Тема урока: "Растение — это…"

Разделы: Биология


Цель: обобщить, систематизировать и углубить знания о вегетативных органах растений.

Задачи:

  • Образовательные: конкретизировать, углубить, обобщить знания учащихся о вегетативных органах растений, особенностях их строения.
  • Развивающие: развитие познавательного интереса и творческого подхода к изученной теме через реализацию межпредметных связей, поиска знаний и моделирования.
  • Воспитательные: воспитывать творческий подход к изучаемой теме, бережное отношение к природе, трудолюбие.

Оборудование: пейзажи с изображением растительных сообществ, пластилин, картон.

Формы работы: групповая, в парах, индивидуальная.

Тип урока: по дидактическим целям — обобщающий урок, по форме проведения — урок-мастерская.

План урока “Растение — это...”

I. Организационный этап (1 мин)

II. Актуализация знаний (2 мин)
III. Индукция 3мин

IV. Самоконструкция (индивидуальная, 5 мин)

V. Социализация (в парах, 3 мин)

VI. Самоконструкция (работа в группах, 10 мин)

VII. Разрыв (3 мин)

VIII. Афиширование (2 мин)

IX. Социализация (11 мин)

Х. Рефлексия (3 мин)

XI. Итоги урока (2 мин)

Подготовительный этап

1. Подбирается необходимый материал для опорных карт и изготовления моделей.

2. Готовятся карточки для индивидуальной работы.

3. Класс произвольно делится на 4 группы: Лес, Тундра, Пустыня, Джунгли.

4. В кабинете парты расставляются таким образом, чтобы за ними разместились группы.

5. Для каждой группы на стол кладутся: табличка с названием, опорная карта (перевернутая), альбом с пейзажем соответствующим названию, 6 вариантов индивидуальных карточек (перевернутые).

6. На классной доске записывается тема урока и эпиграфы.

Ход урока

I. Организационный этап

1. Запись отсутствующих и домашнего задания.

2. Объяснение специфики урока-мастерской.

II. Актуализация знаний

Закончите фразу “Растение — это...” (совокупность вегетативных и генеративных органов).

Особенности генеративных органов мы изучим на следующих уроках, а сегодня мы обобщим, систематизируем и углубим знания о вегетативных органах растений.

III. Индукция

Посмотрите на фрагменты пейзажей, находящихся на ваших столах. Что можно сказать о растениях, которые там изображены, опираясь на знания, полученные на прошедших уроках?

(Ответы учащихся.)

VI. Самоконструкция

Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение 1)

V. Социализация (в парах)

Обмениваются карточками. Исправляют и дополняют друг друга, с последующим обсуждением.

VI. Самоконструкция (работа в группах)

Используя имеющийся багаж знаний и пластилин с картоном, необходимо создать модель растения, состоящего из вегетативных органов. (Используя пластилин, учащиеся создают модель растения на картоне. Для рационального использования времени каждый член группы выполняет какую-то конкретную деталь, корень, стебель, листья, которые затем соединяются).

VII. Разрыв

1. Смогут ли модели ваших растений существовать в тех условиях, которым соответствуют пейзажи, лежащие на столах?

2. Обратите внимание на опорные карты и в соответствии с ними откорректируйте модель растения. (Приложение 2)

(На опорных картах указаны описания растений различных мест обитания, с характерными особенностями строения вегетативных органов, т.е. вводиться экологическое понятие о приспособленности растений к той или иной среде, и в соответствии с картой ребята дополняют свою модель.)

VIII. Афиширование

(Показ созданных моделей соседним группам.)

IX. Социализация (защита модели).

(Выступление от каждой группы по одному представителю, с целью доказать правильность и “жизнеспособность”, созданной модели в соответствии с предложенными на пейзажах и опорных картах условиями.)

X. Рефлексия

Скажите, ребята, ваши знания в конце урока чем-то отличаются от тех знаний, которые у вас были в начале урока?

А вот какие они и насколько прочно вы усвоили эту тему, мы узнаем на следующем уроке, выполнив тестовую работу.

ХI. Заключение

Обратите внимание на эпиграфы, записанные на доске. Скажите, какой из них, по вашему мнению, больше всего подходит к нашему уроку и почему?

Эпиграфы

“Пойми живой язык природы, -
И скажешь ты: прекрасен мир.” (И. С. Никитин)

“Знания только тогда знания,
когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью.” (Л. Н. Толстой)

“Дорого не то знание, которое
накапливается как умственный жир,
а то, которое может перерабатываться
в умственные мускулы.” (Г. Спенсер)