Сколько существует человечество, столько существует тяга человека к прекрастному, стремление украсить свой быт цветами. Окраской, формой, ароматом они несли и несут радость, пробуждают лучшие чувства, будят фантазию, улучшают настроение, скрашивают горе и болезни, даруют бодрость и работоспособность. Когда не хватает слов или они неуместны, именно цветы приходят к нам на помощь. Цветы и растения просто красивы, ими хочется любоваться, с ними приятно возиться без всякой корысти, просто так, ради удовольствия. Не только человеку нужна природа, но и он ей.
Изучение данного курса тесно связано с такими биологическими дисциплинами, как “Ботаника”, “Цветоводство”. А между тем, человек творит прекрастное, создавая произведения искусства. Творчество же природы наиболее трогательно проявляется в растениях, прежде всего в цветах, и перенять мастерство этой великой учительницы может любой. Срезанные цветы – это символ непреходящего бытия, символ настоящего, напоминающий, что человек всегда был и остается гармоничной частью природы, неотъемлемой ее составляющей. Простой, со вкусом составленный букет – не это ли настоящая музыка красок, гармония формы и содержания.
Данный элективный курс преследует цель знакомства с искусством составления цветочных композиций.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
- Научиться уходу за срезанными для букета растениями.
- Иметь представление об основных принципах рациональной расстановке растений в букете.
- Знать основы искусства аранжировки, то есть композиционно-цветового составления букета.
- Уметь гармонично подбирать вазу.
- Иметь представление о цветочном этикете.
Элективный курс “Азбука аранжировки цветов” предусмотрен в 9-м классе, рассчитан на 15 часов.
Курс включает следующие разделы:
- История искусства составления цветочных композиций (1 час).
- Цветочный этикет (5 часов).
- Уход за срезанными цветами (3 часа).
- Составление букетов и цветочных композиций (4 часа).
- Растения для цветочных композиций (2 часа).
Программа данного элективного курса предусматривает теоретические занятия, решение практических задач на занятиях.
Особое место в овладении данного курса отводится самостоятельной работе, которая включает составление собственной букетной композиции.
В результате изучения курса “Азбука аранжировки цветов” обучающиеся должны знать:
- Материалы и оборудование для составления букета.
- Виды и назначение букетов.
- Искусство вручать и принимать цветы.
- Композиционную основу аранжировки и значение цвета в композиции.
- Характеристику некоторых растений, используемых в цветочных композициях.
Прослушав этот элективный курс, школьник должен уметь:
- Выбрать цветочную композицию в соответствии с событием.
- Ухаживать за срезанными цветами.
- Составлять букеты и цветочные композиции.
- Выбирать растительный материал для композиций из живых растений в разное время года.
- Одновременно подобрать вазу и цветы.
Курс завершается зачетным занятием, на котором учащийся кроме теоретических знаний демонстрирует самостоятельно составленную цветочную композицию.
Содержание программы
Общее количество часов – 15.
История искусства составления цветочных композиций.
История букета. Материалы и оборудование. Сосуды, подставки, аксессуары. Вазы для цветочных композиций: цвет, размеры, форма и материал ваз.
Цветочный этикет.
Виды и назначения букетов. Искусство вручать и принимать цветы. Какие цветы, когда и кому следует дарить. Бутоньерки. Украшение цветами столов.
Уход за срезанными цветами.
Правила срезки цветов. Препараты, добавляемые в воду для продления срока жизни срезанных цветов. Оживление увядших цветов. Условия хранения и транспортировки срезанных цветов. Совместимость срезанных цветов.
Составление букетов и цветочных композиций.
Названия композиций. Композиционная основа аранжировки: замысел, конструкция, масштаб, пропорция, гармония, ритм, баланс, линия, контраст, фон, фактура, количество цветов в букете, расцветка ваз, цветовая гамма композиции. Значение цвета в композиции: символика цвета, цветовые сочетания.
Растения для цветочных композиций.
Ассортимент растений: оранжерейная срезка, выгоночные растения, декоративно-лиственные и оранжерейно-выгоночные растения, цветущие горшечные растения, садовые цветы, декоративные травы, кустарники, деревья. Выбор растительного материала для композиций из живых растений в разное время года: весенние композиции, летние композиции, осенние композиции, зимние композиции, новогодние композиции. Характеристика некоторых растений, используемых в цветочных композициях: цветы и цветущие ветки, зелень и листья, облиственные или голые ветки деревьев и кустарников.
Тематическое планирование
№ | Разделы. Темы занятий | Кол-во часов |
Раздел I. История искусства составления цветочных композиций. | 1 | |
1. | История букета. Материалы и оборудование. Вазы для цветочных композиций. | 1 |
Раздел II. Цветочный этикет. | 5 | |
2. | Виды и назначение букетов. | 1 |
3. | Искусство вручать и принимать цветы. | 1 |
4. | Какие цветы, когда и кому следует дарить: букеты и события. | 1 |
5. | Бутоньерки. | 1 |
6. | Украшение цветами столов: от повседневных композиций до парадных приемов. | 1 |
Раздел III. Уход за срезанными цветами. | 3 | |
7. | Правила срезки цветов. Условия хранения и транспортировки срезанных цветов. | 1 |
8. | Препараты, добавляемые в воду для продления срока жизни срезанных цветов. Оживление увядших цветов. | 1 |
9. | Совместимость срезанных цветов. | 1 |
Раздел IV. Составление букетов и цветочных композиций. | 4 | |
10. | Названия композиций. | 1 |
11. | Композиционная основа аранжировки. | 1 |
12. | Значение цвета в композиции. | 1 |
13. | Практическая работа “Самостоятельное составление букета”. | 1 |
Раздел V. Растения для цветочных композиций. | 2 | |
14. | Ассортимент растений. | 1 |
15. | Выбор растительного материала для композиций из живых растений в разное время года. | 1 |
Рекомендуемая литература.
- Азбука цветов / Составитель И.В. Рошаль – СПб.: Кристалл; Терция, 1998.
- В.В. Воронцов. Уход за комнатными растениями. Практические советы любителям цветов. М.: ЗАО “Фитон+”, 2003.
- Рабочие таблицы по уходу за цветочными культурами / Бескаравайная М.А., Воробьева В.Ф., Девочкина З.Л. и др. – М.: Росагропромиздат, 1989.
- В.А Родина. Цветоводство в школе. Пособие для учителей.М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1958.
- Хессайон Д.Г. Все об аранжировке цветов. М.: “Кладезь”, 1996.
- Хессайон Д.Г. Все о цветах в вашем саду. М.: “Кладезь”, 1995.
- Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. М.: “Кладезь”, 1995.