Элективный курс "Азбука аранжировки цветов"

Разделы: Биология


Сколько существует человечество, столько существует тяга человека к прекрастному, стремление украсить свой быт цветами. Окраской, формой, ароматом они несли и несут радость, пробуждают лучшие чувства, будят фантазию, улучшают настроение, скрашивают горе и болезни, даруют бодрость и работоспособность. Когда не хватает слов или они неуместны, именно цветы приходят к нам на помощь. Цветы и растения просто красивы, ими хочется любоваться, с ними приятно возиться без всякой корысти, просто так, ради удовольствия. Не только человеку нужна природа, но и он ей.

Изучение данного курса тесно связано с такими биологическими дисциплинами, как “Ботаника”, “Цветоводство”. А между тем, человек творит прекрастное, создавая произведения искусства. Творчество же природы наиболее трогательно проявляется в растениях, прежде всего в цветах, и перенять мастерство этой великой учительницы может любой. Срезанные цветы – это символ непреходящего бытия, символ настоящего, напоминающий, что человек всегда был и остается гармоничной частью природы, неотъемлемой ее составляющей. Простой, со вкусом составленный букет – не это ли настоящая музыка красок, гармония формы и содержания.

Данный элективный курс преследует цель знакомства с искусством составления цветочных композиций.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

  1. Научиться уходу за срезанными для букета растениями.
  2. Иметь представление об основных принципах рациональной расстановке растений в букете.
  3. Знать основы искусства аранжировки, то есть композиционно-цветового составления букета.
  4. Уметь гармонично подбирать вазу.
  5. Иметь представление о цветочном этикете.

Элективный курс “Азбука аранжировки цветов” предусмотрен в 9-м классе, рассчитан на 15 часов.

Курс включает следующие разделы:

  1. История искусства составления цветочных композиций (1 час).
  2. Цветочный этикет (5 часов).
  3. Уход за срезанными цветами (3 часа).
  4. Составление букетов и цветочных композиций (4 часа).
  5. Растения для цветочных композиций (2 часа).

Программа данного элективного курса предусматривает теоретические занятия, решение практических задач на занятиях.

Особое место в овладении данного курса отводится самостоятельной работе, которая включает составление собственной букетной композиции.

В результате изучения курса “Азбука аранжировки цветов” обучающиеся должны знать:

  • Материалы и оборудование для составления букета.
  • Виды и назначение букетов.
  • Искусство вручать и принимать цветы.
  • Композиционную основу аранжировки и значение цвета в композиции.
  • Характеристику некоторых растений, используемых в цветочных композициях.

Прослушав этот элективный курс, школьник должен уметь:

  • Выбрать цветочную композицию в соответствии с событием.
  • Ухаживать за срезанными цветами.
  • Составлять букеты и цветочные композиции.
  • Выбирать растительный материал для композиций из живых растений в разное время года.
  • Одновременно подобрать вазу и цветы.

Курс завершается зачетным занятием, на котором учащийся кроме теоретических знаний демонстрирует самостоятельно составленную цветочную композицию.

 Содержание программы

Общее количество часов – 15.

История искусства составления цветочных композиций.

История букета. Материалы и оборудование. Сосуды, подставки, аксессуары. Вазы для цветочных композиций: цвет, размеры, форма и материал ваз.

Цветочный этикет.

Виды и назначения букетов. Искусство вручать и принимать цветы. Какие цветы, когда и кому следует дарить. Бутоньерки. Украшение цветами столов.

Уход за срезанными цветами.

Правила срезки цветов. Препараты, добавляемые в воду для продления срока жизни срезанных цветов. Оживление увядших цветов. Условия хранения и транспортировки срезанных цветов. Совместимость срезанных цветов.

Составление букетов и цветочных композиций.

Названия композиций. Композиционная основа аранжировки: замысел, конструкция, масштаб, пропорция, гармония, ритм, баланс, линия, контраст, фон, фактура, количество цветов в букете, расцветка ваз, цветовая гамма композиции. Значение цвета в композиции: символика цвета, цветовые сочетания.

Растения для цветочных композиций.

Ассортимент растений: оранжерейная срезка, выгоночные растения, декоративно-лиственные и оранжерейно-выгоночные растения, цветущие горшечные растения, садовые цветы, декоративные травы, кустарники, деревья. Выбор растительного материала для композиций из живых растений в разное время года: весенние композиции, летние композиции, осенние композиции, зимние композиции, новогодние композиции. Характеристика некоторых растений, используемых в цветочных композициях: цветы и цветущие ветки, зелень и листья, облиственные или голые ветки деревьев и кустарников.

 Тематическое планирование

Разделы. Темы занятий Кол-во часов
Раздел I. История искусства составления цветочных композиций. 1
1. История букета. Материалы и оборудование. Вазы для цветочных композиций. 1
Раздел II. Цветочный этикет. 5
2. Виды и назначение букетов. 1
3. Искусство вручать и принимать цветы. 1
4. Какие цветы, когда и кому следует дарить: букеты и события. 1
5. Бутоньерки. 1
6. Украшение цветами столов: от повседневных композиций до парадных приемов. 1
Раздел III. Уход за срезанными цветами. 3
7. Правила срезки цветов. Условия хранения и транспортировки срезанных цветов. 1
8. Препараты, добавляемые в воду для продления срока жизни срезанных цветов. Оживление увядших цветов. 1
9. Совместимость срезанных цветов. 1
Раздел IV. Составление букетов и цветочных композиций. 4
10. Названия композиций. 1
11. Композиционная основа аранжировки. 1
12. Значение цвета в композиции. 1
13. Практическая работа “Самостоятельное составление букета”. 1
Раздел V. Растения для цветочных композиций. 2
14. Ассортимент растений. 1
15. Выбор растительного материала для композиций из живых растений в разное время года. 1

 Рекомендуемая литература.

  1. Азбука цветов / Составитель И.В. Рошаль – СПб.: Кристалл; Терция, 1998.
  2. В.В. Воронцов. Уход за комнатными растениями. Практические советы любителям цветов. М.: ЗАО “Фитон+”, 2003.
  3. Рабочие таблицы по уходу за цветочными культурами / Бескаравайная М.А., Воробьева В.Ф., Девочкина З.Л. и др. – М.: Росагропромиздат, 1989.
  4. В.А Родина. Цветоводство в школе. Пособие для учителей.М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1958.
  5. Хессайон Д.Г. Все об аранжировке цветов. М.: “Кладезь”, 1996.
  6. Хессайон Д.Г. Все о цветах в вашем саду. М.: “Кладезь”, 1995.
  7.  Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. М.: “Кладезь”, 1995.