Цели.
- Изучить процессы транскрипции и биосинтеза белка, познакомить учащихся с генетическим кодом.
- Развивать умение работать с учебником, анализировать, сравнивать, сопоставлять.
- Воспитывать уважение к уникальности живых существ.
Оборудование: компьютерное приложение к учебнику “Общая биология”, набор напечатанных карточек, учебник “Общая биология 10 -11класс” В.Б. Захаров, М.: “Дрофа”, 1999 г., таблица “Биосинтез белка”, таблица “Нуклеиновые кислоты”.
Алгоритм урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний.
При работе учащимся предлагается таблица “Нуклеиновые кислоты”.
1. Учащимся предлагаются вопросы:
- В чем проявляется индивидуальность каждого организма? (У каждого своя ДНК, гены и белки).
- Каково строение ДНК? (Две цепи полимеров закрученные в спираль, мономером является нуклеотид).
- Что такое нуклеотид? Какие виды нуклеотидов вам известны? (Мономер, имеющий в составе азотистое основание, дезоксирибозу и остаток фосфорной кислоты. В ДНК четыре азотистых основания комплементарных друг другу: аденин – тимину, цитозин – гуанину).
- Какова функция ДНК? (Хранение наследственной информации).
- Как кодируется информация в ДНК? (Последовательностью нуклеотидов).
III. Изучение нового материала.
Работа с учебником стр.110.
1. Самостоятельная работа, чтение текста.
Идет изучение свойств генетического кода.
2. Вопросы на понимание.
- Что такое триплет? (Сочетание трех нуклеотидов).
- Что такое избыточность кода? (64 сочетания кодируют 20 аминокислот).
- Что такое специфичность кода? (Один триплет соответствует только одной аминокислоте).
- Что означает универсальность кода? (Код одинаков для всех организмов).
Термин – триплет, напечатанный на карточке, вставляется в специальный экран для терминов.
Учащие самостоятельно находят ответы на вопросы в учебнике и на доске, по мере изучения, прикрепляются на магниты карточки с напечатанными терминами, и получается следующая схема:
Схему учащиеся записывают в тетрадь по ходу работы.
3. На экран выводится таблица генетического кода.
С помощью таблицы учащиеся обучаются расшифровывать генетический код. Работа с таблицей.
4. Первичное понимание.
Вопросы:
- Найдите, какая аминокислота зашифрована следующим сочетанием – ГТА, ГАГ, ЦТА? (Гистидин, Лейцин, Аспарагин).
5. Постановка проблемы: как информация из ДНК, находящейся всегда в ядре, передается в клетку для синтеза белка?(проблема выписана на доске заранее, но закрыта от учащихся)
Гипотеза (выдвигают дети): информацию должна передать и-РНК, при этом расшифровать ее.
На доске появляется запись:
- учащиеся конспектируют её в тетрадь, по ходу урока запись будет пополняться.
6. Акцент на таблицу “Биосинтез белка”
Объяснение учителя: рисунки в таблице и в учебнике отражают процесс биосинтеза белка только в статичной форме. После этого переход к работе с движущейся моделью.
7. Работа с моделью “Транскрипция” (видеоролик из учебника).
По ходу показа видеоролика идет объяснение синтеза и-РНК.
Термин “Транскрипция”, напечатанный на карточке, вставляется в специальный экран для терминов.
К схеме на доске добавляется надпись:
Нажмите ссылку для запуска демонстрации.
8. Работа с моделью “Биосинтез белка” (видеоролик из учебника)
При работе с моделью учащимся предлагается:
а) просмотр ролика;
б) выдвинуть свои гипотезы, происходящего на экране.
После этого преподаватель исправляет возможные ошибки учеников. При этом вводится понятие “трансляция”.
Нажмите ссылку для запуска демонстрации.
К схеме на доске добавляется:
Термин “трансляция”, напечатанный на карточке, вставляется в специальный экран для терминов.
9. Возврат к проблеме: как информация из ДНК, находящейся всегда в ядре передается в клетку для синтеза белка?
Вывод. По матрице ДНК в процессе транскрипции строится иРНК, которая переносит информацию в цитоплазму, где на рибосомах происходит ее расшифровка и построение белка. Вывод записывается в тетрадь.
IV. Закрепление.
В качестве закрепления учащимся предлагается решить задачу.
- Дан участок правой цепи ДНК:
- После решения выполняется самопроверка. Правильно решившие задачу учащиеся получают оценку в журнал.
- Идет рефлексия. Сколько человек справились с работой? Что вызвало затруднение?
Т-Т-Ц-Т-Ц-А-Ц-Г-Ц-А-А-А-Г-Т-Ц
Постройте фрагмент белка зашифрованного в левой цепи гена:
.
Ответ к задаче заранее выписывается на доску, но скрыт от учащихся.
- Дома.
Учащимся предлагается задача на карточках обратная той, что была решена в классе.
Построить фрагмент ДНК, кодирующий данный участок белка:
VI. Закрепление.
В качестве закрепления предложить сильным ученикам озвучить видеоролики транскрипции и биосинтеза белка.