Использование видеофильмов на уроке биологии, как средства успешного решения учебных задач

Разделы: Биология


Все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, видео, кино) для достижения педагогических целей относятся к информационным образовательным технологиям. Широкое распространение технические средства обучения (проекционные аппараты, диапроекторы) получили в 50-60 годах, что привело к использованию в учебно-воспитательном процессе слайдов, эпипособий, кинокольцовок, учебных передач, учебных кинофильмов. С 70 годов началось победное шествие технологии “видео”. Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности [4].

В эпоху компьютеризации многих сфер деятельности человека, массового пользования кабельным телевидением и видеотехникой становится актуальной проблема эффективного применения данных средств в учебно-воспитательном процессе. Из существующего многообразия технических информационных средств остановлюсь на использовании телевидения и видеотехники.

С многоканальностью кабельного телевидения появились широкие возможности для просмотра разнообразных научно-популярных сериалов и передач в домашних условиях. К программам биологической направленности прошедшим или идущим по телевидению относятся сериалы: “Подводная одиссея команды Кусто”, “Мир дикой природы”, “Мир дикой Америки”, “Удивительные животные”, “Смотри, как они растут”, “Зоологический словарь”, “Живая природа”, “Служба спасения животных”, “Дети Ноя” и другие; передачи: “В мире животных”, “Диалоги о животных”. Соответствуют биологической тематике, в том числе и содержанию школьной программы, сюжеты, фрагменты из сериалов и передач: “Час Дискавери”, “Неизвестная планета”, “Пытливые умы”, “Таймслот”, “Сто чудес света”, “Без рецепта”, “На пределе” и другие. Следует отметить высокое художественное качество перечисленных программ, содержательность материала, наличие интересных и уникальных кадров, увидеть которые, у подавляющего большинства людей, иным способом возможности нет. Наличие техники, позволяющей делать видеозапись, даёт возможность создавать собственную видеотеку фильмов, названных выше сериалов и передач, систематизировать их по изучаемым, в соответствии с учебной программой по биологии, курсам.

Несмотря на то, что дети, начиная с младшего школьного возраста и заканчивая старшеклассниками, много времени проводят дома у телевизора, проведённое анкетирование среди 84 школьников 8 и 9 классов, показало, что 70% опрошенных предпочтение отдают при просмотре телевидения художественным фильмам и сериалам, развлекательным передачам. На вопрос анкеты продолжить предложение “Когда на уроке биологии показывают видеофильмы, я …” подавляющее большинство ответили, что смотрят их с удовольствием и интересом.

Внимание педагогов, в том числе учителей-биологов, привлекает проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках включением экранной информации в интеллектуальный “багаж” школьников, но, несмотря на всё выше сказанное, видеофильмы всё же недостаточно и малоэффективно применяются учителями и как средство воспитания и обучения, и как средство самообразования школьников. Необходимо привлечь внимание педагогов к видеофильмам, побудить их к активному поиску путей эффективного использования видеофильмов в образовании. Для того чтобы сделать телеэкран добрым помощником, а не помехой в напряжённом учении школьника, надо знать сильные и слабые стороны в деле использования видеофильмов, надо научиться применять их в ряду с другими средствами обучения. Задача овладения приёмами использования видеофильмов в воспитании и обучении с годами, как показало время, не исчерпает себя, а, наоборот, с развитием техники телевидения, DVD техники проблема эта останется одной из самых перспективных и жизненно необходимых в непрерывном процессе воспитания, просвещения и самообразования детей и молодёжи.

Использование видеофильмов в преподавании биологии в школе позволяет решать триединую задачу урока: обучение, развитие и воспитание.

Основные обучающие функции видеофильмов на уроках биологии:

  1. Сообщение учащимся новых знаний по изучаемому вопросу для последующего осмысления и закрепления их на уроке, а также зрительное подкрепление слов учителя;
  2. Обобщение изученного по теме или разделу;
  3. Комплексный подход к изучаемым объектам природы, включающий элементы различных наук: морфологии, физиологии, систематики, палеонтологии, экологии и других;
  4. Звено, которое помогает перейти от обычного познания внешнего мира к восприятию процессов, скрытых от обычного взгляда, с помощью телекамеры. Например, развитие насекомых с полным и неполным превращением, наблюдение в течение небольшого промежутка времени медленно протекающих процессов: роста и развития организмов, движения растений к свету, а также процессов, которые протекают слишком быстро для восприятия человека;
  5. Возможность проследить за постановкой и ходом биологического эксперимента; совершить телеэкскурсию на производство, в научную лабораторию, музей, отсутствующих в данном городе;
  6. Показ прикладного, практического значения изучаемого явления, процесса, путей применения знаний в жизни и народном хозяйстве;
  7. Ознакомление с современными открытиями и достижениями в различных областях биологической науки и медицины;
  8. Обогащение учащихся конкретными знаниями той среды, в которой совершаются жизненные процессы изучаемых организмов, наблюдение за растениями и животными в природе, в их естественной обстановке, что обеспечивает экологическое просвещение учащихся;
  9. Знакомство школьников с многообразием органического мира, в том числе тех районов и областей, где они никогда не бывали;
  10. Повышение познавательной активности школьников, качества усвоения программного материала: знания более прочные, глубокие и осмысленные;
  11. Знакомство с содержанием, выходящим за рамки школьного учебника.

Продуманное применение видеофильмов на уроках биологии способствует развитию у школьников интереса к учебному предмету, помогает выработать навыки самостоятельной работы: вычленять основные положения в увиденном, сравнивать это увиденное с прочитанным ранее, выявлять связь между ними и другое. Всё это развивает мотивацию, внимание, мышление, память, позволяет повысить уровень общего развития школьников. Наблюдения исследователей за состоянием внимания учащихся на уроке с телеэкраном показали, что фильм изменяет у детей динамику всех видов внимания. Учащиеся работают более сосредоточенно, так как знают, что смена кадров не связана с их индивидуальным темпом деятельности. Устойчивость интереса объясняется и более органическим включением иллюстрации в изложение материала. Накопленные телевидением способы и пути убеждения позволяют воздействовать на сознание и чувства аудитории. Это во многом обусловлено высоким эстетическим уровнем видеофильмов, построением их по законам искусства [3].

Демонстрация видеофильмов, ярко и красочно рисующих природу, в том числе, нашей страны, воспитывает у учащихся эстетические чувства, чувство любви к Родине, стремление к охране её богатств.

Все перечисленные возможности видеофильмов могут быть реализованы при одном условии – заинтересованном, вдумчивом, нешаблонном их использовании. При планировании предстоящего урока нужно очень чётко определить, для выполнения каких познавательных задач предназначается видеофильм. Познакомившись с содержанием видеофильма, следует отобрать оптимальный объём информации, учитывая такие факторы как общий уровень развития учащихся, подготовленность их к восприятию данного содержания, интересы и особенности детей, умение работать с фильмом. Глубина понимания содержания видеофрагмента будет зависеть и от качества усвоения ранее пройденного материала. Одна из задач, возникающих при использовании видеофильма, это установление тесной связи его содержания с другими источниками учебной информации.

От чёткости и правильности установки зависит интенсивность и качество работы учеников во время фильма. Чтобы не допустить пассивного слушания и просмотра видеофильма, важно следовать испытанному педагогическому принципу: “учить – значит делать”. Ученики должны не просто смотреть фильм, а принимать в нём активное участие: спорить, размышлять, оценивать.

1. При использовании видеофильма в качестве основного источника новых знаний по теме урока, можно написать на доске вопросы, на которые школьники получат ответы во время просмотра и которые должны предусматривать главным образом осмысление учащимися наиболее существенных фактов и выявление связей между ними. Можно также вывесить плакат с новыми терминами, названиями, датами, с которыми они встретятся в фильме. В этом случае на следующем этапе урока учитель, как правило, проводит следующую работу: выясняет, как поняты наиболее сложные вопросы; дополняет то, что в содержании фильма, по его мнению, раскрыто недостаточно полно; закрепляет полученные сведения, делает необходимые выводы и обобщения.

2. Учителем может быть дан план предлагаемого для просмотра фильма. Но полезно активизировать работу с планом, например, его лучше записывать на левой стороне доски или в тетради. В ходе просмотра (во время пауз) или после него учащиеся делают записи по содержанию фильма на правой (свободной) стороне листа, отмечают отдельные факты, детали, иллюстрирующие или доказывающие положения плана, составляют, заполняют схемы. Учителю, разбирая в классе записи по плану, следует исправлять типичные ошибки: дословную фиксацию предложений ведущего, искажение конкретных фактов и другое. Надо учесть, что нецелесообразно давать план достаточно подробный и детальный, так как он ориентирует учащихся на пассивное восприятие материала: логика развития действия уже не интересует учащихся, поскольку она зафиксирована в плане.

3. Это могут быть проблемные задачи, поставленные учителем перед просмотром фильма, ответ на которые можно проверить в конце урока или на следующем занятии, в зависимости от степени подготовленности класса и сложности самого задания.

4. Одним из путей является актуальность подобранного материала, ибо “новизна информации только и способна возбудить интерес к размышлениям, к слежению за дальнейшим развёртыванием событий”. Актуальность каждого сообщения в том, что оно включает в себя новую и интересную для получателя информацию, как ожидаемую, так и неожиданную для него.

5. Наибольший эффект в активизации деятельности учащихся на уроке с видеофильмом достигается в тех случаях, когда его содержание ограничено демонстрацией опытов, то есть, ведущий показывает и комментирует опыты, не объясняя их. Осмысление их результатов организует учитель.

6. Младших школьников можно заинтересовать предстоящим фильмом, пересказав какой-то его фрагмент, они могут также сравнивать содержание видеофильма с соответствующей статьёй учебника и делать необходимые выводы.

7. Учащимся 6-9 классов может быть предложено в ходе просмотра фильма (во время специальных пауз) выполнить то или иное задание: составить план или конспект, выполнить зарисовки, заполнить рабочие листы и так далее. Рабочие листы могут содержать задания, помогающие подготовиться к восприятию фильма, установить связь между вступительным словом учителя и содержанием видеофрагмента или направить внимание школьников на основное в нём; тесты, подготовленные учителем к видеофильму: тесты с выбором ответов, тесты сравнения, тесты подставки, тесты группировки, тесты задания и другие.

Нецелесообразно давать задание конспектировать содержание видеофильма по ходу его просмотра, так как учащиеся отрываются от наблюдений за экраном, а ведь в фильме зрительный ряд несёт или основную нагрузку, или близкую к ней. Поэтому конспект фильма становится конспектом лишь словесного сопровождения.

8. В 9-11 классах, где ребята уже могут и умеют мыслить самостоятельно, и способны вести дискуссии, формы работы по фильму могут усложняться: анализ видеофрагмента с разбором заданий из рабочих листов, конференция по его материалу, отчёты о просмотренном материале, творческие задания на тему видеофильма.

При подготовке любых заданий учитель должен учитывать методологические вопросы биологии, адресовать школьников к типичным экспериментам, задачам, лабораторным работам, текстологическому анализу (в пределах школьной программы).

На уроках с использованием видеофильмов учитель выступает, прежде всего, как организатор самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. Он не становится просто зрителем вместе со своими учениками и не ограничивается только контролем над их дисциплиной и вниманием. Учитель должен принимать передачу вместе с детьми и проводить определённую работу с ними. Его задача следить за ходом передачи и не терять контакта с классом, от её решения зависит успех урока в целом. Активность учителя в период просмотра видеофильма может выражаться в следующем:

  • его готовности в нужный момент подхватить фильм, переключить класс “на себя” и также быстро в следующий момент вернуть учеников к экрану;
  • в помощи ученикам разобраться в материале видеофильма. Для этого следует отсылать их к вопросам, написанным на доске, акцентировать их внимание на отдельных моментах видеофрагмента и так далее. При этом реплики и указания учителя должны быть краткими и лаконичными. Он не должен давать параллельно с текстом фильма “свой текст”. Необходимость в тех или иных корректировках со стороны учителя возникает ситуативно и определяется его знанием специфики своего класса, а также тем, как протекает процесс восприятия.
  • в организации работы учащихся во время пауз, создаваемых в фильме для выполнения заданий и ответов на вопросы, прозвучавшие с экрана;
  • в осуществлении обычного контроля над вниманием учеников, какой имеет место на каждом уроке. Однако осуществлять его в данной ситуации надо очень тактично, как показывает опыт, замечание, сделанное громко, привлекает внимание всего класса, мешает восприятию.

Учителю также необходимо, пользуясь методом психологического наблюдения, следить за реакцией класса, чтобы решить, как понято содержание видеофрагмента в целом. Это даёт возможность определить методику работы с учащимися после его окончания и, если возникает необходимость, перестроить ранее запланированные формы и приёмы изучения темы. Возникновение у школьников вопросов на уроке после просмотра фильма свидетельствует о том, что передача затронула существенные стороны их познавательной деятельности.

Следует остановиться на домашних заданиях, которые можно задавать после уроков с применением телевидения. Учитель может дать учащимся домашнее задание, в которое будут входить вопросы, требующие от них ещё раз, опираясь на зрительный ряд видеофильма, разобраться в основных положениях темы, которые будут осмысляться после приёма фильма. Полезно задавать на дом составление таблиц, схем, развивающих такие приёмы умственной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На основе видеофильмов можно давать школьникам и творческие задания такого характера: продолжить сюжетную линию фильма или изменить сюжет, предложив свой; написать отзыв на фильм, отрецензировать его; на предложенную учителем тему подобрать изобразительный ряд для собственного фильма или подготовить его сценарный план; сделать иллюстрации к просмотренному фильму. Такого рода задания развивают творческие способности, активизируют познавательную самостоятельность учащихся. Ведь для выполнения подобных заданий старшеклассникам потребуется обратиться к дополнительным источникам знаний: книгам, справочникам и, при наличии возможности, в сеть интернет.

На данном этапе своей работы отслеживание эффективности использования при организации учебно-познавательной деятельности учащихся приёма включения в содержание урока видеофильма осуществляю через наблюдения, анкетирование и проверочные работы. Так, среди 44 учащихся 8 классов была проведена анкета: продолжить предложения. В одном из них “Мне нравится на уроке биологии…” без какой-либо подсказки 17 человек (39%) написали о видеофильмах. При конкретизации вопроса: “Когда на уроке биологии показывают видеофильм…” из 84 учащихся одного 8 и трёх 9 классов 82% детей выразили своё положительное отношение.

Для выявления усвоения содержания показанного на уроке использую и тематические проверочные работы. Например, в проверочную работу по классу Пресмыкающиеся, проводимую в виде тестов: верно ли утверждение, был включён вопрос со свободным ответом по просмотренному ранее видеофрагменту “В зелёной траве он зелёный, в высохшей и пожелтевшей – жёлтый. На стволе дерева он имеет цвет коры и листьев. Кто он? Каковы его биологические особенности?” Распознали животное все учащиеся, многими из них была дана исчерпывающая характеристика биологических особенностей хамелеона. Анализ ответов позволил сделать вывод о внимательности детей, степени запоминания отдельных фактов, наличии интереса к увиденному материалу.

Примеры использования видеофильмов на уроках биологии в 8,9 классах

Пример №1. 8 класс, тема урока “Особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания”

На уроке используется фрагмент из сериала “Подводная одиссея. Голубая бездна”, в котором показываются морские обитатели – рыбы в их естественной среде. В кадрах можно увидеть отдельных особей разных видов (тунец, бронзовая акула и другие рыбы), косяки сардин. Все рыбы находятся в движении, просматриваются взаимосвязи между ними, наличие приспособлений к обитанию в данных условиях.

Перед просмотром видеофрагмента, восстанавливаем с учащимися алгоритм изучения внешнего строения животных в связи со средой обитания: форма, окраска тела и его отделы; кожные покровы; органы передвижения; органы чувств. Даётся задание обратить внимание на указанные признаки при просмотре фильма, а также сразу после просмотра зафиксировать возникшие вопросы. После фильма учащиеся, припоминая увиденное на экране, заполняют таблицу: “Особенности внешнего строения рыб”

Форма тела и его отделы, окраска.

Кожные покровы

Органы передвижения

Органы чувств

       

Далее даётся задание прочитать соответствующий теме параграф в учебнике и дополнить таблицу. После этого возвращаемся к вопросам, возникшим у ребят при просмотре фильма, и, как правило, после проделанной работы учащиеся сами дают ответы на большинство вопросов.

Использованный приём позволил комплексно решить образовательные задачи: познакомить учащихся с особенностями внешнего строения рыб в связи со средой обитания через наблюдение за ними в их естественной обстановке. В ходе работы учащиеся анализировали, классифицировали, сравнивали, то есть вели активную мыслительную деятельность с учебным материалом урока. Кадры слаженного и молниеносного движения косяка сардин вызвали повышенный интерес у детей и даже у некоторых удивление и восхищение, это позволило затронуть их эмоциональную сферу

Пример № 2. 8 класс, тема урока “Клещи, значение их в природе и жизни человека”.

При знакомстве с таёжным клещом используется видеофрагмент из передачи “Впрок”, в котором показывается порядок действий по его удалению с тела человека. Первоначально учащимся предлагается просмотр немого фрагмента с последующим выполнением задания: составить памятку “Правила удаления таёжного клеща” Далее идёт обсуждение в парах и самоконтроль. Для самопроверки повторно просматривается уже озвученный фрагмент и делается корректировка записей в тетради.

Возможен и другой вариант: просмотр с комментариями одним из учеников кадров фрагмента; обсуждение классом допущенных при озвучивании ошибок (если были) и неточностей; повторный показ (если есть необходимость); работа в тетради.

Приведённый пример показывает возможность вариативного применения видеофрагмента с учетом познавательных особенностей детей. При этом на уроке учащиеся использовали имеющиеся знания и ранее приобретённый опыт и закрепили всё это в ненавязчивом неоднократном повторении, так как в нашем регионе знание содержания данного материала имеет важное практическое значение для обеспечения безопасности жизни.

Пример № 3. 8 класс, первый урок изучения класса Насекомых. Тема урока: “Насекомые, особенности их строения и жизнедеятельности” (2 учебных часа)

На занятии используется видеофильм “Насекомые” из сериала “Очевидец”, включающий разнообразную информацию. В данном случае вызывает затруднение и с художественной точки зрения нецелесообразно выделение фрагментов. Поэтому полный его показ на первом уроке позволяет использовать увиденный материал на последующих. Работа организуется следующим образом: перед просмотром учащимся даётся план содержания фильма, который они записывают в тетради на левой стороне листа

  1. Многообразие насекомых, среды их обитания.
  2. Общие признаки насекомых.
  3. Происхождение насекомых.
  4. Размножение стрекоз.
  5. Как видят насекомые.
  6. Как издают звуки и слышат.
  7. Способы общения насекомых.
  8. Способы защиты.
  9. Жизнь общественных насекомых.
  10. Виды ротовых аппаратов.
  11. Роль насекомых в природе, значение в жизни человека.

Справа, во время заранее предусмотренных пауз, учащимися фиксируются названия насекомых, отдельные факты, особенности и прочее. Кроме плана предлагаются вопросы, ответы на которые надо будет дать на этом уроке.

  1. Почему насекомые небольших размеров?
  2. Как называется взаимосвязанное развитие насекомых и цветковых растений? (ответ на данный вопрос может служить “индикатором” внимательности детей при просмотре фильма и способности к запоминанию новых биологических терминов)
  3. Почему у насекомых разные ротовые аппараты?
  4. Какие способы защиты сформировались у насекомых в процессе эволюции?

После показа, в зависимости от способностей детей к самостоятельной учебной деятельности, организуется работа с материалом соответствующим теме данного урока: заполнение таблицы “Сравнительная характеристика классов типа Членистоногие” или “Особенности внешнего строения насекомых”; составление схем, таких как, “Способы общения насекомых”, “Типы ротовых аппаратов”; обсуждение вопросов, составленных самими учащимися.

Использование видеофильма в течение нескольких уроков мотивирует учащихся к длительному запоминанию, этому же способствует и неоднократное возвращение к просмотренному, восстановление в памяти увиденного.

Пример № 4. 9 класс, тема урока: “Место человека в системе животного мира. Влияние биологических и социальных факторов на развитие человека”

При рассмотрении вопроса об особенностях человека как социального существа, показывается видеофрагмент из информационной передачи, который назван “Оксана – “маугли”. В нём рассказывается о девочке, чьи родители злоупотребляли алкоголем, и заботилась о ней в течение 7 лет собака и о последствиях “воспитания” собакой. После просмотра обсуждается вопрос: “О чём с точки зрения биологии свидетельствует этот факт?” В заключение учащимися делается вывод о том, что без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не разовьётся человеческая личность.

Данный фрагмент имеет и большое воспитательное значение: показано насколько может деградировать личность человека при алкоголизме (родители девочки); в нравственном аспекте возникает вопрос об участии в судьбе и мере ответственности за полноценную жизнь тех, кто с нами рядом, за наших близких.

Сегодня стало очевидным, что учебная информация, которая передаётся ребёнку в школе, занимает в общем информационном потоке всё менее значительное место по сравнению с компьютерными играми, кабельным телевидением, видео- и звукозаписями и другой продукцией средств массовой коммуникации. Каждый учащийся, удовлетворяя потребности, может создать для себя комфортную информационную среду, в которую, скорее всего, не будут входить образовательные программы и учебники. Таким образом, современный школьник оказывается перед лавиной информации, которую он не умеет правильно воспринимать и использовать, чаще всего не понимает и её предназначения. Описанный опыт работы - это один из путей использования информационного поля телевидения в обучении биологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гилёва Г. Г. Медиаобразование и биология: первые шаги. // Биология в школе. 1998. № 2. с. 36-4
  2. Морозова Л. Ф. Учебные кинофильмы на уроках. // Биология в школе. 1991. № 6. с. 41-43
  3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005 (серия “Энциклопедия образовательных технологий”)
  4. Черкасская Н. Б. Видеофильмы по биологии. // Биология в школе. 1996. № 6. с. 75-78
  5. Черкасская Н. Б. Видеофильмы по биологии: удачи и промахи. // Биология в школе. 1997. № 4. с. 91-95