Дидактическая цель: Создать условия для осознания блока новой учебной информации средствами критического мышления.
Тип урока: Комбинированный.
Цели по содержанию:
- Образовательная – организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания.
- Развивающая – продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, используя приёмы “знаю, хочу знать, узнал. Через создание проблемной ситуации и её решение, развивать у учащихся сенсорное восприятие, интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную сферы, повышая тем самым познавательный интерес к предмету. Развивать память, речь, умение выделять главное, обобщать, проводить аналогии и сравнения.
- Воспитательная – формировать у учащихся культуру речи, умения работать в группе, чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности за себя и группу, радоваться успехам других, умения подать себя.
Методы обучения:
- Организация и осуществление УВП:
- Словесный, наглядный, репродуктивный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа в группах, демонстрация опыта, лабораторный опыт, моделирование.
- Стимулирование и мотивация учения:
- Анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха, предъявление учебных требований, поощрение и порицание.
Контроль: Тестирование, заполнение сравнительной таблицы.
Каналы общения:
- Ученик – учитель.
- Класс – учитель.
- Класс – ученик.
- Ученик – ученик.
Средства обучения:
- Еленевский А. Г. Биология. 6 кл. Растения, бактерии, грибы: учеб. для общеобраз. учеб. завед. - М. : Дрофа, 1999.
- Пасечник В. В. Биология. 6кл. Бактерии, грибы, растения: пробн. учеб. - М.: Просвещение, 1995.
- Малеева Ю. В. Биология. 7 кл. Флора. Эксперимент. учеб. - М.: Дрофа, 1994.
- Верзилин Н. По следам Робинзона. М. Детгиз, 1953.
- Словарь юного биолога.
- Трайтак Д. И. Биология. Справочные материалы. Учебн. пособие для уч-ся. – М.: Просвещение, 1983.
- Таблицы.
- Рисунки, изображающие опыты Пристли.
- Раствор известковой воды, стеклянные трубочки, проросшие семена фасоли, корнеплоды моркови, веточка растения, растение с развитой корневой системой, стеклянные колпаки, резиновые шарики, резинки, стеклянная трубка, напоминающая по форме трахею и бронхи.
- Опыты по дыханию заложить за несколько дней до проведения урока, вместе с учеником, который будет его комментировать на уроке.
Психологический аспект урока: Восприятие осмысление запоминание применение.
Класс разбит на группы.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Актуализация, целеполагание, мотивация.
Сообщение темы урока. Учитель предлагает вспомнить ученикам и назвать то, что им известно о дыхании. На основе ответов учащихся заполнить таблицу на доске и в тетрадях первую и вторую графу. Третью графу заполнить в конце урока. :
Знаю Хочу знать Узнал
3. Изучение нового материала.
А) Создание проблемной ситуации. (Работы Пристли. )
Английский химик Джозеф Пристли искал разрешения загадки, каким образом улучшается воздух, испорченный дыханием человека и животных. Он поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе.
После этого Пристли решил испробовать растение.
“Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нём погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевёл в сосуд погружённый в воду, а в другую часть, также заключённую в сосуд с водою, посадил ветку мяты.
Это было сделано в августе 1771 года. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой его части. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным дыханием воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых”.
Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом.
Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород. Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.
После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило об очищающем воздух действии растений. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” воздух.
Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.
Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт.
Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.
– Вот видите мышонок в сосуде с веткой мяты жив….
– Нет, он задыхается…. и умирает, - раздались голоса.
Вернёмся в год 1987. Весна в этом году выдалась прохладной. Пожилая женщина решила обогреть рассаду томатов. Она занесла её в баню, затопила печь, но дым пошёл не в дымоход, а помещение, где стояла рассада. Когда она вернулась, рассада погибла.
В конце урока вы попробуете дать ответы на вопросы:
1. Почему мышонок при повторном эксперименте в Королевском обществе погиб?
2. Почему у богатой дамы разболелась голова?
3. Почему у хозяйки погибла рассада томатов?
Б) Самостоятельная работа учащихся в группах со справочной литературой и учебниками.
1 группа. В учебнике и справочных пособиях находят информацию о дыхании растений.
Вопросы для 1 группы.
1. Какие органы дыхания есть у растений? (Работа с таблицами. )
2. Какой газ растения выделяют и поглощают при дыхании?
3. Что понимают под дыханием у растений?
2 группа. Находит информацию о дыхании животных в справочных пособиях.
Вопросы для 2 группы.
1. Какие органы дыхания есть у животных?
2. Какой газ животные поглощают и выделяют при дыхании?
3. Что понимают под дыханием у животных. ?
После работы со справочными пособиями, дети обсуждают полученные знания и отвечают на вопросы.
Лабораторный опыт.
Продувание углекислого газа, образующегося при дыхании человека, через раствор известковой воды. Этим опытом доказывают его выделение при дыхании человека и животных.
Демонстрационный опыт.
Демонстрация опыта, доказывающего дыхание органов растения.
Закладку опыта и его результат объясняет ученик.
Задание для 1 группы.
Найти соответствие между органами дыхания животных и растений по выполняемым функциям.
Задание для 2 группы.
Сконструировать модель дыхательной системы животных.
Ответы на вопросы, которые были поставлены в начале урока.
Закрепление.
Задание для учащихся даётся дифференцировано.
Вариант 1.
Сопоставление процессов фотосинтеза и дыхания.
Черты процесса | Фотосинтез | Дыхание |
1. В каких клетках происходит? | В клетках, содержащих хлоропласты | |
2. Какой газ поглощается? | Углекислый газ | |
3. Какой газ выделяется? | Кислород | |
4. В какое время суток происходит? | Днём | |
5. Что происходит с органическими веществами? | Образуются | |
6. Энергия накапливается или выделяется? | Накапливаются |
Вариант 2.
Сопоставление процессов фотосинтеза и дыхания.
Черты процесса | Фотосинтез | Дыхание |
1. В каких клетках происходит? | ||
2. Какой газ поглощается? | ||
3. Какой газ выделяется? | ||
4. В какое время суток происходит? | ||
5. Что происходит с органическими веществами? | ||
6. Энергия накапливается или выделяется? |
Вариант 3.
Для каждого процесса жизнедеятельности выберите соответствующие характеристики.
1. Процессы жизнедеятельности.
1. 1. Дыхание.
1. 2. Фотосинтез.
2. Характеристика процесса.
2. 1. Испарение избытка воды и охлаждение растения.
2. 2. Поглощение воды и неорганических веществ из почвы.
2. 3. Поглощение углекислого газа, выделение кислорода и образование органических веществ.
2. 4. Поглощение кислорода и выделение углекислого газа.
3. Клетки, осуществляющие процесс.
3. 1. Процесс осуществляется клетками мякоти листа с хлорофилловыми зёрнами.
3. 2. Процесс осуществляется через устьица.
3. 3. Процесс осуществляется через устьица и чечевички.
3. 4. Процесс осуществляется через клетки с корневыми волосками.
4. Тип ткани.
4. 1. Клетки относятся к покровной ткани.
4. 2. Клетки располагаются в зоне всасывания покровной ткани.
4. 3. Клетки относятся к питающей (ассимиляционной) ткани.
5. Орган, участвующий в осуществлении процесса.
5. 1. В процессе участвуют листья.
5. 2. В процессе участвует корень.
5. 3. В процессе участвуют корень, листья,стебель.
6. Время суток.
6. 1. Процесс протекает в течение суток.
6. 2. Процесс происходит днём на свету.
Заполнение графы в таблице “Узнал”.
Домашнее задание (на выбор).
1. Написать сочинение-миниатюру “Моё путешествие по растению”.
2. Прочитать текст учебника.