Тема урока: "Рождение цветка"

Разделы: Биология


Цель урока: Расширить и закрепить у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений.

Задачи:

  1. Обеспечить усвоение знаний о классификации цветков, сформировать понятия “обоеполые”, “раздельнополые” цветки, “однодомные” и “двудомные” растения.
  2. На основе установления сходства в строении цветков различных растений подвести учащихся к выводу о родстве покрытосеменных растений.
  3. Развивать самостоятельность мышления, формировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы.
  4. Активизировать эмоциональную сферу личности учащихся.
  5. Воспитывать любовь к живой природе.

Тип урока - урок изучения нового материала.

Методы обучения:

1. По источнику знаний:

  • Объяснительно-иллюстративные - рассказ, самостоятельная работа с учебником, беседа, демонстрация таблицы “Строение цветка”, открыток.
  • Репродуктивные - лабораторная работа “Строение цветка”, заполнение таблицы, конструирование цветка, составление мини-рассказа.

2. По характеру деятельности учителя - проблемные.

3. По характеру деятельности учащихся - поисковые, исследовательские.

Оборудование: Таблица “Строение цветка”, открытки, карточки с заданиями, цветная бумага, ножницы, клей, препаровальные иглы, консервированные цветки петунии, сирени, цветущие цветы примулы, распустившиеся цветы черемухи.

Класс разбит на 4 группы. Консультант группы руководит работой. За правильный ответ ученик получает жетоны: красного цвета - 3 балла, зеленого - 2 балла, синего - 1 балл.

План-конспект урока.

I. Организационный момент.

Объясняются тема и задачи урока.

II. Актуализация опорных знаний.

Со строением цветка учащиеся познакомились в 5 классе и поэтому, начиная урок, путем беседы выявить имеющиеся у них знания о цветке. (Используя рисунок 97, стр.125).

Вступление учителя.

Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы - сама жизнь. Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”.

Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, дне рождения и праздниках. Даже самая скромная комната будет выглядеть нарядной и уютной, если на столе стоит букет цветов.

А сейчас я прошу рассказать коротко о своем любимом цветке.

Начинаю сама: “Мой любимый цветок - анютины глазки - виола. Это, если можно сказать, символические цветы. В некоторых странах анютины глазки - символ верности, символ мудрости. Расцветка цветка разнообразная, удивительная. В одном цветке множество красок. Мне кажется, это глаза детей Мира”.

Работа в группах.

Первое задание.

“Мой любимый цветок”. Разговор идет во всех группах одновременно. Затем из каждой группы выступает один ученик.

Второе задание.

Каждая группа ребят получает набор открыток с красивыми цветами, сухие букеты цветов. Все рассматривают цветы.

Учитель.

  1. Какие чувства возникают у вас? Вопросы?
  2. Постарайтесь высказать свои мнения, задать вопросы себе или соседу.
  3. Подготовьте вопросы на обсуждение класса.

Беседа по вопросам.

Учащиеся отвечают на вопросы, учитель дополняет, обобщает ответы. За правильный и оригинальный ответ ученики получают жетоны.

  1. Почему цветы рождаются такими красивыми? Для кого важна красота цветка и для чего?
  2. Почему они такие разные?
  3. Какое значение имеет цветок для растения?
  4. Когда возникли цветы - до появления человека или после?

 III. Изучение нового материала.

Работа с учебником (по группам).

Каждая группа получает задания.

Учитель: Читая текст учебника, вы встретите уже знакомые вам понятия. Повторите их еще раз. Изучая новый материал, подумайте над вопросами.

Задания первой группы.

Прочитать рассказ “Строение цветка яблони”, стр.125-126, рис.97.

Ответить на вопросы.

  1. Из каких частей состоит цветок?
  2. Что называют околоцветником?
  3. Чем различается венчик свободнолепестный от сростнолепестного?
  4. Показать на таблице органы цветка.

Задания второй группы.

Прочитать рассказ “Околоцветник двойной и простой”, стр.126, рис.98.

Ответить на вопросы.

  1. Из каких частей состоит цветок? (рис.97)
  2. Что называют околоцветником? (стр.125)
  3. Чем отличается двойной околоцветник от простого?
  4. Какие цветы называют голыми?

Задания третьей группы.

Прочитать рассказ “Строение тычинки и пестика”, стр.127, рис.99.

Ответить на вопросы.

  1. Какие части цветка называются главными? Почему?
  2. Каково строение пестика?
  3. Каково строение тычинки?
  4. Что развивается из семязачатка?

Задания четвертой группы.

Прочитать рассказ “Цветки обоеполые и раздельнополые”, стр.127, рис.100,101.

Ответить на вопросы.

  1. На какие группы делят цветы по наличию в них главных частей?
  2. Какие цветы называют обоеполыми?
  3. Какие цветы называют пестичными, а какие тычиночными?
  4. Чем однодомные растения отличаются от двудомных?

В начале учащиеся обсуждают результаты работы в группах. Затем слово предоставляется членам первой группы, по очереди всем остальным. Учитель дополняет, помогает делать выводы, обобщения. Оцениваются ответы. Консультанты выдают жетоны.

IV. Закрепление и применение новых знаний.

Центральной частью урока является лабораторная работа учащихся по изучению строения цветка. К ней они подготовлены всем ходом урока.

В краткой дополнительной беседе сообщить, что требуется сделать учащимся, в какой форме отчитаться о проделанной работе и пояснить, как заполнить таблицу.

Лабораторная работа

“Изучение строения цветка” выполняется по инструктивной карточке на стр.128 учебника и оформляется в рабочей тетради.

Для лабораторной работы используются консервированные цветки петунии, сирени, цветущие цветы примулы, распустившиеся за три недели на окне цветы черемухи.

Название растения околоцветник простой или двойной.

“П” или “Д”

чашечка сростнолистная или раздельнолистная.

“С” или “Р”

венчик сростнолепестный или раздельнолепестный

“С” или “Р”

число тычинок число пестиков
1.

2.

         

Консультанты проверяют таблицу. Выдают жетоны.

При ознакомлении учащихся с формулой цветка сначала на классной доске дать полную запись названий и количество всех частей цветка, а затем изобразить строение цветка в виде формулы, показав тем самым преимущество последней.

Учитель:

Для условного обозначения строения цветка используют формулы. Для составления формулы используют следующие обозначения:

О - простой околоцветник

Ч - чашелистики

Л - лепестки

Т - тычинки

Число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков показывают цифрами, а если их больше двенадцати, то значком Если какие-либо части цветка срослись, то цифры пишут в скобках.

Правильный цветок изображают звездочкой *.

Неправильный- стрелкой.

Однополые мужские (тычиночные) цветки- знаком .

Женские (пестичные)- .

Например, формула тычиночного цветка огурца:

Формула обоеполого цветка вишни:

Самостоятельная работа в мастерской.

Первое задание.

Учитель: А теперь интересное задание, но требует быстроты, ловкости, умения.

Сконструировать цветок, чтобы в нем были все органы.

(Для работы приготовлены ножницы, клей, нитки, гофрированная и обычная бумага - чем разнообразнее материал, тем больше может быть фантазии по конструкции цветка).

Затем предлагается учащимся подойти и положить модели цветов на столы, заранее приготовленные.

Учащимся предлагается рассмотреть модели цветков. Поделиться своими ощущениями и чувствами в момент выполнения этой работы.

Второе задание.

Учащимся предлагается написать мини-рассказ на тему “Как мне повезло!” от имени цветка, чтобы в рассказе прозвучали понятия об органах цветка.

После выполнения задания учащиеся вывешивают свои тексты на доске при помощи скотча. Ходят, читают другие работы. Учитель зачитывает лучший рассказ.

“Роза”

Ура! Наконец я расцвела! Как мне повезло! Самая красивая Роза. Вы только посмотрите - у меня есть цветоножка и цветоложе. А чашечка из чашелистиков. Можно пить чай. Яркий венчик. А внутри, вы только посмотрите! Тычинки из пыльцевого мешочка и тычиночной нити. Пестик из рыльца, столбика и завязи.

Я самая, самая красивая роза. И с хозяйкой мне повезло. Ой! Что это, отпал лепесток.

Надо заканчивать хвалить себя, а то я весь околоцветник потеряю.

 V. Итоги урока.

Вопросы к беседе с учениками:

  1. Что вас больше всего заинтересовало в ходе проведения урока?
  2. Каких знаний вам было недостаточно во время работы?
  3. Что вы сегодня чувствовали, что переживали во время урока?
  4. Какое открытие вы сделали сегодня?
  5. Что нового обнаружили вы в себе?

Подсчитываются баллы.

Выставляются отметки.