Учебник биологии (бактерии, грибы, растения) для 6-го класса по образовательной системе “Школа 2100” под редакцией С.Н. Ловягина, А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана называется “О тех, кто растет, но не бегает”. Объем материала в учебнике достаточно большой и сложный, а времени – один учебный год (в прежние времена ботанику изучали в 6-х и 7-х классах). Такое уплотнение материала в школьных программах создает трудности и для учителя, и для учащихся. Чтобы избежать перегрузки и вооружить учащихся знаниями по биологии, учителю необходимо использовать разные формы и методы обучения, и, конечно, заинтересовать учащихся новым для них предметом.
Наряду с традиционными, одним из методов является активное использование компьютерных технологий. Гимназия № 13 располагает такими возможностями, т.к. имеет кабинет открытого доступа, где занимаются только учителя-предметники (кабинет освободили от занятий по информатике). К тому же гимназия расположена в Академгородке г. Красноярска, где большинство родителей – научные работники. Поэтому у 80% учащихся дома имеется компьютер, и ученики владеют начальными навыками работы с ним.
В гимназии четыре компьютерных кабинета. В центре каждого расположен большой стол, который позволяет половине учащихся выполнять различные виды работ, когда остальные работают за компьютерами. В кабинете открытого доступа учителя-предметники используют его в различных целях, в том числе для проведения лабораторных работ.
В учебном плане школы предусмотрен базовый курс информатики. Учащиеся 6 класса занимаются по учебнику “Информатика. 5–6 класс. Начальный курс под редакцией Н.В. Макаровой”. Одна из целей – дать учащимся начальные знания в области информатики, обучить их работе на компьютере в системной среде Windows. Поэтому учащиеся могут использовать готовые программные продукты, рассчитанные на пользовательский уровень и целенаправленно работать с информацией.
Внедрение в учебный процесс ИКТ существенно изменяет методы преподавания различных дисциплин школьного курса, делает обучение более содержательным, зрелищным. Главным отличием от стандартного урока является то, что каждый ученик индивидуально осваивает данную тему в зависимости от восприятия материала и темперамента. Обучение становится более активным. Это позволяет заинтересовать слабоуспевающих учеников, а для сильных – придать процессу обучения характер исследования, а также активизировать процесс контроля усвоения материала. Учет индивидуальных особенностей учеников необходим для формирования прочных знаний, умений, навыков по биологии и информатике.
На основе виртуальной школы по биологии “Кирилл и Мефодий” разработаны 8 уроков, форма – интегрированный урок биология–информатика. К каждому уроку разработаны инструктивные карточки, содержащие проблемные вопросы урока, последовательность изучения программы, а также различные задания по заполнению схем, классификации различных объектов, записи определений и составных частей тех или иных органов растений. Кроме обучающих программ использованы и тестирующие блоки.
Проведенные уроки показывают несомненное повышение уровня мотивации и качества обучения за счет новизны деятельности.
Проведя серию уроков, считаем безусловными достоинствами этого программного продукта: интересную форму подачи материала (зрительная и звуковая), яркие иллюстрации, доступность материала, использование интересных дополнительных фактов с учетом возрастных особенностей. Происходит обучение системному подходу к осмыслению всего, что происходит вокруг, в процессе анализа и исследования моделей реальных объектов и процессов.
Приводим ниже конспект урока.
Урок по теме “Размножение грибов”
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: частично-поисковый и объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: диск виртуальной школы “Биология 6–7 класс” фирмы “Кирилл и Мефодий”, инструктивные карточки для работы с обучающей и тестирующими программами. Для лабораторной работы: микроскопы, предметные и покровные стекла, плесень в банке. Сухие дрожжи, трутовики, муляжи шляпочных грибов, пинцет, стакан с водой, пипетки.
Цели урока:
- Образовательные:
- сформировать представление о размножении грибов с помощью спор;
- сформировать представление о размножении грибов почкованием (дрожжи);
- сформировать представление о делении нитей грибницы на части.
- Развивающие:
- продолжить работу над формированием у учащихся:
- навыков частично – поисковой деятельности;
- умение применять полученные знания в собственной жизни;
- умение работать в должном темпе;
- умение работать с микроскопом;
- умения работать на компьютере.
- продолжить работу над формированием у учащихся:
- Воспитательные:
- воспитывать уважение к интеллектуальному труду;
- ответственность за самостоятельно выполненную работу.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили об удивительном царстве грибов. Вспомнили о разнообразии и питании этих живых организмов.
- Какие группы грибов вам известны?
- На какие две группы делятся шляпочные грибы? По какому признаку идет деление?
- Что такое плодовое тело?
- Как называется часть гриба, расположенная в почве?
- Что такое микориза?
- Какие грибы используют для питания готовые органические вещества?
Ответ: известны шляпочные грибы, плесени, грибы-паразиты, дрожжи (учитель по ходу ответов учащихся демонстрирует муляжи шляпочных грибов, плесень в банке, коллекцию трутовиков, сухие дрожжи).
Ответ: шляпочные грибы делятся на трубчатые (подберезовик, подосиновик) и пластинчатые. На нижней стороне шляпки видны трубочки или пластинки, расположенные радиально, у лисичек, груздя, сыроежек (учитель демонстрирует муляжи грибов).
Ответ: шляпка вместе с пеньком называется плодовое тело, в нем накапливаются питательные вещества.
Дополнение учителя: плодовые тела состоят из плотно прилегающих нитей – гиф.
Ответ: она называется грибница или мицелий.
Ответ: это грибокорень – мицелий гриба оплетает корни дерева, которое дает грибу органические вещества.
Ответ: все грибы: шляпочные, плесени, дрожжи и паразиты.
III. Изучение нового материала
Учитель: мы изучили строение и питание
грибов, возникает вопрос: “Любой организм рано
или поздно погибает. Почему не исчезает вид с
лица Земли?”. В конце урока мы должны ответить на
этот вопрос.
Дальнейшая работа будет проходить следующим
образом: учащиеся первой группы, сидящие за
компьютерами, работают с образовательной
программой, а затем с тестирующей программой
виртуальной школы “Кирилла и Мефодия”,
используя инструктивную карточку № 1. При
возникновении вопросов обращайтесь к учителю
информатики Наталье Владимировне. Она
познакомится и с результатами тестирования. Для
тех, кто закончит раньше всех, предлагаем
выполнить задание карточки № 2.
Вторая группа, сидящая за большим столом
выполняет лабораторную работу по теме
“Плесневый гриб мукор”, используя микроскоп,
препарат и инструктивную карточку № 3.
Результаты работы оформите в тетради. Успешно
выполнить задание вам помогу я – учитель
биологии Татьяна Анатольевна. Для тех, кто
закончит раньше всех, предлагаем выполнить
задание карточки № 4.
Через пятнадцать минут группы меняются местами.
IV. Подведение итогов после выполнения группами задания
Учитель: попытаемся ответить на проблемный вопрос урока “любой организм рано или поздно погибает. Почему не исчезает вид с лица Земли?”.
- С каким свойством живых организмов вы познакомились?
- Как размножаются шляпочные грибы? Как называется этот вид размножения?
- Как размножается мукор – представитель плесневых грибов?
- Как размножаются трутовики, как они расселяются?
- Как размножаются дрожжевые грибы?
- В чем заключается вегетативное размножение?
Ответ: живые организмы способны размножаться, создавая себе подобных и расселяясь на Земле.
Ответ: они размножаются при помощи спор, созревающих внутри трубочек или на пластинках шляпок (демонстрация муляжей грибов).
Ответ: мукор размножается спорами. На концах нитей образуется спорангии – мешочки со спорами, созревая они лопаются и споры высыпаются, прорастают при благоприятных условиях.
Ответ: поселяясь на дереве, грибница прорастает внутрь дерева, используя его питательные вещества для образования плодового тела трутовика, часто копытообразного, на нижней стороне которого в трубочках созревают споры, расселяются ветром, падают в трещины деревьев. Спор много (демонстрация коллекции трутовиков).
Ответ: они размножаются почкованием. Одна клетка делится на две дочерние клетки, которые остаются с материнской. Процесс деления продолжается при благоприятных условиях.
Ответ: при неблагоприятных условиях нить грибницы может распадаться на отдельные части (клетки), каждая из которых может вырасти в целый гриб. Потомков мало.
Дополнение учителя: все рассмотренные
примеры размножения относятся к бесполому
размножению. У грибов есть и половое размножение,
при котором сливаются клетки разных нитей одного
вида, в клетке остается два ядра, а значит и
признаки разных родителей.
Сегодня мы познакомились с размножением разных
грибов. Каждый из вас получил оценку по
результатам тестирования. Сдайте тетради с
оформленной лабораторной работой. Получат
оценки ребята, активно участвующие в беседе на
уроке (перечисление фамилий).
V. Домашнее задание
Запишите в дневниках задание на дом: §17, выполнить творческое задание по желанию: составьте памятку грибнику, указав правила сбора грибов в лесу. Задание можно выполнить на компьютере, за консультацией обращайтесь к учителю информатики.
Инструктивные карточки
Карточка № 1
Для работы на компьютере.
- Пройдите регистрацию, записав свою фамилию. Продолжите работу, нажав на указатель “Содержание”.
- Откройте раздел и урок по теме “Грибы”. Запишите тему в тетрадь.
- Для знакомства с обучающей программой вам дается 10 минут.
- Обратите внимание на разнообразие грибов, их возраст, их сходство с животными и растениями. А также на отличия от растений и животных. Деление на съедобные и ядовитые грибы.
- Выполните все задания на самопроверку при работе с программой.
- Ответьте письменно на вопросы:
- Как размножаются шляпочные грибы?
- Как размножаются дрожжи?
- Вернитесь к оглавлению. Откройте тест по теме “Грибы”. Выполните 7 заданий за 5 минут. Результат покажите учителю информатики.
Желаем успехов!
Карточка № 2
Карточка № 3
Лабораторная работа
Тема: Строение плесневого гриба мукора.
Цели:
- Познакомиться со строением плесневого гриба, его особенностями.
- Развивать умение работать на компьютере.
Ход работы:
- Рассмотрите невооруженным глазом плесневый гриб. Опишите его внешний вид в тетрадь.
- Рассмотрите микропрепарат мукора под микроскопом, найдите нити мицелия (гифы), нарисуйте их в тетрадь, подпишите.
- Найдите на концах гиф плесени черные головки со спорами – это спорангии. Рассмотрите их, зарисуйте в тетрадь, подпишите.
- Найдите лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите их, зарисуйте в тетрадь, подпишите.
- Ответьте письменно на вопросы:
- При помощи чего происходит размножение мукора?
- Могут ли гифы грибницы распадаться на части для размножения?
Желаем успехов!
Карточка № 4
Использованная литература:
- Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Учебник для шестого класса “ о тех, кто растет, но не бегает”, образовательная система “Школа 2100”, издательство “Баласс”.
- Бурова Л.Г. “Загадочный мир грибов”, Москва “Наука”, 1991.