Примеры упражнений по развитию памяти, внимания, воображения на уроках биологии

Разделы: Биология


Ни для кого не секрет, что с каждым годом всё более возрастают требования к умственной деятельности школьников. И поэтому в последнее время удлиняются сроки обучения, увеличивается объём усваиваемых знаний. Но становится очевидным, что такой процесс имеет определённые границы. Беспредельно увеличивать время обучения невозможно. До сих пор усилия педагогики по совершенствованию системы обучения концентрировались преимущественно на улучшении содержания и повышении качества преподавания. Были разработаны новые методы обучения. Однако в то время как процесс передачи знаний интенсивно совершенствовался, методам усвоения и практического применения этих знаний уделялось сравнительно мало внимания. Возникает противоречие: требования к умственной деятельности учащихся непрерывно растут, а их способность усваивать и использовать полученные знания остаётся на довольно низком уровне.

Учёные отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие “творческие способности”, невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесёт желаемого результата. Познавательные задания должны составлять систему позволяющую формировать и развивать всё многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащегося и обеспечивать переход от репродуктивных, формально-логических действий - к творческим. Традиционный урок, как правило, использует интеллектуальные, творческие ресурсы учащихся, задачи развития отодвинуты на второй план насыщенным содержанием. Поэтому так важно, актуально для учителя включать в структуру урока развивающие задания, основанные на содержании урока. Этим достигаются две цели: дается содержание, и реализуются задачи развития интеллектуальной и творческой деятельности.

Необходимо также помнить, что творческие способности рассматриваются как то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Поэтому нельзя не отметить огромное значение для развития творческих способностей уровня развития психических механизмов – памяти, внимания, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся.

Вашему вниманию предлагаются примеры развивающих заданий, легко включающихся в структуру урока биологии в разных классах. Важно отметить, что использование этих и подобных упражнений должно происходить непрерывно, образуя единую систему, внутри которой решаются определенные задачи развития конкретного класса. В реализации этого подхода важное значение приобретают психолого-педагогическое наблюдение и срезовая диагностика осуществляемая психологом, на основании которых учитель выбирает наиболее актуальные развивающие упражнения и составляет свой комплекс заданий.

Примеры упражнений

9 класс (приём мнемотехника)

Чтобы запомнить, что является органом дневного, а что ночного зрения – палочки или колбочки, можно запомнить следующее: ночью легче идти с палочкой, а с колбочками в лаборатории работают днём.

8 класс . Память, внимание, воображение.

Задание 1: Внимательно прослушайте список понятий № 1, по теме: “Класс Хрящевые рыбы” и запомните их, представляя образы (не механически!).

Список слов № 1:

хрящевые рыбы

акулы

скаты

химеры

жаберная щель

торпедообразная форма

острый нос

заостренный хвостовой плавник

активный хищник

белая акула

акула – лилипут

тигровая акула

китовая акула

акула – молот

скат манта

скат электрический

придонное животное

плоское тело

хлыст

острый шип

Задание 2: (Читая второй список, в начале и в конце надо называть номер этого понятия). А теперь прослушайте список понятий №2 , припоминая слова из первого списка. Если Вы услышите понятие, которое встречалось в списке № 1, то напишите его порядковый номер в строчку “№” таблицы. Список понятий № 2:

1. морские животные

2. хрящевой скелет

3. хрящевые рыбы

4. голая кожа

5. чешуя костная

6. акулы

7. скаты

8. химеры

9. жаберная крышка

10. жаберный аппарат

11. жаберная щель

12. удлиненное тело

13. обтекаемая форма

14. сильное тело

15. торпедообразная форма

16. заостренная морда

17. острый нос

18. рыло

19. большой рот

20. кинжаловидные зубы

21. глаза

22. пара ноздрей

23. заостренный сверху хвостовой плавник

24. заостренный снизу хвостовой плавник

25. заостренный хвостовой плавник

26. ночной хищник

27. дневной хищник

28. придонный хищник

29. стремительный хищник

30. активный хищник

31. белая акула

32. голубая акула

33. карликовая акула

34. акула – нянька

35. акула – лилипут

36. игровая акула

37. гигантская акула

38. акула – катран

39. китовая акула

40. акула – молот

41. акула леопардовая

42. сера акула

43. скат – манта

44. скат электрический

45. рыба – пила

46. скат – хвостокол

47. придонный скат

48. придонное животное

49. плоское тело

50. ромбовидное тело

51. дисковидное тело

52. ядовитая железа

53. длинный хвост

54. тонкий хвост

55. хлыст

56. острый шип

57. удар током

58. электрические органы

59. электрический ток

60. напряжение

Таблица для ответов:

                             

Внимание

6 класс

Задание 1: Быстро прочитывая каждую строчку, мысленно выделяйте понятия, относящиеся к теме: “Лист”. В конце строки, в квадратике, запишите число, обозначающее количество слов или словосочетаний, встретившихся Вам на строке по данной теме.

Время выполнения 5 минут

      +/-
1. жилканиецитоплазмапростойлистзонаделениякорневойчехликкорень    
2. растительныйпокровземлиестественныйпокровземлиискусственный    
3. флорафаунабактериилишайникирастенияцветоксетчатоежилкование    
4. зародышевыйкорешокзародышеваяпочечкачерешоксемяножкасемя    
5. кустарничексетчатоежилкованиерастительныйлеслистоваяпластинка    
6. краснаякнигапараллельноежилкованиезаповедниклистоваямозаикаил    
7. почвакореньлистоваяпластинкакорневоедавлениелистоваямозаикасок    
8. движениецитоплазмыобменвеществизбирательнаяпроницаемостьдуб    
9. образовательнаятканьхромосомызонапроведениязонаростакорнеплод    
10. цитоплазмаоболочкаядропальчатоежилкованиеприлистникчерешокил    
11. эндоспермрастительныйбелокжирвсхожестьсемянстолбчатаятканьсок    
12. семячерешковыйлисткорневоедавлениежилкованиефлораустьицесемя    
13. надземноепрорастаниеподземноепрорастаниезамыкающиеклеткисода    
14. главныйкореньпридаточныйкореньбоковойкоренькорневыеклубникил    
15. коракорняситовидныетрубкикореньсосудыстержневаякорневаясистем    
16. корневоедавлениефотосинтезиспарениеобразованиеперегнояпророст    
17. мочковатаякорневаясистемазачаточныйкорешоксемядоляэндоспермил    
18. минеральныеудобренияорганическиеудобрениянавоззолаподкормкаил    
19. зонапроведениякорневойволосокдуговоежилкованиесемяфотосинтез    
20. бактериальныеклубенькивоздушныекорнитравыфотосинтезкореньсок    
21. простойлистдеревооднолетнеерастениемноголетнеерастениечерешок    
22. биологияботаникафенологияфотосинтезтехническиерастенияпищевые    
23. краснаякнигаиспарениеводывысшиерастенияводопадлистопадцветок    
24. низшиерастениябактериимхипапоротниксосудыголосеменныеросток    
25. вегетативныеорганырепродуктивныеорганыботаническийсадкустарник    
26. многолетниетравыоднолетниетравыпростойлиствегетационныйпериод    
27. сложныйлисттубусокулярпредметноестекломикроскопобъективтубус    
28. зеркаловинтыокулярпредметныйстоликгубчатаятканьстолбчатаяткань    
29. пластидыхромопластыгубчатаятканьлейкопластыпластидыхромосомы    
30. препаровальнаялупаустьичнаящельустьицежилкаклеткимикроскопвяз    

7 класс

Задание 2: За четыре минуты, внимательно читая правую колонку, найдите и подсчитайте слова, которые указаны в левой колонке. Запишите в конце строки цифрой, сколько таких слов вы нашли на этой строке.

      число
1. бурсария бульдог булыжник бугор бур буренка бурсария брус брусок брусника боб  
2. трубач трубка трубочник трубочист трубадур труба трубочка трубопровод труба  
3. эвглена эвглена лена лень эволюция эврибионты эврика эвилина эвклептика эпоха  
4. вольвокс вольер вольво вольт воля вольвокс вольво воля вольвокс вольво вольвокс  
5. инфузория диффузия иридофоры интерферон конфуз фурия фургон инфляция иофе  
6. колония колонна клон кол клонирование кулан колено коллаген колпица колония  
7. хлорофилл хлорофилл хлорелла хлороформ хлорка хлопок хлорофилл хлорелла хлор  
8. лямблия лямблиоз лямка лягушка вольвокс лямка ломоть лягушка лямблиоз лямка  
9. трихомонада туфелька трихомонада троя трон триас тромбоцит трипаносома тримминг  
10. трипаносома туфелька трихомонада троя трон триас тромбоцит трипаносома тримминг  
11. жгутик жгут жгутик жгутиконосец железа желток жук жито жгут жгутик жгут  
12. глазок глаза глазница глазунья гроза газ газировка глазница глаз глазок глазок  
13. реснички ресница рефлекс рецепт рисование лисички ремесло реснички ресница  
14. фортицелла фортуна фартук фортепьяно фагоцитоз фортепьяно фагоцителла фортуна  
15. ядро ядрица ядрышко яд язва язык яйцо ядро ядро ядро ядро ядро ядрица ягуар  
16. вакуоль вакуоль вакуум вакса вакансия вакцина вакцина вакуум вакансия вакуоль  
17. оболочка оболтус обомлеть оболочка обоняние обольститель оболочка оболочка он  
18. цитоплазма цитоскелет цитология цитогенетика цитрус цикламен цитология цитрон  
19. клетка клерк клетчатка клетушка клеточка клеть клетка клерк клепка клиент  
20. сувойка слойка сойка суворов сурикаты срок сувойка слойка сойка сушка сумка  

Память, внимание

Задание 1: Запомните записанные в клеточках таблицы понятия. Сначала рассмотрите любую одну из клеточек, и образно представьте ее расположение в таблице. Представьте образно понятие, записанное в этой клеточке. Перейдите к любой другой клеточке и проделайте те же самые действия с другим понятием и так далее. Переключайте Ваше внимание от одного понятия к другому. Таким образом, надо поработать 2 - 3 раза с каждой клеточкой таблицы.

Время выполнения задания 4 минуты.

Слизень Беззубка
Осьминог Кальмар

Задание 2: Закройте таблицу листком бумаги и по памяти представьте, запомненную Вами таблицу. При этом Вы не должны видеть никакие клетки в (тетради, на стенах и т.д.). Далее задание Вам читает другой человек, а Вы выполняете его мысленно. Вам необходимо выполнить семь упражнений.

Время выполнения задания 4 минуты.

На запомненную Вами таблицу попал муравей, испугался и стал по ней метаться. Давайте мысленно проследим за его движением.

Муравей попал на клетку: КАЛЬМАР

Маршрут движения муравья:

ВВЕРХ —> ВЛЕВО —> ВНИЗ —> ВВЕРХ —> СТОП.

Где находится муравей (укажите понятие, которое записано в этой клетке)?

 Задание 3.

Может использоваться в качестве разминки в начале урока или для проверки домашнего задания.

Учитель читает ряд произвольных слов (в достаточно быстром темпе), среди которых “закопаны” термины, относящиеся к данной теме. Соотношение слов должно быть примерно 1 к 3, т. е. Из 30 произвольных слов только 10 по теме. Учащиеся записывают только термины, которые, по их мнению, относятся к теме. После этого напротив каждого термина ученик пишет определение. Таким образом проверяется и внимательность и знание терминологии по данной теме.

Воображение

9 класс.

Задание 1:

Тема “ Рефлексы”.

Иллюстрация действия условного рефлекса: Представьте, что перед вами на столе стоит красивая фарфоровая, белоснежная тарелка. На тарелке лежит ярко-жёлтый, ароматный, сочный лимон. Вы видите на его шкурке капельки воды, чувствуете его запах… Берёте нож и медленно режете этот лимон. Но нож оказывается тупым. Он не режет, а скорее мнёт лимон. Во все стороны летят брызги!

При должной подаче данного текста у слушателей невольно начинает выделяться слюна, и мы переходим к обсуждению слюноотделительного рефлекса.

Задание 2:

Тема “Пищеварительная система”.

Представьте и опишите, в виде краткого сценария, путешествие кусочка пищи по пищеварительной системе. В главной роли – вы!

Важно, чтобы при выполнении данной работы соблюдалась правильная последовательность органов и выполняемых физиологических процессов, но ,описаны они должны быть “изнутри”.

8 класс.

Задание 1:

Представьте себе внешний вид объектов и попробуйте найти общие признаки внутри каждой группы:

  • Бабочка, муравей, жук.
  • Сосна, яблоня, баобаб.
  • Человек, белка, жираф.
  • Апельсин, банан, груша.

Задание 2:

Представьте себе и нарисуйте животное, которое обладает как можно большим количеством приспособлений к жизни в наземно-воздушной (водной, почвенной, организменной) среде.

Данное задание удобнее давать выполнить, если класс предварительно разделён на группы. Каждая группа по жребию получает ту, или иную среду и делает рисунок. Можно устроить соревнование: У какой команды окажется больше подходящих признаков на рисунке.

Задание 3:

Представьте, что вы – инопланетянин. Вы увидели слона (любой объект, подходящий к теме). Опишите его, как можно подробнее, но с точки зрения инопланетного существа. Опираясь на своё описание, сделайте предположения, как оно питается, каков его образ жизни.

При выполнении данного упражнения можно использовать фотографии животных или видеоматериалы.

Список литературы:

  1. Младший школьник. Развитие познавательных способностей. Под ред. И. В. Дубровиной. Москва “Просвещение” 2003.
  2. Мир фантазии. С. Гин. Москва “Вита пресс” 2001.
  3. Мир логики. С. Гин. Москва “Вита пресс” 2001.
  4. Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. – М., 1987.
  5. Житникова Л. М., Учите детей запоминать. – М., 1985.
  6. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников. – М., 1997.