Задачи урока:
- Познакомить учащихся с основной и наиболее распространенной причиной заболевания органов дыхания – курением.
- Познакомить с воздействием табака на организм и последствиями этого воздействия.
- Раскрыть роль открытия клеточного строения в доказательстве родства и общности происхождения всех организмов.
- Осуществлять формирование научного мировоззрения (показывая, что вещества, содержащиеся в никотине, вызывают изменения на клеточном уровне в организме человека, что приводит к нарушению функций систем органов человека).
- Осуществлять формирование осознанного негативного отношения к курению.
- Развивать навыки наблюдать, сопоставлять и сравнивать, делать выводы.
Оборудование:
- Таблица “Воздействие никотина на организм человека”,
- Видеофрагменты СD: “Истинное лицо табака”, “Состав табачного дыма”, “Пассивные курильщики – кто они?”.
- Анимационный ролик СD “Развитие злокачественной опухоли”.
- Опорный конспект.
Структура урока:
- Организационный момент (1 мин.).
- Обсуждение проблемного вопроса (42 мин.).
- Итог урока (2 мин.).
ХОД УРОКА
Время |
Содержание урока |
Методы и средства обучения |
|||||||||||||||||||||||||||
1 мин. 42 мин.
2 мин. |
I. Организационный момент II.Обсуждение проблемного вопроса 1. Подведение к теме Рассматривая строение различных систем органов человека, мы отмечали не только особенности строения этих систем, но и выполняемых функций, а так же нарушения деятельности той или иной системы; выясняли причины, вызывающие эти нарушения, а так же рассматривали меры предупреждений. Дыхательная система не является исключением – на сегодняшний день именно она подвергается мощному воздействию со стороны никотина, что приводит к негативным последствиям для организма человека. Но воздействию никотина подвергаются и другие системы органов. Каковы последствия этого воздействия? Курение – это привычка или зависимость – об этом мы будем говорить на сегодняшнем уроке. Тема урока: “ Курение и его последствия”. 2. Тема для обсуждения: “Почему люди курят и почему люди не курят?”
3. Курение и его негативные последствия 1 – истинное лицо табака;
Курящий человек живет в среднем на шесть лет меньше. 5 – пассивные курильщики – кто они? 4.
Для дискуссии из общего числа учащихся
составляются две группы:
однако это не так, повзрослев по-настоящему, они не могут бросить курить, потому что оказываются в зависимости от табака. В ходе обсуждения была высказана интересная мысль о том, что курить бросить тяжело, даже если человек этого очень хочет, поэтому давайте подумаем, почему легче не начинать курить, чем бросать? (Почему бросить труднее, чем начать?) Выслушав несколько ответов на поставленный вопрос, учитель обращает внимание на тот факт, что при курении у человека происходят изменения на уровне клеток, они привыкают работать в присутствии никотина и требуют его постоянно, т.е. формируется зависимость человека – физиологическая, преодолеть которую намного сложнее, чем психологическую. Возникает ситуация, когда человек понимает, какое воздействие он оказывает на свой организм, хочет исправить положение, но почему-то уже не может. (Конечно, это сложно, ведь теперь кроме решения психологического вопроса необходимо перестроить работу всего организма на прежний “безникотиновый” лад, а это очень трудно). Часто кажется, что курение является только привычкой, от которой в любой момент можно отказаться, но с течением времени все больше и больше становится яснее разница между привычкой и зависимостью:
III. Итог урока В заключение нашего сегодняшнего обсуждения необходимо отметить, что некурящих людей больше, чем курящих. Люди заботятся о своем здоровье и своих близких, а вы? |
Вступительное слово учителя с записью темы урока на доске
Обсуждение с учащимися поставленных вопросов с записью ответов на доске (повторные не выписываются) и выводов в конце обсуждений. Рассказ учителя с использованием: 1 – видеофрагмента СD;
5 – видеофрагмента СD Дискуссия учащихся, с обращением внимания на наиболее значимые вопросы
Демонстрация изображения изменений в организме человека на клеточном уровне
Обсуждение с учащимися таблицы сравнения привычки и зависимости и формулировкой вывода |