Биология
-
Класс Двудольные. Семейство Розоцветные 2011
На уроке рассмотрены растения семейства Розоцветные. Учащиеся выделяют отличительные признаки семейства, знакомятся с культурными и лекарственными растениями этого семейства. Дают морфолого-биологическую характеристику растениям семейства Розоцветные.
-
Идеи самоорганизации в содержании уроков биологии 2011
Синергетика как методологическая основа объединяет разрозненные естественно-научные дисциплины, с опорой на общие принципы организации и эволюции сложных систем как в живой, так и в неживой природе. В статье представлены основные положения, определяющие структуру и содержание урока биологии «Самоорганизация живых систем. Биоэнергетика клетки».
-
Единство химической организации живых организмов. Углеводы. Глюкоза 2011
Урок знакомит учащихся с классификацией углеводов, физическими и химическими свойствами глюкозы, строением молекулы глюкозы, изомерией глюкозы. Также учащиеся узнают о нахождении глюкозы в природе, в организме человека, ее биологическом значении и области применения. В ходе урока проводится практическая работа, демонстрация опытов, слушаются сообщения и презентации учащихся.
-
Роль организмов в образовании почвы (7-й класс) 2011
Урок знакомит учащихся с почвенными обитателями, с их ролью в деятельном образовании плодородного слоя земли в Ивановской области. Также урок знакомит с ролью организмов в сохранении плодородия почв, с влиянием человеческой деятельности на состояние почв. У учащихся формируются умения работать с картинками, картой, составлять доклады-презентации, устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, сравнивать, анализировать, формулировать выводы.
-
Основные этапы эволюции человека 2011
Исторический процесс формирования сознания людей отображается в развитии каждого человека. Каждый человек, несмотря на наличие «человеческих» возможностей развития, должен проявить большую целеустремлённость, настойчивость и трудоспособность в обладании богатым опытом человечества – знаниями и умениями.
-
Использование ролевой игры на уроках биологии в 8–9-х классах. Создание сериала на медицинскую тематику 2011
Создание сериала позволит повысить мотивацию учащихся, преодолеть барьер между учителем и учениками, создать комфортные условия для самореализации подростков, а также в интересной форме повторить, закрепить и применить полученные на уроках биологии знания.
-
Борьба за существование 2011
На уроке продолжается закрепление и обобщение знаний по предыдущей теме "Главные направления эволюции органического мира" и формируются новые понятия. В соответствии с системно-структурным подходом, знания об основных направлениях эволюции, путях биологического прогресса служат основой при рассмотрении темы "Доказательства эволюции. Макроэволюция".
-
Эволюция в вопросах и ответах 2011
Урок-игра «Эволюция в вопросах и ответах» предлагается учащимся 9-х классов с целью обобщения, закрепления знаний. Задания составлены с использованием интерактивных методов и средств обучения и направлены на усвоение проблемных вопросов «Развитие эволюционного учения», «Адаптации», «Макро- и микроэволюция». Каждый этап урока сопровождается заданиями на интерактивной доске.
-
Особенности внутреннего строения рыб 2011
Презентация для учащихся 7-го класса по теме «Надкласс рыбы». Занятие построено на основе презентации.
-
Интегрированный урок (химия + биология + география) "Оксиды в природе и жизни человека" 2011
Урок знакомит с составом, названием, классификацией и представителями класса оксидов, значением оксидов в природе и жизни человека. При изучении оксидов также закрепляются знания химической номенклатуры для бинарных соединений.
-
Внешнее строение листа. 6-й класс 2011
На уроке учащиеся знакомятся с разнообразием листьев, особенностями их внешнего строения. Учатся распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположению на стебле, а также учатся различать простые и сложные листья.
-
Голосеменные. Хвойные растения 2011
Автор знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием и значением.
-
К вопросу о подготовке выпускников старшей школы к ЕГЭ по биологии 2011
Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными.
-
Класс Паукообразные. Образ жизни и внешнее строение паука-крестовика. 7-й класс 2011
Урок по биологии проводится с использованием мультимедиа технологий, где представлено блочное объяснение нового материала с демонстрацией. Проверка знаний на уроке проходит в виде тестовых программ, контроль знаний установлен на основе самоконтроля. На уроке показаны 4 вида информационных технологий: тест на компьютерах, фрагмент учебного фильма, слайды, презентация. Работа с одаренными детьми осуществляется в виде подготовки дополнительного материала и презентации учащихся.
-
Цветок – орган полового размножения 2011
Урок проводится в 6-м классе по УМК «Сферы» с использованием информационных технологий. Сочетание разнообразных методов и форм работы способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также развитию памяти, речи, мышления.
-
Царство Вирусы. Вирусные заболевания 2011
Презентация к уроку будет полезна не только при изучении данной темы на уроках биологии, но и на внеклассных мероприятиях, элективных курсах здоровьесберегающего характера. Данная тема актуальна в настоящее время, содержит множество непознанного и открывает большие перспективы в области медицины, биотехнологии, генной инженерии.
-
Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка 2011
В разработке урока, посвященного первой эволюционной теории Ж.Б. Ламарка, показана деятельность учителя с элементами тьюторства, что позволяет более успешно осваивать учебный материал. Отличие данного урока от обычного заключается во внедрении в структуру урока тьюториалов, позволяющих в рамках активного обсуждения составить алгоритм нового типа обработки информации (составление интерактивных схем).
-
Методическая разработка экспресс-тестирования 2011
Разработка предназначена для учителей биологии и педагогов дополнительного образования, работающих по программам эколого-биологической направленности. В ней рассматривается экспресс-тестирование, которое можно использовать для контроля результатов обучения на уроке и как игровой элемент во внеурочной деятельности.
-
Интегрированный урок (биология + технология + химия) "Наши пищевые ресурсы" 2011
Целью данного урока является обобщение знаний о рациональном питании, обмене веществ, привитие стремления к здоровому образу жизни. На втором уроке учащиеся выполняют лабораторную работу по исследованию продуктов на наличие пищевых красителей и органических веществ.
-
Человек-изобретатель 2011
Открытый урок окружающего мира во 2-м классе (программа «Гармония») посвящен теме "Средства передвижения" и людям, разработавшим их. «Человек-изобретатель» – это очень большая тема. Ей предшествовали темы «Человек – часть природы», «Человек – член общества». Эти темы предлагают размышление о роли и месте человека в природе, в обществе, в мире в целом. Важно отметить, что человек-изобретатель внимательно изучал окружающую его природу и часто находил в ней подсказки для своих творений.
-
Плод. Разнообразие и значение плодов 2011
Изучение нового материала основывается на знаниях учащимися частей цветка, значения процессов опыления и оплодотворения, способов опыления. В процессе урока у учащихся формируются представления о плоде как главном генеративном органе покрытосеменных растений, о строении плодов, их многообразии.
-
Ткани. Органы и системы органов 2011
Главным принципом уроков биологии с использованием презентации является визуализация материала, компактное и быстрое донесение его до учащихся. В статье представлены опорные конспекты уроков, задания для контроля знаний учащихся в виде презентаций.
-
Учебно-методическое пособие для учащихся 9–11-х классов по биологии "Микробиология" 2011
Учебно-методическое пособие для обучающихся 9–10-х классов и учителей-предметников «Микробиология» создано на основе стандартной версии программы PowerPoint. Пособие было разработано как сопровождающий справочный, дополнительный материал к серии уроков по темам 9–10х классов «Возникновение жизни на Земле», «Учение о клетке».
-
Общая характеристика типа Членистоногие 2011
Цели урока: научить самостоятельно давать определения объектов; научить обосновывать и доказывать свою точку зрения, опровергать точку зрения оппонента; научить самостоятельно оценивать свою учебную деятельность через сравнение с установленными нормами; научить классифицировать биологические объекты, то есть выделять общие и отличительные признаки; научить использовать на практике полученные знания.
-
Интегрированный урок "Главная молекула жизни" 2011
Интегрированный урок по биологии и химии с использованием технологии критического мышления. Для осознания и осмысления новой учебной информации по теме урок построен в логической взаимосвязи «строение – свойства – применение» через организацию исследовательской деятельности учащихся. Рассматриваются уровни структурной организации белков, физические и химические свойства белков.
-
Игра-викторина "О природе вещей". 8–11-й классы 2011
Внеурочное мероприятие, разработанное для проведения недели естественных наук в 8–11-х классах. Эта викторина усиливает мотивацию к изучению естественных наук, способствует более внимательному наблюдению природных процессов и явлений.
-
Строение видоизмененных подземных побегов и их значение 2011
Учащиеся на уроке рассматривают строение подземных видоизменённых побегов и устанавливают черты сходства с надземным побегом. Развивают умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжается развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищами растений).
-
Строение и значение стебля 2011
Проведение урока предполагает деятельностный подход в изучении материала (содержится серия заданий по заполнению схем и таблиц). Для объяснения темы урока использованы видеоролики, позволяющие учащимся лучше воспринимать сложный материал о строении стебля, особенностях перемещения веществ.
-
Интегрированный урок "Похититель рассудка, или Самый привычный яд". 9-й класс 2011
В статье представлен интегрированный урок по химии и биологии, на котором воздействие этилового спирта на клетки, органы человека и организм в целом рассматривается ненавязчиво, обращая внимание на причины, на химизм этого воздействия. Это создает для учащихся ситуацию выбора – употреблять или не употреблять алкоголь.
-
Вредители комнатных растений. Тли 2011
Цель занятия – познакомить кружковцев с вредителями комнатных растений – тлями, особенностями их биологии и экологии. При изучении темы внимание акцентируется на экологическом аспекте проблемы борьбы человека с насекомыми-вредителями. Выполнение практических работ позволяет познакомить кружковцев с биологическими методами борьбы с вредителем.