Цели урока: показать учащимся многообразие пресмыкающихся, систематизировать знания о представителях, выявить общие черты в строении представителей отдельных отрядов.
Тип урока: урок – путешествие (интегрированный урок: биология + география).
Оборудование: презентация “Урок-путешествие: Многообразие пресмыкающихся” (приложение 1);
компьютер, медиа-проектор;
географическая карта;
видеофильм “Крокодилы”.
Предварительная подготовка: задание учащимся за урок – подготовить сообщения по темам: ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи.
Ход урока.
Вступительное слово учителя:
Сегодня на уроке нам предстоит совершить небольшое путешествие по некоторым географическим местам, чтобы познакомиться с разнообразием класса пресмыкающихся (обращение к доске – материал для оформления в приложении 2).
План оформления доски
Цифрами обозначены карточки с изображением самых крупных представителей отрядов:
1. Слоновая черепаха.
2. Змея анаконда.
3. Комодский варан.
4. Нильский крокодил.
Учитель: Обратите внимание на карту
Здесь отмечены те области, где численность пресмыкающихся максимальна.
? уч-ся: Глядя на карту, какое можно сделать заключение о местах обитания пресмыкающихся?
! В большинстве они обитают в теплых климатических условиях.
? уч-ся: Почему пресмыкающиеся реже встречаются в областях с холодным и умеренным климатом ?
! Это хладнокровные животные, их жизнедеятельность зависит от температуры окружающей среды.
Учитель: Давайте совершим первое путешествие. И как любой путешественник, мы будем фиксировать все, что услышим и увидим в дневнике наблюдений (дневники раздаются всем учащимся до урока – приложение 5).
Дневник наблюдений
Я, путешественник___________________________________________________________
Фамилия, Имя ученика(цы).
Совершил путешествие (куда) |
Где наблюдал (представитель) |
Узнал, что они имеют следующие особенности |
На Галапагосские острова На Амазонку На остров Комодо На реку Нил |
Учитель: Мы отправляемся на Галапагосские острова (обращение к карте) . К самому крупному представителю отряда черепах – Слоновой черепахе.
Обращение к презентации: дается краткая справка о представителе - размерах, особенностях строения, жизнедеятельности. Учащиеся фиксируют данные в дневнике наблюдений; текст справки см. в приложении 3).
Далее учащийся, кому было дано предварительное задание, делает сообщение о других представителях отряда, подотряда (доклады учащихся; материал из приложения 4).
Учащиеся фиксируют услышанное в рабочих тетрадях и заносят сведения в таблицу.
Отряд |
Представители |
Характеристика |
Схема по остальным географическим пунктам экспедиции - аналогичная.
Закрепление: закрепление совершается по мере заполнения учащимися таблицы в тетради (задействуется зрительная и механическая память).
Вывод урока: формулируют либо учащиеся, либо учитель.
Учитель: Сегодня мы совершили путешествие, которое помогло нам немного вспомнить географию, а главное – познакомиться с многообразием пресмыкающихся. Мы выявили общие черты в строении представителей отдельных отрядов. Узнали, чем черепахи отличаются от змей, а крокодилы от ящериц; познакомились с самыми крупными представителями класса пресмыкающихся.
И в заключение я предлагаю вам посмотреть фрагмент из видеофильма “Крокодилы”, снятого киностудией Национального географического общества.