Урок — вирутальное путешествие "Многообразие пресмыкающихся"

Разделы: Биология


Цели урока: показать учащимся многообразие пресмыкающихся, систематизировать знания о представителях, выявить общие черты в строении представителей отдельных отрядов.

Тип урока: урок – путешествие (интегрированный урок: биология + география).

Оборудование: презентация “Урок-путешествие: Многообразие пресмыкающихся” (приложение 1);

компьютер, медиа-проектор;

географическая карта;

видеофильм “Крокодилы”.

Предварительная подготовка: задание учащимся за урок – подготовить сообщения по темам: ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи.

Ход урока.

Вступительное слово учителя:

Сегодня на уроке нам предстоит совершить небольшое путешествие по некоторым географическим местам, чтобы познакомиться с разнообразием класса пресмыкающихся (обращение к доске – материал для оформления в приложении 2).

План оформления доски

image1.jpg (16393 bytes)

Цифрами обозначены карточки с изображением самых крупных представителей отрядов:

1. Слоновая черепаха.

2. Змея анаконда.

3. Комодский варан.

4. Нильский крокодил.

Учитель: Обратите внимание на карту

image2.jpg (26976 bytes)

Здесь отмечены те области, где численность пресмыкающихся максимальна.

? уч-ся: Глядя на карту, какое можно сделать заключение о местах обитания пресмыкающихся?

! В большинстве они обитают в теплых климатических условиях.

? уч-ся: Почему пресмыкающиеся реже встречаются в областях с холодным и умеренным климатом ?

! Это хладнокровные животные, их жизнедеятельность зависит от температуры окружающей среды.

Учитель: Давайте совершим первое путешествие. И как любой путешественник, мы будем фиксировать все, что услышим и увидим в дневнике наблюдений (дневники раздаются всем учащимся до урока – приложение 5).

Дневник наблюдений

Я, путешественник___________________________________________________________

Фамилия, Имя ученика(цы).

Совершил путешествие (куда)

Где наблюдал (представитель)

Узнал, что они имеют следующие особенности

На Галапагосские острова

На Амазонку

На остров Комодо

На реку Нил

   

Учитель: Мы отправляемся на Галапагосские острова (обращение к карте) . К самому крупному представителю отряда черепах – Слоновой черепахе.

Обращение к презентации: дается краткая справка о представителе - размерах, особенностях строения, жизнедеятельности. Учащиеся фиксируют данные в дневнике наблюдений; текст справки см. в приложении 3).

Далее учащийся, кому было дано предварительное задание, делает сообщение о других представителях отряда, подотряда (доклады учащихся; материал из приложения 4).

Учащиеся фиксируют услышанное в рабочих тетрадях и заносят сведения в таблицу.

Отряд

Представители

Характеристика

     

Схема по остальным географическим пунктам экспедиции - аналогичная.

Закрепление: закрепление совершается по мере заполнения учащимися таблицы в тетради (задействуется зрительная и механическая память).

Вывод урока: формулируют либо учащиеся, либо учитель.

Учитель: Сегодня мы совершили путешествие, которое помогло нам немного вспомнить географию, а главное – познакомиться с многообразием пресмыкающихся. Мы выявили общие черты в строении представителей отдельных отрядов. Узнали, чем черепахи отличаются от змей, а крокодилы от ящериц; познакомились с самыми крупными представителями класса пресмыкающихся.

И в заключение я предлагаю вам посмотреть фрагмент из видеофильма “Крокодилы”, снятого киностудией Национального географического общества.