне цветы черемухи.
Название растения | околоцветник простой или двойной. “П” или “Д” |
чашечка сростнолистная или
раздельнолистная. “С” или “Р” |
венчик сростнолепестный или
раздельнолепестный “С” или “Р” |
число тычинок | число пестиков |
1. 2. |
Консультанты проверяют таблицу. Выдают жетоны.
При ознакомлении учащихся с формулой цветка сначала на классной доске дать полную запись названий и количество всех частей цветка, а затем изобразить строение цветка в виде формулы, показав тем самым преимущество последней.
Учитель:
Для условного обозначения строения цветка используют формулы. Для составления формулы используют следующие обозначения:
О - простой околоцветник
Ч - чашелистики
Л - лепестки
Т - тычинки
Число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков показывают цифрами, а если их больше двенадцати, то значком Если какие-либо части цветка срослись, то цифры пишут в скобках.
Правильный цветок изображают звездочкой *.
Неправильный- стрелкой.
Однополые мужские (тычиночные) цветки- знаком .
Женские (пестичные)- .
Например, формула тычиночного цветка огурца:
Формула обоеполого цветка вишни:
Самостоятельная работа в мастерской.
Первое задание.
Учитель: А теперь интересное задание, но требует быстроты, ловкости, умения.
Сконструировать цветок, чтобы в нем были все органы.
(Для работы приготовлены ножницы, клей, нитки, гофрированная и обычная бумага - чем разнообразнее материал, тем больше может быть фантазии по конструкции цветка).
Затем предлагается учащимся подойти и положить модели цветов на столы, заранее приготовленные.
Учащимся предлагается рассмотреть модели цветков. Поделиться своими ощущениями и чувствами в момент выполнения этой работы.
Второе задание.
Учащимся предлагается написать мини-рассказ на тему “Как мне повезло!” от имени цветка, чтобы в рассказе прозвучали понятия об органах цветка.
После выполнения задания учащиеся вывешивают свои тексты на доске при помощи скотча. Ходят, читают другие работы. Учитель зачитывает лучший рассказ.
“Роза”
Ура! Наконец я расцвела! Как мне повезло! Самая красивая Роза. Вы только посмотрите - у меня есть цветоножка и цветоложе. А чашечка из чашелистиков. Можно пить чай. Яркий венчик. А внутри, вы только посмотрите! Тычинки из пыльцевого мешочка и тычиночной нити. Пестик из рыльца, столбика и завязи.
Я самая, самая красивая роза. И с хозяйкой мне повезло. Ой! Что это, отпал лепесток.
Надо заканчивать хвалить себя, а то я весь околоцветник потеряю.
V. Итоги урока.
Вопросы к беседе с учениками:
- Что вас больше всего заинтересовало в ходе проведения урока?
- Каких знаний вам было недостаточно во время работы?
- Что вы сегодня чувствовали, что переживали во время урока?
- Какое открытие вы сделали сегодня?
- Что нового обнаружили вы в себе?
Подсчитываются баллы.
Выставляются отметки.