Биология
-
Урок-конференция на тему: "Экологическая ситуация в Республике Башкортостан" 2006
Изучению экологии обычно уделяется гораздо меньше часов, по сравнению с другими предметами, лежащим в основе современного образования. Однако игнорирование этого предмета невозможно, так как отношения человека и природы есть составляющая часть культуры. Данная разработка – урок-конференция, как альтернативная форма проведения занятий, помогает подать необходимый объем информации в интересной форме, а самое главное способствует тому, чтобы знания не только усвоились, но и легли в основу бережного и рационального отношения учащегося к окружающей среде.
-
Урок биологии в 8-м классе по теме: "Процесс пищеварения. Роль ферментов в процессе пищеварения" 2006
Комбинированный урок, включающий изучение новой темы и лабораторную работу. Учащиеся знакомятся с понятиями "фермент" и "субстрат", рассматривают специфическое действие ферментов на определенные субстраты. Лабораторная работа как исследовательский метод обучения способствует развитию мышления учащихся, активизирует познавательный интерес к предмету.
-
Программа элективного курса "Растения в условиях солевого стресса" 2006
Программа элективного курса "Растения в условиях солевого стресса" рассчитана на учащихся 9–11-х классов, проявляющих интерес к изучению биологии. Данный курс позволит школьникам систематизировать, расширить и укрепить знания об особенностях роста, развития и физиологического состояния растительного организма в условиях солевого стресса, развить исследовательские способности, подготовиться к осознанному и ответственному жизненному и профессиональному пути.
-
Изучение темы "Опорно-двигательная система" с использованием элементов проектной методики 2006
Данная статья разработана автором при изучении и апробации в практике технологии проектной деятельности. На примере данной темы автор показывает возможность использования элементов метода учебных проектов на уроках. В статье определены цели изучения темы, отражены межпредметные связи, дано подробное планироване изучения темы. Автор показывает, как метод проектов вводится в образовательный процесс, как организуется работа над проектом, какие формы презентации проектов используются, и представляет дидактические метериалы, необходимые для организации работы по данной теме. Представленные вопросы могут быть использованы для организации групповой работы на уроке или в планировании традиционного урока.
-
Тема урока: "Гигиена дыхания" 2006
На уроке систематизируются знания об органах дыхания, конкретизируются знания о вредном воздействии загрязненного воздуха и курения.
-
Урок биологии в 9-м классе на тему: "Обобщение знаний по теме "Химический состав организмов" 2006
Данный урок проводится в 9-м классе по теме структурная организация живых организмов. Тема "Химический состав организмов" трудна для изучения, т.к. ученики еще не знают составы органических веществ. На обобщающем уроке ученики закрепляют знания о химическом составе организмов. Урок спланирован с учетом практической направленности обучения, т.к. учащиеся должны в 9-м классе познакомиться с общими биологическими закономерностями и усвоить базовый минимум содержания биологического образования.
-
Оптимальная система воспитывающее-развивающего обучения "Человек – Природа – ЗОЖ" 2006
Сформировать мышление и выработать систему ведения ЗОЖ, умение действовать в экстремальных ситуациях, решать экологические проблемы.
-
Интегрированный урок: литература + биология по роману В.Дудинцева "Белые одежды" 2006
Двухчасовой интегрированный урок "Цвет наших одежд" по роману Владимира Дудинцева "Белые одежды" проводится в 11-м классе в рамках темы "Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве". Актуальность, многопроблемность романа, естественная межпредметная связь с биологией позволяют провести урок именно такого типа. Учащиеся читают роман заранее, готовят сообщения по темам, предложенным учителем.
-
Тема урока: "Строение ротовой полости. Профилактика стоматологических заболеваний" 2006
Урок проходит в рамках общешкольной программы "Здоровье". Профилактика стоматологических заболеваний необходима, так как от состояния зубов зависит состояние и работоспособность многих внутренних органов. При изучении темы используется наглядный материал, различные виды игровой деятельности, что позволяет реализовать принцип доступности обучения. В ходе урока дается обзор гигиенических средств по уходу за ротовой полостью, и учащиеся знакомятся с литературой по теме урока.
-
Праздник "Прощанье с Ботаникой" для учащихся 7-х классов 2006
Показаны основные этапы развития растительного мира на Земле, постепенность эволюционного процесса, значение фотосинтеза в эволюции растений. Это отражено в песенной форме. Учащиеся могут песню сопроводить быстрым танцем. Когда речь идет о различных растениях или органах растений, можно приготовить костюмы. Из материала можно сделать спектакль, карнавал или литературно-музыкальный монтаж.
-
Национально-региональный компонент в преподавании биологии 2006
Составление учебных программ и их корректировка с введением национально- регионального компонента базируется на региональном экологическом, краеведческом и фенологическом материалах, что способствует обогащению содержания образования, делает его живым, доступным и интересным.
-
Тема урока: "Движение — это жизнь" 2006
На изучение темы "Движение" отвожу три урока. При изучении первого урока знакомимся с основными способами движения, учащиеся углубляют свои представления о способах передвижения организмов, выясняют, что движение – это жизнь. Этот урок провожу в режиме педагогической мастерской. Мастерская – это событие в жизни мастера и учеников, где в организованном пространстве люди мастерят, конструируют, строят свои знания. Они распахивают поле старых знаний, стирают ошибки, лепят снова, через отказ от своих прежних представлений о мире и через неожиданное приобретение знаний о себе самом. Цель этой педагогической технологии – введение мастером своих учеников в процесс познания, в поиск знаний, а не прямая передача информации от владеющего к незнающему.
-
Экскурсия по парку 2006
Природа оказывает огромное влияние на внутренний мир человека, на его развитие. Но, чтобы отношение к природе не было потребительским, разрушающим и ее и душу самого человека, необходимо воспитывать детей с самого раннего возраста в духе любви и бережного отношения к окружающему нас миру. С этой целью в объединении "Зеленый мир" ДТДиМ разработана и проводится в любое время года экскурсия по центральному парку нашего города, в котором произрастает более 150 видов различных экзотических растений.
-
Внеклассное мероприятие для обучающихся 7–9-х классов по математике, физике, химии и биологии 2006
Представленная работа содержит материал по организации и проведению предметной недели в школе. Соревновательный характер – важный элемент творчества в обучении: обучающиеся становятся непосредственными участниками познавательного процесса, активно вовлекаются в целенаправленный поиск поставленных перед ними учебных задач, оттачивают память и смекалку.
-
Урок-игра на тему: "Поляна". 6-й класс 2006
Цель данного урока - научить ребенка ощущать себя частью природы и активным участником формирования окружающей среды. Реализовать ее можно через социальное моделирование, т.е. проигрывание ситуаций, возникающих в реальной жизни. Именно эмоционально-чувственное восприятие мира позволяет решить одну из психолого-педагогических проблем естественнонаучного образования - получение формальных знаний о природе.
-
Биология в стихах 2006
Запоминание большого числа терминов, особенно изучаемых на одном уроке, очень часто вызывает затруднение у учащихся. Многие дети очень легко запоминают стихи и рифмы. В данной публикации предлагается лишь небольшая часть стихотворений по биологии.
-
Групповая форма организации познавательной деятельности учащихся как средство развития коммуникативных качеств личности 2006
Предлагаемое занятие иллюстрирует использование групповой формы организации познавательной деятельности студентов при изучении нового материала. Коллективному обсуждению изучаемых вопросов предшествует индивидуальная работа студентов, предусматривающая при возникновении необходимости возможность общения в группе. Использование элемента ролевой игры совместно с групповой формой организации деятельности способствует повышению развития коммуникативных качеств личности.
-
Разработка урока семинара-практикума по теме: "Кровь. Кровообращение" 2006
Разработка урока семинара-практикума по теме: "Кровь. Кровообращение". Интегральная технология эффективна для всех предметов, планируемые результаты обучения которых могут быть представлены в виде систем задач. Это практически все предметы школьного учебного плана. Работа группируется вокруг наиболее перспективных четырех направлений: укрупнение дидактических единиц, планирование результатов обучения, психологизация образовательного процесса, компьютеризация. Условия работы по данной технологии: это сдвоенные уроки, по программе на тему должно быть отведено 10 12 часов, или объединение мелких тем в более крупные блоки.
-
Бинарный урок: география + биология по теме: "Деятельность человека, как экологический фактор" 2006
Экологическое воспитание - одно из актуальных направлений школьного образования. В статье представлен опыт учителей по экологическому воспитанию учащихся 10-го класса через проведение бинарного урока в форме ролевой игры "Суд над деятельностью человека".
-
Сохраним цветущие растения на Земле 2006
Ответственное отношение к природе формируется у человека практически на протяжении всей жизни и особенно в школьные годы. Именно в это время, нужно помочь ребятам строить свое поведение в природе, опираясь на знания. Что может лучше украшать природу после долгой зимы, как не первые цветы, а после них цветущие поля и луга? Как поступить при встрече с ними?
-
Применение экологических задач на уроках биологии по теме: "Живой организм". 6-й класс 2006
Экология - это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на земле. Человечество - тоже часть этой жизни. Поэтому, чем раньше ребенок начнет осознавать эти взаимосвязи в природе, тем меньше проблем будет в экологическом аспекте на Земле. Помочь понять эти взаимосвязи позволят экологические задачи, которые я предлагаю на уроках биологии в разделе "Живой организм".
-
Формирование ключевых компетенций на уроках биологии 2006
Предлагаемый урок ставит следующие цели: уметь выбирать целевые установки своих действий и поступков; развивать способность видеть и понимать биологические явления в природе, отличать их от физических явлений, прогнозировать направление научного использования биологических знаний в практической деятельности человека.
-
Обобщающий урок по теме: "Пищеварение" 2006
Во-первых, все науки школьного курса направлены на формирование у учащихся общей научной картины мира; во-вторых, часто бывает, что выпускник школы не может для себя определить, чем бы хотел заниматься в дальнейшем, какую профессию выбрать, а значит какие дисциплины школьного курса для него важнее. Я считаю, что основное внимание нужно уделять развитию ученика, поэтому работаю по развитию логического мышления учащихся. Те умения и навыки, которые приобретают учащиеся на моих уроках, могут быть перенесены в любую сферу деятельности.
-
Урок-игра на тему: "Опорно-двигательная система" 2006
Организация игровых уроков это искусство увлечь детей своим предметом, удивить красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным действиям. Эта форма помогает развиваться человеку как самостоятельной личности, умеющей организовать поиск решений различных проблем на протяжении всей жизни.
-
Разработка открытого урока по теме: "Голосообразование". 8-й класс 2006
В статье изложена методика проведения интегрированного урока по физике и биологии для 8-го класса по теме "Голосообразование".
-
Обобщающий урок по теме: "Жизнь на Земле" 2006
Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Жизнь на Земле" проводится после изучения данной темы. Урок строится как путешествие по страницам книги (учитель оформляет книжку-раскладушку). Применяются различные формы работы: фронтальный опрос, работа в группе, самостоятельная работа. Благодаря этому учащиеся могут показать свои знания. Разнообразная наглядность (фотографии, рисунки животных и растений, таблицы, видеофильм) делают урок запоминающимся.
-
Урок естествознания в школе VIII вида на тему: "Лисица обыкновенная". 8-й класс 2006
На уроке дети знакомятся с особенностями жизни лисицы, учатся работать в парах, развивают свой кругозор.
-
Компьютерная программа по курсу анатомии на тему: "Роль поджелудочной железы, печени и кишечных желез в пищеварении" 2006
Данная компьютерная программа преследует не только цель формирования у детей научного (биологического) мировоззрения, но и знакомит обучаемых с возможностями применения на уроках биологии компьютера, демонстрируя влияние научно-технического прогресса на изучаемый предмет. Считаю целесообразным проведение уроков биологии в кабинете информатики, либо проведение интегрированных уроков по биологии и информатике, что позволяет приобщить учащихся к современной технике и оборудованию.
-
Внеклассное мероприятие "Мы и научно-технический прогресс" 2006
Целью мероприятия явилось желание показать влияние современной техники на здоровье человека и рассмотреть способы защиты от её вредного воздействия.
-
Конференция родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни" 2006
В нашей школе проходила "Неделя профилактики алкоголизма и курения среди учащихся школы". Так как биология – это тот предмет, на котором у учащихся формируется понятие о здоровом образе жизни, то проведение мероприятий было поручено учителям естественно-научного цикла. В статье приводится программа Недели, а также сценарий итоговой конференции для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни".